СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и игровые упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка дидактических игр по математике  в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и игровые упражнения»


















Дидактические игры и игровые упражнения по математике. «Что изменилось!» Цель: закрепить представления о цвете, форме, размере, пространственных отношениях; развивать наблюдательность, внимание, память, речь. Набор объектов (геометрические фигуры, предметные картинки, сюжетные картинки и т.д.) выставляются на полочку, или крепятся на доске. Учитель (ре­бенок) убирает один предмет, либо меняет его местоположение. Учащиеся от­гадывают, какие изменения произошли, устно формулируя ответ. Игру можно усложнить, располагая предметы не в ряд, увеличивая количество предметов. «Угадай-ка?» Цель: развивать математическую речь учащихся, обобщить и закрепить математические понятия. Игра проводится в течение всего учебного года на различных этапах урока. в учебнике и тетради часто встречаются такие игры. Подобные наборы математи­ческих объектов (от 3-х до 6) учитель может помещать в 4 и более импровизиро­ванных полочки (рамки) разного цвета, нарисованные на доске или на наборном полотне, магнитной доске и т.п. Один ученик загадывает рамку какого-либо цвета. Другой называет матема тические объекты, которые помещены в рамках. Ученик проверяет содержимое рамки и отвечает, есть такой объект или нет. Тот, кто спрашивает, должен дога­даться, какую рамку загадал ученик. Например, ученик задает вопросы: есть ли сумма чисел 3 и 5, есть ли отре­зок, есть ли красный треугольник и т.п. Игру можно усложнять, задавая вопросы: треугольник расположен правее отрезка или левее и т.п. «Эстафета» («Цепочка») Цель: развивать навыки счета, количественный или порядковый, устные вычислительные приемы. Ученик называет подряд 2-3 числа, затем счет продолжает следующий уче­ник. Эту же игру можно провести при помощи мяча. «Составим поезд» Цель: развивать умение воспроизводить последовательность чисел в преде­лах 10, порядковый счет. Учитель вызывает к доске учеников по очереди. Каждый из них, испол­няя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик «цепляется» к первому вагону, на­зывает свой порядковый номер, остальные ученики проговаривают: «Один да один - два». Аналогично «прицепляются» следующие вагоны, а дети комменти­руют действия «вагонов». Потом вагоны «отцепляются», а класс хором считает: «Три без одного - два» и т.п. «Составим узор»Цель: закрепить знания учащихся о форме и цвете. У каждого ученика должен иметься набор геометрических фигур разного цвета и размера. Например, большой и маленький треугольники синего цвета, большой и маленький треугольники красного цвета, большой и маленький круги синего цвета, большой и маленький круги красного цвета, большой и маленький квадраты синего цвета, большой и маленький квадраты красного цвета. Размер, форма, цвет фигур могут варьироваться. Учащиеся по заданию учителя выкладывают из фигур цветной узор. Напри­мер: «Первым слева положите красный маленький круг, затем красный малень­кий треугольник» и т.д. Со временем можно усложнить игру: учащиеся начина- IOI выкладывать узор по команде учителя, а затем должны закончить этот узор, условие закономерность. «Найди свою пару » Цель: Закрепить умение детей различать предметы по толщине (толс­тый тонкий), отношении предметов (толще, тоньше, одинаковые). Предлагаются пары карточек с изображением предметов, отличающихся по толщине. Учитель рассказывает детям, что на карточках изображены оди­наковые и отличающиеся по толщине предметы. Например, два толстых и два тонких дерева и т.д. Затем играющие образовывают круг и выбирают ребенка, который раздает карточки. Рассматривая карточки друг у друга, каждый подби­рает себе пару (ее составляют дети, у которых изображения двух одинаковых по толщине предметов). Затем пары детей должны пройти через «Волшебные во­рота» (учитель и ученик, взявшись за руки, пропускают только те пары, которые правильно объединились). После проверки учащиеся расходятся, поворачивают карточки изображением вниз и обмениваются ими. Затем игра повторяется. «Будь внимателен» Цель: закрепить умение различать предметы по цвету. Имеются плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, голубая чашка, фиолетовое платье. Ученики стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские изображения предметов. Учитель, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, ученики не должны поднимать руки. Тот, кто ошибся, проигрывает фант. При разыгрывании фантов можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предмет. «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?»Цель: закрепить умение различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать память. Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричне­вый цвет означает дерево, серый - металл, белый - бумагу, красный - пласт­массу. Рассматривая находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько соответствующих ему предметов нахо­дится в портфеле каждого ученика. «Найди предметы»Цель: закрепить умение различать предметы по высоте; активизировать в речи детей соответствующую терминологию. Имеются пары предметов, отличающихся или одинаковых по высоте. Учи­тель предупреждает детей, что в разных местах комнаты спрятаны предметы, отличающиеся или одинаковые по высоте. После условного сигнала дети долж­ны найти предметы, но о своей находке сразу не говорить, а подойти к ведущему и стать слева от него в ряд. Тот, кто раньше нашел предметы, становится ближе к педагогу. Через не­сколько минут поиски предмета прекращаются, и стоящие в ряду дети друг за другом начинают рассказывать, что каждый из них нашел, и как различаются эти предметы по высоте. «Откуда звук?» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно ис пользуя в речи слова справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух. Одному ребенку завязывают косынкой глаза. Второй ходит по комнате и звенит колокольчиком (стучит в бубен, хлопает и т.п.). Первый отгадывает, где позвонили, называя место звука по отношению к себе: «Позвонили справа от меня» и т.д. Тот, кто после условного количества звонков ни разу не ошибется, получает звоночек и занимает место своего товарища. Для детей, которые хорошо определяют направление звука, задачу можно усложнить, предложив рассказать одновременно о всех звонках: «Первый раз позвонили спереди, второй - справа, третий - слева». «Наоборот» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве. Учитель называет какое-либо слово, характеризующее направление движе­ния или пространственные отношения между предметами, а ученик должен произнести слово противоположного значения. Учитель говорит: «Я произношу слово, например, вниз. Тот, кого я вызову, должен сказать противоположное». Чтобы игра происходила в быстром темпе, достаточно молча указать на уче­ника, который будет отвечать. Верхний - нижний, слева - справа, правый - левый, спереди - сзади, первый - последний. Усложняя задание, используем сочетание слов: снизу вверх - сверху вниз, справа налево - слева направо, под столом — на столе, в начале книги — в конце книги. «Сколько раз?» Цель: закрепить навыки счета предметов и явлений. Учитель ударяет несколько раз в ладоши или в бубен, а дети поднимают кар­точку с цифрой, которая соответствует числу ударов. «Закончи предложение»Цель: закрепить умение сравнивать предметы по разным признакам.а) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его. Напри­мер: «Если ель ниже березы, то береза ... (выше ели)». «Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы ... (тоньшествола дуба) и т.д. «Штора длинная, а I тт. С ' гол низкий, а шкаф .... Урок длинный, а перемена.... Парта высокая, а стул Линейка длинная, а карандаш... . Тетрадь тонкая, а книга ... .Цыпленок 'нм кий, II курица .... Шарик легкий, а камень .... Шарф мягкий, а ». б) Учитель. предлагает закончить словосочетание, используя слова толстый, гонкий, высокий, низкий. Например: «Мячик ... (круглый), нитка ...(тонкая)» и т.п. «Найди лишнюю Фигуру» Цель: учить детей сравнивать предметы по одному из признаков; разви­вать логическое мышление Учитель выставляет на наборное полотно несколько фигур, одна из которых другой формы. Например, на доске 5 кругов разного размера и цвета и 1 квадрат. Найдите лишнюю фигуру. Почему вы так считаете? Подобные задания можно варьировать: выставить фигуры разной формы, но одного цвета, а одну фигуру другого цвета. «Отгадайте фигуру». Цель: учить детей сравнивать предметы по нескольким признакам; закре­пить знания учащихся о форме и размере. На доске выставлены различные геометрические фигуры разных размеров и цветов. Учитель говорит: - Найдите в выставленных на доске фигурах красную маленькую фигуру, это не многоугольник и т.д. Придумайте подобные задания про другие фигуры. «Сравни предметы» Цель: учить сравнивать предметы по заданному признаку. Учитель вытаскивает различные предметы из портфеля, а дети должны срав­нивать их по определенному признаку. Например: тетрадь и книгу по толщине; и массе; линейку и пенал по длине; кубик и брусок по высоте и т.п. «Полет самолета» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, развивать ма­тематическую речь. Учитель рассказывает, что во время праздничных парадов летчики выполня­ют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа: самолет то быстро подни­мается вверх, то резко падает вниз и т.д. Учитель выступает в роли летчика. Его самолет (рисунок или игрушка) выполняет разные фигуры, меняя направление движения. А летчики-ученики определяют изменение маршрута. По сигналу учителя (взмаху руки) хором на­зывают его, употребляя слова: вверх, вниз, направо, налево, справа, слева, справа налево, слева направо (по отношению к детям). Числа первого десятка и действия с ними «Собери урожай» Цель: закрепить знание состава чисел. Учитель выставляет на магнитную доску рисунки овощей обратной стороной (например, огурцов и помидоров), прикрепляет рисунок девочки и формулируем задание: «Айгуль собрала 9 овощей, это были огурцы и помидоры. Сколько мо жет быть огурцов и помидоров у Айгуль, если всего их 9?» Дети называют все варианты состава числа и иллюстрируют это на рисунках. «Помогите числам занять места по порядку» Цель: упражнять детей в воспроизведении последовательности чисел. Учитель выставляет на планке доски карточки с цифрами от 0 до 9 в бес­порядке и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места». «Найди один или много предметов» Цель: учить различать множества и отдельные предметы. Посмотрите вокруг и скажите, чего в классе - 1, а чего - много? Например, одна доска, один учитель, много учеников, много парт, одна дверь. «Один или два?» Цель: развивать у детей умение различать числа 1 и 2. Учитель показывает предметы или предметные картинки, на которых изоб­ражены 1 или 2 предмета. Другой вариант игры: учитель показывает карточки с цифрами 1 или 2, а дети показывают карточки с предметными рисунками. «Покажи цифру» Цель: закрепить умение учащихся соотносить количество предметов и число. Учитель показывает предметные картинки с числами 1, 2 или карточки с цифрами, а дети показывают карточки с соответствующими цифрами или пред­метные картинки. «Арифметические весы» Цель: закрепить знание состава чисел первого десятка. Учитель схематично изображает весы с 2 чашками, подвешенными на одном коромысле. Прикладывая к одной чашке, например, карточку 5, он предлагает детям найти и показать 2 карточки с такими числами, при которых равновесие не нарушится. «Покажи ответ» («Молчанка») Цель: развивать вычислительные навыки. Учитель читает математические выражения на нахождение суммы и разности дети показывают ответ при помощи карточек. «Каждой картинке - свое выражение» Цель: Закрепить знания детей о математических выражениях. Учитель проводит игру, используя демонстрационный материал, выставляя картинки и соответствующие им карточки с выражениями. Например, на кар­тинке нарисовано 2 яблока и 3 груши. Дети должны выбрать из набора карточек 4 + 1, 3 + 2, 4 2 и т.п. iy карточку, которая соответствует рисунку. «Зоопарк» Цель: закрепить танин последовательности чисел от 1 до 10. Можно провести игру с использованием стихотворения С. Маршака «Где обедал, воробей?». Необходимо приготовить изображения животных зоопар­ка, с которыми встречался воробей. Перелет воробья учитель демонстрирует с помощью мяча. Игра может быть проведена таким образом: «Где обедал воро­бей?» (В зоопарке у зверей.) «Пообедал я сперва за решеткою у льва». (Бросает мяч ученику, тот выбегает к доске и ставит на наборное полотно рисунок льва.) «Подкрепился у лисицы». (Второй ученик ставит на наборное полотно рисунок лисицы.) И т.д. «Сколько всего зверей встретил воробей в зоопарке? Кто ему встретился первым? Последним? И т.п.». «Бег по числовому ряду навстречу друг другу» Цель: закрепить знания последовательности чисел. Один ученик «бежит» по числовому ряду, называя числа в прямом направле­нии, а второй - в обратном, в результате производится счет вида: 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 5 и 0. «Отгадай число» Цель: закрепить знания последовательности чисел. Учитель говорит: «Я задумал число 3. Угадайте следующее число. Докажите, что вы угадали правильно. Я задумал число 4. Угадайте число, стоящее перед числом 4. Я задумал число, прибавила 1, получила 5. Какое число я задумал? Как узнали? Назовите число, стоящее между числами 4 и 6» и т.д. «Угадай букву в слове по рисунку. Цель: развивать навыки счета. На доске записаны слова с пропущенной буквой. Например: М...К, С...Н, С...Р. Ниже записаны примеры, вычислив значение которых, дети узнают букву, которую нужно вставить в слово, и читают получившиеся слова. «Математические качели» Цель: закрепить знание состава чисел первого десятка. Учитель прикрепляет к доске модель качелей, на одной стороне крепится число, а на второй стороне дети должны прикрепить два числа, чтобы равнове­сие не нарушилось. Если ученик ошибся, можно предложить показать, в какую сторону наклонились качели. «Назови соседей» Цель: закрепить знание последовательности чисел. Учитель называет любое число в пределах 10 (20), а дети должны назвать предыдущее число и последующее. «Плюс или минус» Цель: развивать логическое мышление. Учитель показывает примеры с пропущенными знаками действий, а дети по­казывают нужный знак действия. Например: 3 ? 1 = 4, 3 ? 1 = 2 и т.п. «Теремок» Цель: закрепить знание состава чисел. Учитель выставляет рисунок теремка, на крыше которого крепится число в пределах 10. Дети должны поставить на каждый этаж два числа, чтобы в сумме они показывали указанное число. Сложение и вычитание «Молчанка» Цель: развивать вычислительные навыки. Учитель молча показывает примеры, а дети молча показывают на карточках ответы примеров. «Соберем бусы» Цель: познакомить с приемом прибавления числа 3. Учитель сообщает детям, что Мальвина собрала бусы из бусинок 3 цветов и придумала такой пример: 3 + 3 = ? «Догадайтесь, как Мальвина собрала бусы. Нарисуйте свои бусы, составьте и решите пример». Учащиеся могут «собрать бусы» по-разному: например, к 3 зеленым бусинкам добавить 2 оранжевые и 1 голубую, либо к 3 зеленым бусинкам присоединить 1 оранжевую и 2 голубых. Учитель записывает на доске оба приема прибавления 3: 3+3=6 3+3=6 3+2+1 3+1+2 «Какую игрушку задумали?» Цель: закрепить вычислительные навыки. На доске изображения игрушек, номер каждой из них обозначен не только числом, но и буквой. Учитель сообщает детям, что задумана одна из игрушек, изображенных на карточках. Ее можно угадать, если правильно составить слово из букв, записанных слева на карточке. Последовательность слияния букв зашифрована волшебными примерами, порядок выполнения которых определяется правилом: на каждой карточке задан номер последующей карточки. Выполнение задания начинается с первой кар­точки. «Решив пример на карточке 1, получим ответ.. .(2) По заданному правилу решайте следующий пример на карточке 2. Догадайтесь, на какой следующей карточке надо решить пример». (На 8) Почему? (Потому что в ответе получили число 8.) Не забудьте по ходу решения примеров написать букву, записанную на карточке вверху слева. Записывая их подряд, вы получите название загаданной игрушки». Аналог ично можно зашифровывать любые слова. «Мое любимое животное» Цель: закрепить вычислительные навыки. Учитель предлагает посмотреть на рисунки животных. «Каждому из вас какое-то животное нравится больше остальных, сейчас мы узнаем ваши симпа­тии. (Под каждым рисунком записан пример, обозначающий номер животного.) Вы решите все примеры, загадаете животное, которое вам нравится, и по по­рядку будете выходить с карточкой, на которой записан ответ вашего примера». (Дети по ответу догадываются, какой пример решен и какое животное нравится отвечающему.) «Математический футбол» Цель: закрепить навыки счета. Играют 2 команды (девочки и мальчики). Учитель рассказывает: «По футбольному полю мчится мяч». (На рисунках изображен один и тот же мяч, который в разное время находится в том или ином месте футбольного поля.) «Вся футбольная площадка поля разбита на квадраты. Мяч попадает то в один, то в другой квадрат футбольного поля. По нему надо правильно «ударить» (зашифровать направление удара — составить и записать на мяче пример, ответ которого равен номеру квадрата, куда направляется мяч). Девочки и мальчики играют поочередно. Удар! - и мяч летит в первый ква­драт. (Девочки составляют и записывают на верхнем мяче пример с ответом 1). Мальчики отбивают удар. (Они также составляют и записывают на верхнем мяче у правых ворот пример с ответом 1.) Игра продолжается аналогично. При проверке выясняется, чья команда набрала больше очков (составила правильно примеры с задуманными ответами). «Лучший счетчик» Цель: установить соответствия между числом рисунков и цифрами. Учитель на магнитной доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число ри­сунков и показать нужную цифру. «Узнай число» Цель: закрепить знание последовательности натурального ряда чисел. Детям предлагается отгадать число, если оно: - находится между числами 6 и 8; - на 1 больше 5 и на 1 меньше 7; - мои соседи - числа 7 и 9, в каком домике живу я? И т.п. «Покоптите рыбок» Цель: совершенствовать вычислительные умения. Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10. Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисле­ний. «Математическая рыбалка» Цель: закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 10. Имеются рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красных, 2 полосатых. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показыва­ют ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получает рыбку. Кто больше всех наловит рыбок, тот лучший рыболов. Игра «Числа - перебежчики» Цель: закрепить знания о переместительном свойстве сложения. Детей распределяют на три команды. Из каждой выходит по пять учеников. Им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составля­ют примеры на сложение. Например: 2 + 8 = 10; 7+1=8; 5 + 4 = 9. Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие при­меры на сложение: 8 + 2=10; 1+7 = 8; 5+4 = 9. В каждой команде один из ее членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения. «Волшебный cmул » Цель: отработка навыка сложения и вычитания в пределах 10. Каждому ребенку дается карточка с цифрой. Учитель показывает карточки с примерами. Дети должны посмотреть и быстро сосчитать пример, соотнести ответ с цифрой на груди и если они совпадают, выбежать и сесть на стул. «Незадачливый математик» Цель: Развивать вычислительные навыки. на доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками. Чуть и стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками и фигурка медвежонка. Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры и ответы записал на кленовых листиках. Подул ветер - и листики разлетелись. Очень рас­строился медвежонок: как теперь быть? Надо помочь ему. Дети, выходя к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Полные десятки. Сто «Угадай задуманное число десятков» Цель: развивать умение выполнять вычисления с десятками. Играет весь класс. Учитель говорит: «Я к задуманному числу прибавил 30, потом 40 и получил 100. Какое число я задумал?» Или «К 20 я прибавил заду­манное число и еще 30, и у меня стало 70. Какое число было задумано?» «Пополнение» Цель: развивать вычислительные умения. Играют 3 команды - можно разделить по рядам. Учитель говорит: «Я буду называть числа, а вы отвечайте, сколько не хватает до 100». После этого он на­зывает число, состоящее из круглых десятков, например 20. Дети должны точно назвать дополнение этого числа до 100 и т.д. Выигрывает та команда, которая ни разу не ошиблась. «Кто быстрее всех и правильнее найдет и покажет?» Цель: закрепить знания последовательности чисел в пределах 20. На листе бумаги записаны числа - полные десятки от 10 до 100 вразброс, разными цветами и разных размеров. Задача игрока показать числа с самого ма­ленького до самого большого или наоборот. Выигрывает игрок, который сделал это быстрее всех остальных. «Какой пример решен?» Цель: совершенствование вычислительных умений. Учитель показывает ответ к одному из записанных на доске примеров. Уча­щиеся должны найти этот пример и назвать его. «Счетные машины» Цель: совершенствование вычислительных умений и навыков. Учитель читает математические выражения, а учащиеся считают и показы­вают результат вычислений при помощи карточек с цифрами. 2+1+7-8+10-2-4+1 6 + 2- 4 + 4 — 3 + 5 — 2-4-2 4-3+9-8+7-3+2-6+3 «Математическая лесенка» Цель: совершенствование вычислительных умений и навыков. Учитель записывает примеры в виде лесенки. Вызывает двух учеников (или 2 команды учеников) к доске, дает им команду, и дети начинают решать приме­ры. Кто быстрее доберется до верхнего примера, тот и выиграл. 16Х 9-7 1-3 6 + 4 7-6 6 + 2 10 3+2











Физминутки
Руки вверх поднимем. Руки вверх поднимем - раз, Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать, Не качаться, не дрожать. Три - опустим руки вниз, Стой на месте, не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты, Выполняйте все с охотой. Раз - налево поворот, Два - теперь наоборот. Так, ничуть, не торопясь, Повторяем 8 раз. Руки на поясе, ноги шире! Пароход. От зеленого причала Оттолкнулся пароход. встать Он шагнул назад сначала, шаг назад А потом шагнул вперед. шаг вперед И поплыл, поплыл по речке, движения руками Набирая полный ход. ходьба на месте



Ножки. — Ножки, ножки, Куда бежите? — В лесок по мошок - Избу мшить, Чтоб не холодно жить. — Ножки, ножки, Куда бежите? — В лесок, во борок, Грибы-ягоды собирать, Да (имя) угощать. Заинька. — Заинька, попляши, Серенький, попляши. Кружком, бочком повернись! покружиться — Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой! топнуть ногой Кружком, бочком повернись! покружиться Заинька, бей в ладоши! Серенький, бей в ладоши! похлопать в ладоши Кружком, бочком повернись. Карусели. Мы на карусели сели, Завертелись карусели. ходить по кругу Вверх летели, потянулись вверх Вниз летели, присели на корточки А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает. Зайцы. Скачут, скачут во лесочке Зайцы - серые клубочки. руки возле груди, как лапки у зайцев; Прыг - скок, прыг - скок - Встал зайчонок на пенек, прыжки вперед - назад Всех построил по порядку, Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд. Липы. Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг. широким жестом развести руки в стороны Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят, руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону Вниз верхушки пригибают И качают их, качают. наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону
Чок-чок, каблучок. Чок-чок, каблучок! потопать ногами В танце кружится сверчок. покружиться А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. движения руками, как при игре на скрипке Крылья бабочки мелькают - движения руками, как крыльями С муравьем она порхает. покружиться парами Под веселый гопачок Лихо пляшет паучок. танцевальные движения, как в гопаке Звонко хлопают ладошки! похлопать в ладоши Все! Устали ножки!
Разминка. Все движения разминки Повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Облако. Беленькое облако округленные руки перед собой Поднялось над крышей, поднять руки над головой Устремилось облако Выше, выше, выше. подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако В грозовую тучу. руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть. Индюк. Ходит по двору индюк шаги на месте Среди уток и подруг. Вдруг увидел он грача - остановиться, удивленно посмотреть вниз Рассердился сгоряча. Сгоряча затопал, Крыльями захлопал ( словно крыльями, похлопать себя по бокам ) Весь раздулся словно шар.