СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по работе с пословицами и поговорками в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал можно использовать на уроках литературного чтения, РРЯ и в курсе внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по работе с пословицами и поговорками в начальной школе.»
















Дидактический материал по работе

с пословицами и поговорками.













Подготовила

учитель начальных классов

Вардугина Оксана Анатольевна













Практические задания при работе с пословицами и поговорками.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.


1.Практическое задание. Карточка 1

Обучение пониманию  пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Планируемый результат:

 Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите   пословицу  с их разъяснением . ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)

Вариант 1

Пословица

Разъяснение пословицы

1

1. У короткого ума длинный язык. 
2. Глаза - зеркало души. 
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

2

1.Рот не огород: не затворишь ворот

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

3

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять





Вариант 2



1

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

2

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

3

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь


Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"

Выберите правильное толкование  пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.

  • Утро вечера мудренее.

  • Кончил дело – гуляй смело.

  • Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  • Волков бояться – в лес не ходить.

  • Смелость города берет.

  • Трус и таракана принимает за великана.

  • Не ножа бойся, а языка.


Упражнение 3 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.

  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.

  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник.

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.

  • У способного учителя дети могут многому научиться.

  • У талантливого портного вся одежда красивая.


Упражнение 4

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.


Задание «Половинки».

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Заполни кроссворд.

Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь. 
Сам пропадай, а …. товарища выручай. 
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься. 
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. 
Сделал дело … гуляй смело. 
В гостях хорошо, ……а дома лучше.  
Готовь сани летом, …..а телегу зимой. 
Как аукнется, ….. так и откликнется. 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. 
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.


Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше. 
Старый друг лучше новых двух. 
Один за всех и все за одного. 
Обещанного три года ждут. 
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 






Найди лишнюю пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Не боги горшки обжигают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Дал бог здоровья, да денег нет.

Жить – Родине служить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Дело мастера боится

Не бойся работы, пусть она тебя боится

Не спеши языком – торопись делом

Язык до Киева доведет



























«Распавшиеся пословицы».

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.


Найди конец!


Весна красна цветами, а два лучше.

Семь раз отмерь а осень снопами.

Красна птица пером, а человек – умом.

Ум хорошо, а при матери добр.

При солнышке тепло, а один отрежь.




«Животные».


В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.


изворотлив, как....... (уж)

упрям, как........... (осел)

хитер, как........... (лиса)

надут, как............... (индюк)

мокрый, как........... (курица)

бегать, как (белка в колесе)

голоден, как ........... . (волк)

нем, как ................ (рыба)

болтлив, как........ . (сорока)

здоров, как........... (бык)

грязный, как........ . (свинья)

колючий, как........ (еж)

работать , как (лошадь)

труслив, как (заяц)

«Угадай поговорку по рисунку»:

Семеро одного не ждут.

Взять быка за рога.








Зарубить на носу.

Делать из мухи слона.


«Вспомни пословицу по рисунку»:

Яблоко от яблони недалеко падает.



Любишь кататься – люби и саночки возить.



С миру по нитке – голому рубаха.











Заверши пословицу.

1.  Не зная броду... (не лезь в воду)

Мал золотник... (да дорог)

Слышит звон... (да не знает, где он)

Что посеешь, ... (то и пожнешь)

Чья бы корова ни мычала, ... (а твоя бы молчала)

Свято место... (пусто не бывает)

На бога надейся, да сам ...(не плошай)

Долг платежом ... (красен).

2. Заранее необходимо подготовить карточки с написанными на них частями пословиц. Задача игроков: как можно быстрее "собрать" пословицы, то есть объединить части в целое. Здесь возможна игра командами или парами. Вариант проведения: части пословиц написаны на листочке в два столбика. Первый столбик — начало пословиц, второй — конец. Причем написаны они вразброс. Задача игроков: соединить стрелочками начала и концы пословиц.

Век живи                                                                       хуже воровства

Делу — время                                                               черти водятся

На ловца                                                                        век учись

За что купил                                                                 и овцы целы

Простота вылетит                                                        — не поймаешь

В тихом омуте                                                            по осени считают

И волки сыты                                                                  бог бережет

Слово не воробей                                                         за тo и продаю

Цыплят                                                                            потехе час

Береженого                                                                     и зверь бежит

3. Заранее необходимо подготовить карточки с искаженными пословицами. Задача игроков: исправить ошибки, написать верные варианты пословиц. Возможно соревнование команд или пар игроков. Можно дать на размышление определенное время или объявить победителем того, кто справится с заданием первым.

Дело бездаря боится.

Без труда не вытащишь окуня из пруда.

Семь раз отмерь, один раз откуси.

Кончил дело — начинай другое.

За двумя кабанами погонишься, поймаешь третьего.

Посади собаку за стол, она и ноги на стол.

На воре шуба дымится. !

Готовь сани летом, а велосипед зимой,

и Гуси курицу не учат.

Береги туфли снову, а честь смолоду.

Не все то серебро, что блестит.

Красна изба пирожными.

Мученье — свет, а не мученье — тьма.

Апельсин от мандарина недалеко падает.

Волка руки ноги кормят.

В семье не без красавца.

Тише едешь — меньше трясет.

Гусь свинье не муж.

Щи да каша — обувь наша.

Не имей сто рублей, а имей сто долларов.

Чем богаты, тем и хвастаемся.

Конфеты всему голова.

Мясом каши не испортишь.

По улыбке встречают, по уму провожают.

4. Игрокам устно задаются вопросы, представляющие собой перефразированные пословицы. Верно ответивший на вопрос игрок получает жетон. Обладатель наибольшего количества жетонов — победитель игры.

Кому бог подает? (Кто рано встает).

Что всему голова? (Хлеб).

Где хорошо? (Где нас нет).

Какое слово и кошке приятно? (Доброе или ласковое.)

Кто свинье не товарищ? (Гусь).

Кого бог бережет? (Береженого).

Что свет, а что тьма? (Ученье — свет, а неученье — тьма).

Кого нельзя пускать в огород? (Козла).





























Используемые материалы:

О.В.СОБОЛЕВА " О ПОНИМАНИИ МИНИ-ТЕКСТА, или ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ"  http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107367301&archive=1120045935 &start_from=&ucat=27&

http://www.uroki.net/

http://www.uchportal.ru/

http://www.nachalka.com/

http://festival.1september.ru/http://www.deti-66.ru/

http://metodsovet.moy.su/http://www.intergu.ru/-