МБДОУ детский сад №175 «Скворушка» Городецкая С. В.
Дидактические и развивающие игры своими руками.
Июнь 2017.
«Цветная геометрия»
Цель: развитие сенсо - моторных эталонов у детей в процессе игры на многофункциональном тренажере «Геометрик».
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Мелкая моторика.
Цель: Развивать дифференцируемые движения пальцев, отрабатывая согласованные действия двух пальцев (большого и указательного) и щёпотью (тремя пальцами).
Зрительно-моторная координация.
Цель: Формирование согласованных действий в системе «глаз-рука»
Сенсорное восприятие.
Восприятие формы:
Цель : Учить запоминать форму; оперировать образом форм в представлении и рисовать разнообразные формы с помощью резинок на микро-плоскости.
Восприятие цвета:
Цель: Формировать представления о цвете, которое закрепляется в слове – названии, научить оперировать этими понятиями в процессе работы.
Восприятие величины:
Цель: Закреплять навыки зрительного соотнесения предметов по величине (длине, высоте, ширине).
Целостное восприятие предмета:
Цель: Дать понятие, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых имеет свою форму, величину, своё определённое место в целом, пространственное расположение.
Восприятие пространства и ориентировка в нём:
Цель: Формирование пространственных направлений (справа, слева, наверху, внизу) и умения ориентироваться на микро-плоскости (верх – низ, середина, стороны).
«Танграм» №1»
«Танграм» №2»
Веселые игры с прищепками:
2. «Хвосты»
3. «Веселые прищепки»
4. Театр «Колобок», «Репка»
«Кто, что ест?»
«Хвосты»
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель игры:
- закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи
Задачи игры:
- закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные",
- создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам,
- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные,
- закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже ед. числа,
- развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных,
- развивать мелкую моторику
- развивать зрительное внимание, умение различать предметы по их силуэтному изображению.
Существует очень много вариантов для этой игры, вот некоторые из них:
Педагог просит детей назвать, хвостик какого животного (Кого) потерялся. Ребенок закрепляет родительный падеж существительных в самостоятельной речи: Хвост кого? - Это хвост лисы.
*Педагог просит назвать, тень какого животного (Кого) ребенок видит на карточке. Ребенок закрепляет родительный падеж существительных в самостоятельной речи: Тень кого? – Это тень лося.
*Педагог просит детей назвать, чей хвостик потерялся. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
*Дети самостоятельно ищут, где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш ребенок ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью. Также играя с прищепками, можно заучивать различные стихотворения, тем самым развивая память ребенка. Играть в игры с прищепками очень увлекательно и весело!
Ход игры: Ребенку предлагается заменить недостающие части в рисунке прищепками, сопровождая этот процесс заучиванием небольших и веселых стихотворений.
Цель: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Театр «Колобок» ( на прищепках)
Театр «Репка»
(на прищепках)
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи:
«Сказки на прищепках»
Обучающие:
- формировать интерес к театру кукол,
- знакомить детей с различными видами кукол,
- расширять кругозор воспитанников;
Развивающие:
- развивать актерские навыки;
- творческое воображение,
- речь, внимание, память, мышление, моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к искусству театра кукол;
- прививать любовь к фольклору, к народным сказкам;
- воспитывать уважение друг к другу.
«Чудесные резиночки»
«Чудесные резиночки»
Развивающая настольная игра для детей старше 4 лет
Цель игры:
- в процессе игры развивается логическое мышление,
- наблюдательность,
- внимание,
- память,
- совершенствуется мелкая моторика,
- скорость реакции, а самым маленьким игрокам игра помогает закрепить знание цветов и навыки счета.
Играть могут дети от 4 лет, количество игроков – от 2 до 6.
Подготовка к игре:
Чтобы начать игру, сложите карточки в стопку. Положите посередине молоток или звонок так, чтобы все могли до него дотянуться, высыпьте рядом резинки, перемешав цвета. Перетасуйте все карты и разместите их, «рубашками» кверху, с другой стороны от молотка или звонка.
Игры с крышками:
1. «Разноцветные крышки»
2. «Геометрическое лото»
3. «Крестики, нолики»
«Разноцветные крышки»
«Геометрическое лото»
- «Геометрическое лото»
- Цель игры : закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счете фигур не зависимости от формы и цвета. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления, развивать совместную игровую деятельность, уметь четко выполнять правила игры.
- Ход игры (1).
- Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достает из мешка фигуру, отдает игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку.
- Ход игры (2).
- Играющим раздаются карточки, дается задание сосчитать геометрические фигуры (только круги, только треугольники и т. д.) и найти цифры обозначающих количество фигур.
- Ход игры (3) для индивидуальной работы.
- Ребенку дается карточка, предлагается найти все фигуры одной формы, называя ее цвет (красный квадрат, желтый квадрат, зеленый квадрат).
- Ход игры (4) для индивидуальной работы.
- Ребенку дается карточка, предлагается найти фигуры заданного цвета, и назвать их (красный круг, красный прямоугольник, красный треугольник).Ход игры (5) для индивидуальной работы.
- Ребенку дается карточка, предлагается сосчитать фигуры и сравнить их количество (больше, меньше, поровну).
«Крестики, нолики»
«Крестики – нолики»
Цель и задачи:
- тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;
- развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;
- выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности;
- снятие эмоционального напряжения.
«Покорми Машу и Сашу»
«Угостим Сашу и Машу витаминами»
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ :
Воспитатель сообщает детям, что фасоль, горох, макароны-это витамины для Саши и Маши. Дети с удовольствием угощают Сашу и Машу витаминами. Берут по одному предмету (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.
«Покормим Машу и Сашу»
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, формирование математических представлений(счёте, величине, цвете, количестве, объёме ).
Игра способствует сплоченности, соревновательной азартности, повышает самооценку игроков и настроение.
Рекомендую для игры от 3 лет и выше.
Материалы: не высокие пластиковые баночки с крышками, фасоль, горох, цветная плёнка ( ( жёлтого , красного, голубого цвета).
Изготовление Маши и Саши:
На крышках банок изобразить лица детей, из самоклеющейся плёнки.
Сделать отверстие во рту разогретым шилом.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что колобки очень проголодались и их нужно покормить.
Игроки должны наполнить баночки горохом, фасолью, разнообразными макаронными изделиями.
По команде ведущего начинается игра, выигрывает тот игрок кто быстрее наполнит баночку. Брать горох ( фасоль) можно только двумя пальчиками по одной штуке.
«Кольцеброс»
«Массажные коврики»
«Массажная дорожка и кольцеброс».
Цель пособия «Массажная дорожка»
1. профилактика плоскостопия,
2. массаж стоп.
3. развивает координацию движений и равновесие.
4. стимулирует работу внутренних органов.
5. снимает усталость и напряжение.
Цель пособия «Кольцеброс»
1. развивает глазомер, сила взмаха руки.
2. развивается рука при ловле груза в стакан. Ребёнок становится ловким.
Используется в гимнастике до и после сна, на физкультурных занятиях.
«Веселые ежики»
«Веселые ежики!»
Развивающая игра Ёжики – увлекательная настольная игра для детей.
В семействе ежика Микки пополнение - четверо здоровых и крепких малышей. На их спинках еще нет ни одной иголки, но они с нетерпением ждут их появления. Игроки бросают кубики и одевают «иголки» на своих ежиков.
В процессе игры ребенок учится считать, распознавать цвета, развивает навыки стратегического планирования и мелкую моторику рук. Игроки кидают кубик и набирают столько колышков, сколько показывает кубик с точками. Колышки вставляются в отверстия игровой доски в соответствие с количеством, выпавшим на кубике. Победителем станет тот, чей ежик первым наденет все тридцать иголок и заполнит свою доску колышками. Эту восхитительную игру в кости полюбит и стар, и млад!
В наборе 123 детали:
• 1 деревянное игровое поле (60х60х2 см),
• 120 деревянных иголок,
• 1 корзинка,
• 1 кубик (1-6),
«Отгадай цифру на ощупь»
«Отгадай на ощупь цифру»
- Цель игры: Учить детей узнавать и называть цифры в пределах 10 на ощупь. Упражнять в счете в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление, речь, согласованность и координацию движений. Воспитывать усидчивость, желание добиваться поставленной цели.
- Описание игры: На цветной картон пришиваются пуговицы в форме цифры от 0 до 10. Для каждой карточки изготавливается чехол из фланели в который легко вставить и извлечь карточку.
- Руководство игрой: Дидактическая игра «Отгадай на ощупь цифру».
В эту игру дети могут играть как самостоятельно, так и под руководством воспитателя: во время индивидуальной работы с детьми; как часть занятии и задания для математического досуга. С помощью этой игры можно научить детей узнавать и называть цифры.
Варианты заданий:
1 – вариант: «Отгадай на ощупь и назови»
На карточку надевается тканевый мешочек, ребенок обследует эту карточку кончиками пальцев и называет цифру – развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук детей.
2 – вариант: «Отгадай на ощупь и найди пару».
На карточках надеты тканевые мешочки. Дети обследуют карточки и с помощью тактильных ощущений находят 2 одинаковые цифры – развитие мышления.
3-вариант: «Отгадай на ощупь и выполни столько действий, сколько обозначает данная цифра».
На карточку надет тканевый мешочек, ребенок на ощупь определяет цифру и делает столько хлопков, прыжков или других движений. Сколько обозначает данная цифра» – развитие психофизических процессов.
«Веселые карандаши»
Упражнение «Веселые карандаши»
Цель:
- Улучшение координации движения рук;
- Развитие подвижности пальцев;
- Развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.