СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские страхи и их причины

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств.

Просмотр содержимого документа
«Детские страхи и их причины»

    Министерство образования и науки РФ  ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет»  Академия педагогики и психологии        Детские страхи и их причины   Выполнила: студентка очного отделения, 2 курса Голубовская А.С. г. Ростов-на-Дону, 2014 г.

Министерство образования и науки РФ ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет» Академия педагогики и психологии Детские страхи и их причины

Выполнила: студентка очного отделения, 2 курса Голубовская А.С.

г. Ростов-на-Дону, 2014 г.

Актуальность проблемы детских страхов.   Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств.

Актуальность проблемы детских страхов.

  • Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.
  • Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств.
Цели и задачи проекта: Цель:   Углубление знаний студентов педагогов-психологов при освоении дисциплины

Цели и задачи проекта:

  • Цель:
  • Углубление знаний студентов педагогов-психологов при освоении дисциплины "Психология дошкольного и младшего школьного возраста«.
  • Ознакомительная работа с родителями, будущими родителями , педагогами , направленная на предупреждение детских страхов.
  • Задачи:
  • Сформировать представление о негативных эмоциональных состояниях (страхе) у студентов педагогов-психологов .
  • Понять функции и причины возникновения детских страхов.
  • Углубить знания о методах диагностики детских страхов.
  • Ознакомление с техниками, направленными на коррекцию страхов.
Содержание: Возрастные особенности страхов и их причины. Профилактика детских страхов. Диагностика детских страхов. Коррекция детских страхов. Заключение. Этапы проекта. Перспективы, область применения. Список использованной литературы. Приложение.

Содержание:

  • Возрастные особенности страхов и их причины.
  • Профилактика детских страхов.
  • Диагностика детских страхов.
  • Коррекция детских страхов.
  • Заключение.
  • Этапы проекта.
  • Перспективы, область применения.
  • Список использованной литературы.
  • Приложение.
Возрастные особенности страхов.   Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является страх смерти; в 5 – 6 лет детей одолевают страх и тревога в отношении своего будущего. Наиболее типичными страхами детей старшего дошкольного возраста, является страх нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Возрастные особенности страхов.

  • Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.
  • В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.
  • Ведущим страхом старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является страх смерти; в 5 – 6 лет детей одолевают страх и тревога в отношении своего будущего. Наиболее типичными страхами детей старшего дошкольного возраста, является страх нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.
Причины возникновения страхов у детей: Психическая (материнская) депривация в первые годы жизни, как основа для ослабления или потери чувства безопасности (эмоциональной незащищенности). Несчастные случаи, испуги, заболевания, операции, сопровождаемые страхом смерти.  Неблагоприятная ситуация в семье (для мальчиков это прежде всего лишение защиты отца и общения с ним) или тревожно-мнительные черты характера матери. Присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности. Заостренная впечатлительность и развитая эмоциональная или долговременная память. Страх или тревога могут усиливаться или даже порождаться воображением самого ребенка.

Причины возникновения страхов у детей:

  • Психическая (материнская) депривация в первые годы жизни, как основа для ослабления или потери чувства безопасности (эмоциональной незащищенности).
  • Несчастные случаи, испуги, заболевания, операции, сопровождаемые страхом смерти.
  • Неблагоприятная ситуация в семье (для мальчиков это прежде всего лишение защиты отца и общения с ним) или тревожно-мнительные черты характера матери.
  • Присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности.
  • Заостренная впечатлительность и развитая эмоциональная или долговременная память.
  • Страх или тревога могут усиливаться или даже порождаться воображением самого ребенка.
Профилактика детских страхов. В дошкольном возрасте целесообразно использовать в качестве средства профилактики арт-терапевтические подходы. Упражнения, направленные на профилактику самых «популярных» страхов: темноты, замкнутого пространства, остаться одному, животных и т.д.: «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки» и др. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных возможностей (общение ребенка и взрослого). В этом блоке могут использоваться элементы драмотерапии, совместные подвижные игры с родителями, элементы песочной терапии. Адресная профилактика страхов в конкретном типе детско-родительских отношений. Игры, направленные на снижение страха войны, привидения, инопланетян.

Профилактика детских страхов.

  • В дошкольном возрасте целесообразно использовать в качестве средства профилактики арт-терапевтические подходы.
  • Упражнения, направленные на профилактику самых «популярных» страхов: темноты, замкнутого пространства, остаться одному, животных и т.д.: «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки» и др.
  • Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных возможностей (общение ребенка и взрослого). В этом блоке могут использоваться элементы драмотерапии, совместные подвижные игры с родителями, элементы песочной терапии.
  • Адресная профилактика страхов в конкретном типе детско-родительских отношений.
  • Игры, направленные на снижение страха войны, привидения, инопланетян.
Диагностика детских страхов. Анализ рисунков.(Дом-дерево-человек, «Нарисуй человека» Маховер, Несуществующее животное и т.д.) Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.). См. приложение. Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой.) Методика диагностики детских страхов (А.И. Захаров)

Диагностика детских страхов.

  • Анализ рисунков.(Дом-дерево-человек, «Нарисуй человека» Маховер, Несуществующее животное и т.д.) Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
  • Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.). См. приложение.
  • Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой.)
  • Методика диагностики детских страхов (А.И. Захаров)
Коррекция детских страхов. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:  Игра со страхом;  Рисование страха;  Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

Коррекция детских страхов.

  • В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:
  • Игра со страхом;
  • Рисование страха;
  • Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).
Заключение. Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека. Проведённая работа позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной и занимают значительное место в современной психологии.

Заключение.

  • Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.
  • Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.
  • Проведённая работа позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной и занимают значительное место в современной психологии.
Этапы проекта. ЭТАПЫ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ 1. Планирование СРОКИ ОКОНЧАНИЯ Разработка теоретической базы. 2. Реализация Проведение ознакомительных работ со студентами психолого-педагогического факультета, направленных на предупреждение детских страхов. 4 дня 3. Завершение 1 день Анализ проведенной работы, оформление результатов и выводов. 2 дня

Этапы проекта.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планирование

СРОКИ ОКОНЧАНИЯ

Разработка теоретической базы.

2. Реализация

Проведение ознакомительных работ со студентами психолого-педагогического факультета, направленных на предупреждение детских страхов.

4 дня

3. Завершение

1 день

Анализ проведенной работы, оформление результатов и выводов.

2 дня

Перспективы, область применения. Выработка необходимых компетенций у будущих педагогов, психологов, психологов - педагогов. Проведение курсов для родителей, направленных на предупреждение детских страхов и их причин.

Перспективы, область применения.

  • Выработка необходимых компетенций у будущих педагогов, психологов, психологов - педагогов.
  • Проведение курсов для родителей, направленных на предупреждение детских страхов и их причин.
Список использованной литературы:  Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000.  Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. Купчикова Е.В. Профилактика детских страхов ( http :// nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/02/profilaktika-detskikh-strakhov ). Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов Офицерова Е.В. Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста ( http :// pedsovet.su/publ/123-1-0-4239 ). Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Список использованной литературы:

  • Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.
  • Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000.
  • Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.
  • Купчикова Е.В. Профилактика детских страхов ( http :// nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/02/profilaktika-detskikh-strakhov ).
  • Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов
  • Офицерова Е.В. Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста ( http :// pedsovet.su/publ/123-1-0-4239 ).
  • Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Приложение.

Приложение.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!