ДОКЛАД
Тема: Активные методы и технологии обучения
Выполнила:
учитель английского языка,
Шаталина Т.Н.
г. Нижний Новгород,
2022г.
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
(Плутарх, древнегреческий философ)
«Костер живой мысли в сознании своих воспитанников зажжет только тот педагог, который знает в сто раз больше, чем того требует обязательная программа. Если у учителя есть это богатство, то его интеллектуальное общение неминуемо выходит за рамки урока и приобретает индивидуальный характер: интеллект педагога и интеллект отдельных учеников связывается десятками нитей - это и есть живые дорожки от сердца к сердцу». (В.А. Сухомлинский)
В современном мире традиционные формы уроков уже в прошлом, так как они формировали у детей потребительский характер деятельности. Перегруженность учеников монотонной, однотипной работой; не умение работать с учебником, историческим источником, картой; а так же не умение сравнивать и обобщать материал приводило к тому, что учащиеся утрачивали интерес к изучаемому предмету, к отсутствию мотивации, в результате чего урок становился неэффективным.
Сейчас появляются новые технологии, выдвигаются новые требования ФГОС, которые требует от современного учителя поиска новых путей и возможностей для его реализации, развиваются научно-технические базы современных школ, изменяются интересы школьников, увлекающихся компьютерными технологиями. Все это заставляет учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Целью своей работы я считаю формирование банка интерактивных заданий, на основе активных методов и технологий обучения. Для достижения данной цели, мною будут решаться следующие задачи:
изучение информации по АМО;
получение теоретических знаний о том, какие активные методы и технологии обучения существуют;
рассмотрение достоинств и недостатков активных методов и технологий обучения для современной российской образовательной системы,
применение АМО в личной практике и его анализ с точки зрения эффективности урока и его качества.
Содержание технологии АМО
Активные методы обучения (АМО) – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики. (А.М. Смолкин)
Технология АМО ориентирована на полное мировосприятие и развитие, на организацию к самообразованию, на развитие навыков добывать информацию и применять их опытным путем в действительности. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным участником на уроке при помощи доброго, более опытного советчика — преподавателя. Проведение уроков проходит в виде интерактивного тренинга, семинара, обучающей игры, доверительной беседы.
В ходе активного диалога осуществляется обмен мнений всех учащихся для решения поставленной задачи. Такие методы побуждают к действию и живому мыслительному процессу. Таким образом, АМО — это совокупность методов, создающих инициативность и многообразие мыслительной и опытной работы в процессе обучения. Согласно Активным Методам Обучения модель урока выглядит следующим образом:
Определение цели урока, включающая: приветствие и выяснение ожиданий (чего хотят получить от урока) и опасений.
Повторение предыдущей темы и обсуждение домашнего задания, лекция в обсуждениях нового материала и проработка новой темы.
Разминка и подведение итогов.
Классификация активных методов и технологий обучения2
Различные авторы классифицируют активные методы обучения (АМО) по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО.
Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.
Активные методы обучения делятся на два типа: неимитационные и имитационные. Активные методы обучения первого типа – неимитационные – включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады, метод «мозговой штурм» и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.
Активные методы обучения второго типа – имитационные – подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения.
К игровым активным методам обучения относятся: дидактические игры, игровые ситуации: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях; введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе. Наиболее сложными являются игровые активные методы обучения.
Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься.
Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. Большинство методов универсальны и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях по другим учебным дисциплинам.
В своём личном педагогическом опыте на занятиях я активно пользуюсь имитационными игровыми методами и технологиями обучения. Я обучаю английскому языку детей младшего школьного возраста и всем нам известно, что ведущим видом деятельности у учащихся такого возраста является игровая деятельность. Поэтому на своих уроках я с учащимися провожу игровые занятия с использованием АМО, соответствующих их возрасту, их интересам и требованиям ФГОС: дидактически игры, аудио и видеоматериалы (фильмы/ мультфильмы с последующим обсуждением; обучающие онлайн игры), ролевые игры, песни, рифмовки и подвижные игры, в том числе и игры с мячом. Занятия проходят в непринуждённой форме/ обстановке, учащиеся более расслаблены (без стеснения выполняют задания, легче вступают в диалоги), у них остаются положительные эмоции, так как занимаются они с огромным удовольствием. Те учащиеся, которым грамматика, диалоги, переводы при чтении давались с трудом, начинают замечать сами, что им становится легче разобраться в тонкостях языка и давать ответы на поставленные вопросы или выполнять задания, искренне этому удивляются и радуются. В результате таких занятий учащиеся проявляют огромный интерес к предмету, лучше понимают материал и осваивают его с большей лёгкостью.
Мне, как учителю такие уроки с использованием обучающих игр дают возможность создавать обучающую среду, мотивирующую не только учащихся, но и себя.
Достоинства и недостатки АМО
Говоря о достоинствах АМО, хочется отметить, что они обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие умения работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду;
развитие универсальных навыков.
Хотелось бы подчеркнуть, что плюсы технологии АМО очевидны и позволяют при помощи активного обсуждения, анализа и осмысления усовершенствовать образовательный процесс, его качество, воспитать уважительное отношения друг к другу и получить навыки работы в команде.
Так как новая система действительно более прогрессивна, но ее внедрение и качество в первую очередь зависит от преподавателя, его квалификации, его желания самосовершенствоваться и прежде всего любви к своей профессии, у новой технологии наблюдается ряд недостатков:
может не хватать дисциплины и универсальности (не все предметы возможно полностью давать на самостоятельное обучение и рассмотрение);
необходимо учитывать сложность темы;
необходимо учитывать время продолжительности учебного занятия и оснащённость кабинета;
необходимо учитывать индивидуальность личности обучаемых (застенчивость, самооценку);
а так же необходимо использовать комплексное сочетание старых и новых методик. Нельзя полностью отринуть все старое, чтобы построить новое.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку — учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени — все заняты делом.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять эти методы или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Вопросы для обсуждения:
Используете ли вы в своей профессиональной деятельности активные методы и технологии обучения?
Какие виды АМО вы используете в своей профессиональной деятельности?
Какие виды АМО вы хотели бы ещё начать использовать?
Список литературы:
А.М. Смолкин Методы активного обучения, М. – 1991г.
Е.В. Зарукина Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению, СПб, 2010г.
Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе (АМО) - https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-aktivnyx-metodov-obucheniya-v-obrazovatelnom-processe/