СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе говорится о формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе"»

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи

И.Г. Песталоции.

1)Добрый день, уважаемые коллеги. Зовут меня Ишмекеева Анна Павловна. Сегодня я расскажу о формировании функциональной грамотности на уроках в начальной школе.


2)Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.

Сегодня требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 

3)В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

4)Проще говоря, функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Работаем с детьми под Девизом: «Учимся не для школы, а для жизни». При изучении новой темы, я всегда спрашиваю детей: «Для чего мы это изучаем, а нужно ли вообще изучать данную тему, где она нам пригодится? И дети отвечают, что знание алфавита, например, нужно в библиотеке, чтоб найти нужную книгу или при составлении списка, с фонетическим разбором детям стало понятнее, почему мы слышим одно, а пишем другое. А этому важно научиться, чтобы не было ошибок.

5)При формировании функциональной грамотности важно создать условия для самостоятельного добывания знаний. И здесь нужно следовать мудрой пословице: «Давать не рыбу, а удочку». Самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом. А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

6)Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело.

А как научить ребенка работать с информацией? Какие методы и приемы использовать? Как работать с современными детьми? Вот актуальные вопросы для каждого педагога.

7)Одной из эффективных технологий активизации обучения, по моему мнению, является метод визуализации учебной информации, который прочно занял свое место в образовательном процессе.

Слово «визуализация» в переводе с латинского означает – воспринимаемый зрительно, наглядно.

В педагогике визуализация реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов – принципа наглядности.

Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свертывать и развертывать информацию.

Необходимость визуализации информации на современном уроке обуславливается еще и тем, что у нынешних учащихся, живущих в информационном обществе, формируется так называемое «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, так как позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся

14)Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

 Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию  людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

       15) В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ