Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Федеральной службы исполнения наказаний
Доклад
«Формирование профессиональной компетенции на уроках учебной практики»
Выполнил мастер производственного обучения
ФКП образовательное учреждение № 277
В.А.Чуклин
Красноярск 2018
Доклад на заседании методической комиссии
ФКП образовательного учреждения № 277
«Формирование профессиональной компетенции на уроках учебной практики»
04.12.2018 года
«В конце концов, от всех приобретенных
знаний в памяти у нас остается только
то, что мы применили на практике»
(Гёте)
Мастер производственного обучения является организатором практического обучения обучающихся при освоении ими профессии. Главная задача мастера при подготовке и проведении учебной и производственной практики - обеспечить качественную подготовку рабочих и специалистов, обладающими глубокими и прочными профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Одним из основных факторов повышения качества обучения в профессиональном образовательном учреждении является профессиональная компетентность мастера производственного обучения, его профессиональный опыт, педагогические знания, любовь к профессии.
Сложность моей работы как мастера производственного обучения состоит в том, что все мои обучающиеся находятся в условиях пенитенциарной системы. Научить взрослого человека, который ранее порой и молоток в руках не держал, очень сложно. И моя задача добиться от такого обучающегося работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках учебной практики, в ходе которой у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Уроки учебной практики на современном этапе остаются основной формой организации практического обучения. Одним из важнейших моментов проведения практических занятий является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых умений и навыков и реализуется через применение разнообразных приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих.
Для этого, как одну из форм учебной практики, первым занятием провожу экскурсию на производство исправительного учреждения. Цель первой экскурсии – познакомить обучающихся с рабочими местами, с условиями работы, с оборудованием и материалами, чтобы обучающиеся имели общее представление о профессии станочника деревообрабатывающих станков.
Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной профессии. Большинство осужденных приходят в образовательное учреждение в группу по обучению профессии «Станочник деревообрабатывающих станков» с неосознанным выбором. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении.
Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с деревообрабатывающим оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства. Видят конечный результат труда станочников деревообрабатывающих станков по производству столярных изделий, таких как: дверные блоки с филенчатым полотном, оконные блоки, мебельные изделия, столы из массива древесины, мягкие стулья и т.д. После анализа увиденного у обучающихся возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими профессии.
Известно, что учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
В ходе учебной практики у обучающихся:
- закрепляются теоретические знания;
- формируется понимание необходимости постоянно совершенствовать знания;
- возникает более устойчивый интерес к профессии.
Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся в процессе современного профессионального обучения заключается в том, что педагоги дают обучающимся не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а организует их деятельность так, чтобы обучающийся сам нашел эти знания, усвоил понятия, необходимые для решения профессиональных задач. Не всегда поступает расходный материал хорошего качества, как правило это необрезной пиломатериал 2–4 сорт. Здесь перед обучающимися стоит задача как качественно обработать низкосортный пиломатериал с минимальными отходами. Важно знать и понимать какой пиломатериал отсортировать и выбрать для изготовления столярных, а какой для мебельных изделий. При отборе содержания практических работ по учебной практике я руководствуюсь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего станочника деревообрабатывающих станков. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к рабочего данной профессии.
При подготовке обучающихся к предстоящей трудовой деятельности, важно развить у них интеллектуальные умения, проектировочные и конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью, анализировать, находить решения поставленных задач. Так на учебной практике уже на пятом занятии проводится тема, «Основные виды столярных соединений». Выполняются упражнения разметка шипов и проушин. Зарезание прямых (одинарных и двойных) шипов и выдалбливание проушин в столярных заготовках ручными и электрофицированными инструментами с применением приспособлений. Проверяется качество обработки шипов и проушин для дальнейших рамных или ящичных шиповых соединений.
Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения неотъемлемое качество будущего квалифицированного рабочего. Поэтому методы анализа производственных ситуаций и решения ситуационных производственных задач позволяют формировать определенные профессиональные компетенции. Например при изготовлении клееного столярного щита для филенчатого дверного полотна требуется ровные ламели (ровные бруски одного размера) без внешних дефектов и биологических повреждений, а также с минимальным размером здоровых сучков, без гнили и грибных повреждений. При выполнении всех этих условий, столярный щит будет хорошего качества, значит и выполненное изделие будет соответствовать требуемым стандартам.
Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающихся первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. На занятиях по учебной практике проходили тему «Изготовление простых столярных и мебельных изделий». Изготовление заготовок для столярного стула. Изготовление деталей стула. Сборка узлов стула. Сборка стула и его столярная отделка. По результатам выполнения задания большинство обучающихся успешно справились с изготовлением столярного стула. Ранее пройденные темы, «Основные виды столярных соединений» были успешно применены при изготовлении столярного стула.
Проводимый Отделом организации трудовой занятости осужденных ГУФСИН России по Красноярскому краю в течение последних лет мониторинг закрепляемости выпускников моих учебных групп по профессии «Станочник деревообрабатывающих станков», позволяет сделать вывод, что организация учебной практики позволяет мне достичь главной педагогической цели - формирование специалиста соответствующего требованиям современного работодателя. Только за последние три года было подготовлено и выпущено 150 человек по профессии «Станочник деревообрабатывающих станков». Их них трудоустроено 60 человек. Выпущено с повышенным разрядом 59 человек
Используемая литература:
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения[Текст]:уч.пособие/В.А.Скакун.-М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2007.-320с.
Шуберт Ю.Ф., Андреещева Н.Н. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование.–М.,2009.–No12.
Якупова А.Р., Чернявская В.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».–М.,2009.–No