СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование учебной самостоятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современной системой образования ставится вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы младших школьников с целью повышения качества знаний , умений , навыков и подготовки их к жизни , самостоятельному труду.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование учебной самостоятельности младших школьников"»

Со

ОБЛАСТНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЁТКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»















Доклад по теме:



«Формирование учебной деятельности младших школьников»











Подготовила

учитель начальных классов:

Шаруда Е.Н.



































Пгт.Тёткино -2023-2024 уч.год





Формирование учебной самостоятельности младших школьников.


Современная школа, при обучении детей с ОВЗ помимо образовательных задач, имеет и специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащихся.

Современной системой образования ставится вопрос о необходимости широкого использования самостоятельной работы школьников с целью повышения качества знаний, умений, навыков и подготовки их к жизни, самостоятельному труду.


 Правильно организованная самостоятельная деятельность оказывает коррекционно - развивающее значение:

-способствует развитию устной и письменной речи, высших психических функций.

-оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств: активности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах.


Развитие самостоятельности школьников с ОВЗ является одним из важных условий повышения эффективности учебного процесса.

• вовлечение всех детей в практическую деятельность;

• воспитание интереса к этой деятельности;

• постоянное и постепенное усложнение заданий;

• создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Реализация данного направления нашла свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы.

Самостоятельная работа-это не форма организации учебных занятий и обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит-вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий -самостоятельных работ-приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.


Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности-путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.


Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Практика обучения во многом обогатилась содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.


Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в трудах К.Д. Ушинского.


Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, склонность действовать под влиянием взрослых не позволяют выполнить задуманное и желаемое.


Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка.

 

Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:


Этапы развития самостоятельности:


1.Этап подражания: дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Этап частичной самостоятельности: ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

3. Этап полной самостоятельности: младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение педагога, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться , а для того чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:


1.Наличие специальных знаний и умений. Для этого эффективно применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик, которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Но не всегда обучающийся, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.


2.Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.


Так-же процесс развития самостоятельности условно можно разделить на ряд этапов, которые , несомненно , должен пройти каждый обучающийся. Прохождение каждого этапа готовит все психические процессы ребёнка к последующему этапу.


Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание педагога должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности. Прохождение каждого этапа готовит все психические процессы ребёнка к последующему этапу.


Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Учитель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца.


Третий этап - закрепление проявлений самостоятельности, контроль за ее устойчивостью, обеспечение условий для социально-ценных проявлений этого качества личности.


Развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания и обучения, определении подходов к планированию.


В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.



Ведущие виды деятельности:

• учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром;

• игра: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности.


Правильно организованная самостоятельная деятельность оказывает коррекционно - развивающее значение: способствует развитию устной и письменной речи,

оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств, при этом достигается вовлечение всех учащихся класса, в соответствии с их индивидуальными способностями, в активную деятельность по усвоению знаний.


Наиболее слабые учащиеся требуют особого внимания и подхода. Необходимо обеспечить доступный для самостоятельного выполнения ими уровень практических работ.

Таким детям следует предлагать индивидуальные задания, специальный дидактический материал. Задача учителя состоит в том, чтобы создать необходимые условия, подобрать методы и приемы, способствующие преодолению трудностей, возникающих у учеников в процессе обучения.

- Задания должны быть рассчитаны на короткое время выполнения и проверки (от двух до пятнадцати минут, в зависимости от объема заданий);

- Система заданий должна быть рассчитана на непрерывное обобщение и систематизацию пройденного материала, это дает возможность ученикам хорошо осмыслить связи между понятиями и явлениями;

- В заданиях указывается последовательность выполнения работы, способ ее выполнения.


В своей работе с обучающимися, имеющими ОВЗ использую следующие методы самостоятельной работы:


объяснительно - иллюстративный,

- репродуктивный,

- частично поисковый,

-коммуникативный,

-информационно-коммуникационный;

- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.


В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детьми даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Ситуация успеха позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.


Методы и приемы создания ситуации успеха


-Доступность понимания изучаемого материала

-Доступное объяснение материала

-Обязательное использование наглядности

-Личностно ориентированный подход

-Поощрение за любые достижения

-Создание благоприятной среды

-Словесная поддержка

-Установка на позитивное решение проблемы

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.


Для активизации самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения


1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.


Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.


2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
- Слоговые таблицы;
- Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д)
- математические раскраски.


4.Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»


5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)


6. Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.


7. Использование информационных технологий.
Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока
Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности. Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение.









Используемая литература


 1. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 74 с.

. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.


2.Гиршович B.C. «Виды самостоятельных работ» журнал «Математика в школе» № 3, 1998.


3. Далингер, В.А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения / В.А. Далингер // Математика в школе, №6, - 2004. - С. 20-23.


4. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.


5.Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. - М.: Учпедгиз, 2006. - 151с.


6.Педагогическая психология. Психология обучения. Психология воспитания. Психология личности и деятельности учителя: Хрестоматия / Сост.В.Н. Карандашев, Н.В. Ноова и др. - СПб.: Питер, 2009. - 412с.


7.Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания /К.Д. Ушинский // Педагогическая психология: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2006. - 412с.


8. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - C.77-90.