МКОУ «Березовчанская основная общеобразовательная школа»
Доклад
на педсовет:
«Формы и методы организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения»
Подготовила: Антипова Светлана
Александровна, учитель русского
языка и литературы
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что выражается в следующих характеристиках: способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии и путей ее получения. Решить данную задачу призвана система мероприятий (профориентационная работа, предпрофильное и профильное обучение), которые помогают выпускникам сделать профессиональный выбор, т.е. самоопределиться.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию. Профориентационная работа проводится по нескольким направлениям: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Профориентационная работа является базовой основой для предпрофильного и профильного обучения, т.к. оно не возможно без учета индивидуальных интересов, способностей, склонностей и предпочтений учащихся. Именно в рамках профориентационной работы и происходит изучение индивидуальных особенностей учащихся.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержания профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к игровой, трудовой, учебно-познавательной и исследовательской деятельности.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Формы и методы профориентационной работы с учащимися
Основными компонентами профориентационной работы с учащимися являются следующие:
Образовательный, реализуемый в обучении и воспитании учащихся. Профинформацию старшеклассники получают на предметах общеобразовательного цикла, внеклассных и внешкольных занятиях, мероприятиях, где учащиеся знакомятся с различными видами труда, с достижениями науки и их внедрением в производство, с сырьем и технологией его переработки, а также с отраслями народного хозяйства. В процессе получения этой информации на основе общих знаний формируются и развиваются интересы и мотивы выбора профессии учащимися. Основными формами и методами, способствующими реализации задач профессионального просвещения, являются: рассказ, беседа, классный час, лекция, тренинги, познавательные, деловые игры, экскурсия. Эффективно организованными формами профессиональной информации являются предметные, технические, художественные и другие кружки и факультативные занятия, а также элективные предметные курсы. В этом учебном году у нас ведутся элективные курсы по химии «Решение расчетных задач» и математике «___________________», а также спецкурс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Это курс профильной ориентации для обучающихся 9 класса ( 1 час в неделю), дающий школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических).Знание их обеспечивает обучающимися принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования. Данные формы работы оказывают большое влияние на развитие профессиональных интересов и способностей учащихся.
Психологический, направленный на тестирование, анкетирование и психодиагностику индивидуальных особенностей личности для выявления и развития профессионально значимых качеств . Реализация данного компонента предполагает также психологическое консультирование учащихся и их родителей.
Посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с их родителями, информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором будущей профессии. Реализуется данный компонент через организацию и проведение педагогических советов, родительских собраний, анкетирование родителей учащихся, привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы в школе относятся:
достаточная информация о профессии и путях ее получения;
потребность в обоснованном выборе профессии;
уверенность школьника в социальной значимости труда;
степень самопознания школьника;
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Предпрофильная подготовка ( 9 класс) – необходимый и обязательный этап в системе профильного обучения, предполагающий по его завершении осуществление учащимся акта самоопределения в отношении направления и уровня профильного обучения. Основная задача деятельности специалистов образования на данном этапе — свести к минимуму вероятность ошибочного выбора учащимся сферы предполагаемой профессиональной деятельности и тем самым оказать ему активное содействие в выделении спектра учебных предметов необходимых для осуществления жизненных планов.
Следующей ступенью в профессиональном становлении подростков является профильное обучение (10-11 классы), суть которого в том, чтобы дать старшеклассникам качественное общее среднее образование, формировать их готовность к осознанному профессиональному самоопределению.
Процесс профильного обучения эффективен, если он высоко мотивирован для учащегося и протекает с использованием организационных форм, адекватных выбранным предметам и уровням их изучения. Поэтому исходным пунктом организации профильного обучения является выбор оснований для определения профиля обучения каждого учащегося.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения старшеклассников способствует успеху профориентационной деятельности.
Таким образом, формы и методы профориентационных воздействий представляют собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у обучающихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.