МАОУ “Степно – Дворецкая ООШ»
Доклад
Кейс - инновационная технология
в учебном процессе.
Подготовила:
Рупышева Н Л
Учитель начальных классов
2017 год
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
В связи с модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Для себя я выбрала кейс - технологии. Что же такое кейс- технологии?
Кейс-метод – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов.
Особенности кейс- технологий.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.
Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении
Кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Создание кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
-Цель обучения
-Структурирование учебного материала
-Выбор организационных форм, методов и средств обучения.
Методы кейс – технологии
- метод инцидентов Поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
- метод разбора деловой корреспонденции (баскетметод) Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
- игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
- ситуационно ролевая игра
- Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
- метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
- кейс- стади
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Структура обучения и действия учителя.
1. Подбирает кейс.
2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.
3.Разрабатывает сценарий урока.
4. Организует предварительное обсуждение кейса.
5. Делит класс на группы.
6. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
7. Оценивает работу учащихся.
8. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.
Работа ученика с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.
Результаты работы с кейсом:
Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.
Умение работы с текстом
Освоение методов анализа
Образовательные – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Появление опыта принятия решений, решения проблем
Повышение уровня коммуникативных умений
Опыт работы в группе
Преимущества использования кейс технологий в обучении
- Кейс -технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
- Развивают презентационные умения.
- Приобретают экспертные умения и навыки.
-Учатся учиться.
- Изменяют мотивацию к обучению.
Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, он состоит из 3 частей:
1.Вспомогательная информация (необходимая для анализа кейса).
2.Описание конкретной ситуации;
3.Задания к кейсу.
Печатный кейс, мультимедиа- кейс, видео кейс.
Вывод
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно!
Спасибо за внимание!
Сборник кейсов по литературному чтению для 4 класса.
Кейс №1
Прочитать стихотворение Н.Рубцова «Долг» и сделать вывод: долг каждого гражданина – это …..
Долг
Холодный шум ночного океана,
Незримые дороги кораблей...
Я вижу земляничную поляну.
Над той поляной – крики журавлей.
Родимый край мой!
В грёзах или в росах,
В туманах ночи и в сиянье дня,
И в пору жатвы, и на сенокосах
Ты с детства завораживал меня.
А дни идут...
Над палубой эсминца
Качается свинцовый небосклон.
А волны, волны, волны вереницами
Стремительно бегут со всех сторон.
И там, где сила духа на пределе,
Где шторм встает преградой кораблю,
Я должен, должен доказать на деле,
Что сердцем всем я Родину люблю.
(Н. Рубцов)
Проанализировав стихи. сделать вывод: главный долг гражданина своего Отечества – это …….
Россия! Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.
НЕТ, мужество случайным не бывает
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь!
Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями,
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести.
И за Отчизну рвался в бой по чести и по совести!
Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное,
И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.
Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью.
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле
Кейс №2
Прочитайте текст в учебнике. Соберите из текста информацию, какое обращение написал М.Пришвин к своим маленьким читателям? О каком долге рассказ «Моя Родина»
Приложение 4.
Объясните смысл пословиц, проанализируйте стихотворение Расула Гамзатова «Трудно жить, навеки Мать утратив». Сделайте вывод о долге перед Родиной.
Пословицы
1.Нет милее дружка, чем родная матушка.
2.При солнышке тепло, при матушке тепло.
3.На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
4. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
5. Сердце матери лучше солнца греет.
Расул Гамзатов.
Трудно жить, навеки Мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива,
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маму капельку тепла
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте дети ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова,
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши Матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от чёрных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрёт и не изгладить шрамы,
Мать умрёт и боли не унять.
Заклинаю: берегите Маму,
Дети мира, берегите Мать!
Кейс №3
Текст о музыке.
Музыка- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Музыка, как один из видов искусства направлена прежде всего на душу человека, на его сознание. Именно по этой причине сходятся иногда совершенно разные люди, которым нравится одна и та же музыка. По музыкальным пристрастиям человека мы можем очень многое о нем узнать: его характер, привычки, чувства и даже образ жизни. Когда бы и где бы ни жил человек музыка всегда играла и играет огромную роль в его жизни и судьбе.
Кейс №4
Текст о живописи.
Живопись - один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.
Кейс №5
Текст о литературе.
Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни.
Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.
Кейс №6
Текст о театре.
Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь людей. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного – это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны.
Кейс №7
Текст о кино.
Кинематограф плотно засел в жизни людей. Кино играет и обучающую и развлекающую роль. Обучать начинают фильмы уже с малых лет. Дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере персонажей делают выводы, что такое плохо и хорошо, добрые или злые и т. д. А сколько эмоций переживают! Если смотреть фильмы о дружбе, верности, смелости и благородстве с детства, то вероятнее всего, повзрослев, привычка не изменится. Кино — это одна из самых эффективных форм обучения. Какой бы смысл не был заложен в фильме, каждый сможет получить информацию, интересующую именно его, найти пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.
Задание к кейсам
-Каждая группа пытается выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека
Вопросы к кейсам.
Для каждой группы подготовлены тексты о видах искусства, к ним даны вопросы для анализа:
-Название вида искусства.
-Как этот вид искусства представлен.
-Что чувствуют люди при встрече с этим искусством.
-Как этот вид искусства отражает окружающий человека мир.
-Даёт ли искусство представление об окружающем мире человеку.
Кейс №8 Отрывок из газетной статьи «Первопроходцы»
Миллионы Советских людей с восхищением наблюдали за подвигом советских лётчиков В. Чкалова, А. Белякова, Г. Байдукова. Овеянные славой Герои Советского Союза товарищи Чкалов, Беляков и Байдуков повели воздушный корабль страны социализма с одного континента на другой по неизвестной трассе, впервые в человеческой истории через «макушку земли», через области, которые именовались до сих пор «полюсом неприступности».
Этот перелёт Чкалов совершил благодаря каждодневным тренировкам, борьбе с трудностями. В его лётной практике сложнейшие и опасные фигуры «восходящий штопор», «медленные бочки», смелые пикирования.
Вопросы:
Когда была написана статья? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
Какой стиль текста?
Назовите жанр текста.
Что вы можете сказать: поступки Чкалова это лихачество или каждодневный подвиг?
Кейс №9
Прочитайте текст:
Минотавр был сыном Миноса, царя острова Крит, расположенного в Средиземном море. Минос повелел афинянам ежегодно присылать на Крит по семь юношей и семь девушек. Несчастным юным пленникам предстояло стать жертвами кровожадного царского отпрыска- Минотавра. Чтобы Минотавр не вырвался на волю и чтобы его жертвы не ускользнули от него, Минос повелел построить Лабиринт – огромный дворец в несколько этажей, со множеством запутанных переходов, лестниц, подвалов и потайных комнат. Построил Лабиринт знаменитый греческий мастер Дедал, а хозяином и единственным обитателем дворца стал Минотавр. На греческом острове Крит до сих пор сохранились развалины Лабиринта – дворца легендарного царя Миноса. Миф о Минотавре живёт в современном языке: запутанные сооружения со множеством тупиков и извилистых переходов мы до сих пор называем ЛАБИРИНТАМИ.
Вопросы:
Этот текст хотят включить в учебник «Литературное чтение» для начальной школы в раздел «Мифы». Может ли он туда попасть?
К какому жанру относится данный текст?
Кейс №10
Автор - народ
Из уст в уста
Мечта о счастье
Малые фольклорные произведения
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Волшебные предметы
Сказочные превращен
Вопросы. Что такое устное народное творчество?
Расскажи используя опорные слова.
Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.
Составь список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество»
Кейс №11
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку -
Сядь на цветок -
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Задание. Дополни текст заклички
Кейс№12
Прочитайте докучную сказку.
Слушайте ,послушайте! Расскажу вам сказочку- хорошую – прехорошую, длинную – предлинную, интересную – преинтересную!
Жил – был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет, хвост вытащит – ноги увязнут, ноги вытащит – хвост увязнет, хвост вытащит – ноги увязнут, ноги вытащит – хвост увязнет …
Хороша ли моя сказочка?
Вопросы.
Как начинается докучная сказка про журавля?
Назови повторяющиеся слова, выражения.
Какими словами заканчивается сказка?
Определи и назови, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать.
Приложение 5
Оценочный лист работы на уроке.
Ф.И.ученика _______________
№ Критерии оценки 5 4 3 2 1
1 Слушаю, не перебивая, учителя и одноклассников.
2 Принимаю участие в работе моей группы.
3 Принимаю участие в работе всего класса.
4 Работаю творчески
5 Оцениваю одноклассников.
6 Оцениваю себя.
Оценочный лист работы группы №___________________________
№ Критерии оценки работы группы.
5-отлично
4-удовлетворительно
3-надо постараться № группы
1 Материал изучен в полном объеме.
2 Участие всех членов группы в работе.
3 Творческий подход в изложении материала.
Итоговое количество балов