СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : «Особенности развития аутичного ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал доклада поможет разобраться с особенностями развития ребенка с РАС,познакомит с основными задачами психокоррекции его поведния.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : «Особенности развития аутичного ребенка»»

Министерство социальной политики Российской Федерации

Донецкая Народная Республика

ГБУ «Шахтерский детский дом-интернат

для детей с недостатками умственного развития»







ДОКЛАД

на тему

«Особенности развития аутичного ребенка»

Подготовила: Мухина О.В.




















2023 год



Аутизм- великая загадка третьего тысячелетия.

Аутизм - это расстройство психического развития, которое проявляется в нарушении социального взаимодействия, коммуникации и повторяющемся поведении. В мире более 67 миллионов людей страдают от этого расстройства. Ещё 30 лет назад вероятность встретить человека с аутизмом была крайне мала - примерно один случай на 10 тысяч человек. Сегодня же это один случай на 68 человек, что делает количество детей с аутизмом выше, чем детей с диабетом, онкозаболеваниями или синдромом Дауна. Поэтому во всех развитых странах поддержка людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) стала приоритетной задачей для государства.

Первые описания детей с аутизмом появились в прошлом веке. В 1943 году американский психиатр Лео Каннер собрал наблюдения за 11 случаями аутизма и сделал вывод о существовании особого клинического синдрома с типичными отклонениями в психическом развитии. Он назвал его «синдром раннего детского аутизма». Каннер выделил наиболее характерные черты этого синдрома, которые до сих пор используются в современных критериях диагностики.

Независимо от Каннера, тот же синдром был описан Гансом Аспергером в 1944 году и Семёном Мнухиным в 1947 году.

В настоящее время наиболее значимыми признаками синдрома Каннера считаются:

Аутизм -это состояние, при котором ребёнок чувствует себя невероятно одиноким. Из-за этого у него возникают проблемы с социальным развитием, независимо от уровня его интеллектуальных способностей. Стремление к постоянству- ещё один характерный признак аутизма. Дети с этим расстройством часто увлекаются стереотипными занятиями, привязываются к определённым предметам и сопротивляются любым изменениям в окружающей среде. У детей с аутизмом также наблюдаются задержка и нарушение развития речи , независимо от уровня их интеллектуального развития.

Раннее проявление патологии психического развития (до 2,5 лет) чаще связывают с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.

Синдром Каннера, одна из форм аутизма, встречается примерно у трёх-шести детей на 10 тысяч. Это может быть даже чаще, чем нарушения зрения или слуха. Предполагают, что среди детей с диагнозом «умственная отсталость» есть недиагностированные случаи раннего детского аутизма.

Известно, что аутизм чаще встречается у мальчиков -в пропорции 3-4:1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, с возрастом у детей с аутизмом наблюдается тенденция к сглаживанию патологических черт в разной степени.



Причины этого расстройства психического развития искали в разных направлениях. Сейчас большинство исследователей считают, что ранний детский аутизм - это следствие особой патологии, связанной с недостаточностью центральной нервной системы. В младенческом возрасте различные физические и психические нарушения часто тесно связаны между собой. У детей с аутизмом в этот период могут наблюдаться нарушения инстинктивных форм приспособления к жизни. Например, они могут испытывать трудности с засыпанием: их сон может быть поверхностным, а ритм сна и бодрствования -нарушенным. Также возможны проблемы с кормлением: дети могут вяло сосать, отказываться от груди, быть избирательными в питании. Функция пищеварения может быть неустойчивой и часто нарушаться, они могут страдать от запоров. Характерным признаком расстройства аутистического спектра является искажённая реакция на внешние раздражители. Дети с таким расстройством могут быть особенно пассивными и неотзывчивыми или, наоборот, чрезмерно возбуждёнными и склонными к паническим реакциям.

При РАС могут наблюдаться различные нарушения речевого развития. Эти нарушения могут проявляться в разной степени тяжести и иметь различные формы. Вот четыре основных варианта нарушений речи при аутизме:

Первый вариант:

В случае задержки речевого развития у ребёнка речь развивается быстрее, чем у детей с нормальным развитием. Первые слова появляются в возрасте от 8 до 12 месяцев, а фразы -вскоре после первых слов. Речь ребёнка может быть сложной по структуре, все звуки произносятся чётко, а первые слова могут быть сложными и не связаны с потребностями ребёнка. Несмотря на быстрое становление фразовой речи, она не носит конкретного характера.

В возрасте 2-2,5 лет у ребёнка может произойти регресс речи. Это может быть связано с каким-либо заболеванием, психотравмой или другими негативными воздействиями. В некоторых случаях видимой причины для регресса речи нет.

У части детей речь почти полностью утрачивается, остаются только вокализации без обращений и бормотание. В состоянии аффекта могут прорываться отдельные «слова -эхо», отражающие слышанную ребёнком речь, и очень редко - простая фраза. Ухудшение речи сопровождается нарастанием трудностей в моторике.

Несмотря на ухудшение внешней речи, внутренняя речь у детей с определёнными нарушениями может сохраняться и даже развиваться. Это можно заметить только после тщательного и продолжительного наблюдения. На первый взгляд может показаться, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь, потому что не всегда и не сразу выполняет речевые инструкции. Однако многое зависит от ситуации: например, при непроизвольном аффективном внимании ребёнка он может лучше понимать речь, чем при прямом обращении к нему. Кроме того, дети с такими проблемами часто не могут выполнить просьбу или указание взрослого из-за нарушений моторики, недостаточной сосредоточенности и целеустремлённости. Однако даже если на первый взгляд кажется, что ребёнок не реагирует на взрослых сразу, позже выясняется, что он всё равно учитывает полученную информацию в своём поведении и деятельности.

Второй вариант.

У детей с задержкой речевого развития наблюдаются следующие особенности:

Гуление обычно появляется в возрасте от трёх до пяти месяцев. Первые слова дети обычно начинают произносить в период от 1 года 2 месяцев до 3 лет, однако эти слова не являются обращением к кому-либо, а представляют собой набор заученных фраз. Характерны стойкие нарушения звукопроизношения, перестановка звуков в словах, а также замедленный темп речи. Из-за низкого психического тонуса дети с задержкой речевого развития не проявляют активности в речевой деятельности, поэтому их словарный запас накапливается медленно, в основном через механическое запоминание.

Развитие фразовой речи у детей с таким вариантом речевого развития происходит с большими трудностями. Они часто допускают грамматические ошибки в спонтанных фразах, не используют предлоги, не изменяют слова по родам и числам, а глаголы употребляют преимущественно в неопределённой форме. Особенно сложно детям с таким вариантом речевого развития использовать личные местоимения. Они не используют местоимение «я» и говорят о себе во втором или третьем лице. С возрастом дети запоминают большое количество фраз из любимых стихов, песен и сказок. Однако такая заученная речь не связана с окружающей обстановкой и не соответствует её содержанию. После длительной коррекции дети начинают использовать заученные фразы более или менее уместно. Дети с таким вариантом речевого развития не всегда понимают смысл сказанного другим человеком и не всегда выполняют словесные инструкции. У них также могут быть трудности с общей и тонкой моторикой, а сниженный мышечный тонус дополнительно затрудняет развитие речи.

Третий вариант.

У детей с третьим вариантом речевого развития основные этапы в развитии речи наступают раньше, чем у их здоровых сверстников. Первые слова они начинают произносить в возрасте от восьми до двенадцати месяцев, а первые фразы - от двенадцати до шестнадцати месяцев. Родители радуются тому, как быстро растёт словарный запас ребёнка и как усложняются его фразы. Однако со временем становится заметно, что, несмотря на обширный словарный запас, с такими детьми фактически невозможно поговорить по-настоящему. Речь этих детей сохраняет особенности, характерные для взрослых людей. Она может быть напряжённой, а высота голоса может повышаться к концу фразы. Темп речи обычно ускоренный, а слова могут быть недоговорёнными или заменены другими звуками. ​Речь может быть нечёткой, а произношение -прерывистым и скандированным. Дети легко улавливают и повторяют эмоциональные интонации взрослых.



Особенности речевого развития при расстройствах аутистического спектра.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) также имеют свои особенности в развитии речи. Они могут использовать необычные слова и фразы, которых нет в обычной речи. Этот процесс называется «словотворчеством» или «неологизмами». Также у детей с РАС может быть период, когда они повторяют слова или фразы других людей без понимания их значения. Это явление называется «эхолалией». Кроме того, у многих детей с РАС наблюдаются нарушения звукопроизношения, изменения темпа и плавности речи. Например, они могут говорить слишком быстро или медленно, делать паузы в речи или повторять звуки и слова.

Трудности формирования целенаправленного поведения.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут испытывать трудности в формировании целенаправленного поведения. Например, им может быть сложно реагировать на просьбы и инструкции взрослых.

Кроме того, детям с РАС может быть трудно сосредоточиться на задаче из-за того, что они с трудом могут отвлечься от внешних впечатлений. Для здорового маленького ребёнка взрослый является самым значимым человеком в окружающем мире. Ребёнок непроизвольно обращает на него внимание и подчиняет своё поведение указаниям взрослого, игнорируя другие внешние влияния. Однако у детей с РАС из-за их пассивности и ослабления эмоциональных связей со взрослыми непроизвольное сосредоточение на взрослом может быть менее выраженным. В результате они в большей степени зависят от внешних воздействий, а их поведение может определяться не логикой отношений со взрослым, а случайными впечатлениями. Это явление называется «полевым» поведением.

Когда мы наблюдаем за ребёнком с аутизмом, то видим, что его действия не всегда зависят от его личных желаний и целей. Его внимание могут привлекать новые или яркие предметы. Расположение предметов в пространстве может заставлять его передвигаться по комнате в определённом направлении. Кроме того, наиболее заметный способ взаимодействия с предметом может диктовать ребёнку, как именно с ним обращаться. Ребёнок медленно ходит по комнате, обращая внимание на различные предметы. Он трогает их, оставляет на месте, толкает мяч, ударяет по ксилофону, включает и выключает свет. Зная, как расположены предметы в комнате, можно почти точно предсказать его действия.

Поведение ребёнка зависит не только от того, что он видит, но и от того, что происходит вокруг него. Даже дети с аутизмом, которые не умеют говорить, могут заканчивать строки стихотворений или вставлять пропущенные слова в текстах. Ребёнку будет сложно, если взрослый не даст ему дослушать пластинку или допеть песню. Если взрослый не понимает, насколько сильно ребёнок может быть чувствителен к внешнему миру, и постоянно требует от него того, что противоречит этому, то контакт с таким взрослым может стать для ребёнка мучительным. Если раньше между взрослым и ребёнком были какие-то эмоциональные связи, то теперь ребёнок может начать воспринимать все действия взрослого как враждебные и научится не обращать внимания на его слова. Для аутичного ребёнка контакт со взрослым требует больших усилий. Ему может быть сложно сосредоточиться, он может испытывать либо полное истощение, либо перевозбуждение. Если взрослый будет требовать от него выполнения действий, которые не соответствуют его возможностям, то это также может привести к потере эмоционального контакта. Ребёнок не может соответствовать требованиям взрослого и начинает активно избегать контакта с ним. Дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются с трудностями в установлении контакта со взрослыми, что негативно сказывается на их психическом развитии и социализации.

Дети с РАС испытывают сложности с адаптацией к окружающему миру и стремятся найти способы существования без помощи взрослых. Это может привести к патологическому поведению, которое, в свою очередь, становится дополнительным препятствием и усугубляет состояние ребёнка.

Сочетание первичных и вторичных трудностей, а также задержка психического и социального развития приводят к формированию синдрома Каннера у детей с РАС. Окончательный диагноз обычно ставится между 2-3 годами жизни, и характерные черты состояния наиболее выражены в течение нескольких лет. Затем эти черты могут сглаживаться или трансформироваться в другие болезненные проявления.

Л. Каннер определил два основных признака клинической картины аутизма: изначальные трудности в установлении контакта с людьми и окружающим миром, а также стремление к неизменности. Эти признаки наиболее характерны для детей в возрасте 3-4 лет.

Аутизм с аутистическими проявлениями характеризуется пассивным избеганием контактов, безразличием и отсутствием реакции на происходящее вокруг. Дети с таким расстройством могут быть чрезмерно избирательны в контактах: они могут общаться только с одним человеком, обычно с матерью, и полностью полагаться на него. В результате контакт с внешним миром осуществляется только через этого человека.

Ещё одним проявлением аутизма может быть активное нежелание ребёнка взаимодействовать с людьми. Это поведение чаще наблюдается у более активных и хорошо адаптированных к жизни детей. Аутистическая самоизоляция затрудняет адаптацию ребёнка к окружающему миру и представлениям о людях и их чувствах. С одной стороны, такая самоизоляция может препятствовать развитию внутреннего мира ребёнка.

В более лёгких случаях раннего детского аутизма внутренний мир ребёнка может быть представлен отдельными влечениями, интересами и монотонными переживаниями, часто связанными со страхами. Страхи основаны на гиперчувствительности аутичных детей и их негативном опыте взаимодействия с окружающим миром. Эти страхи не всегда проявляются открыто. Однако если удаётся установить эмоциональную связь с ребёнком и завоевать его доверие, становится ясно, что он очень стеснителен и болезненно чувствителен к взгляду, голосу и прикосновению даже приятных ему людей. Когда мы работаем с такими детьми, мы часто сталкиваемся с аутоагрессией(ребенок может кусать себе руки, бить себя по голове) и повторяющимися фразами вроде «не можешь» и «не хочешь». Если оставить ребёнка в покое, его страх может быть скрыт под маской отрешённости, что затрудняет его обнаружение. У детей с аутизмом страх проявляется по-разному. Некоторые из них постоянно встревожены и боятся всего на свете, а другие пугаются только определённых вещей или людей. Порой бывает трудно понять, что именно вызывает у ребёнка страх. Например, ребёнок может испугаться чего-то, что не представляет никакой опасности для других детей. Это может быть шум водопроводных труб, журчание воды в туалете, замкнутое пространство лифта, пролетающие мимо птицы или бабочки, яркий предмет у входа. Можно предположить, что ребёнок боится всего необычного, яркого и неожиданного. Его страх часто направлен на детей или животных. Страхи и тревожность у этих детей могут быть очень яркими и не всегда соответствовать тем ситуациям, которые их вызывают. Однажды пережитый страх может сохраняться долгое время. Иногда родители не замечают страхов ребёнка и даже могут считать его бесстрашным, воспринимая его активность и неумение оценить реальную опасность как бесстрашие. Однажды ребёнок испугался неприятного звука качелей и, не раздумывая, побежал. Он не смотрел, куда бежит, и оказался в пруду. Это показывает, что ребёнок стал менее замкнутым и улучшил эмоциональный контакт с близкими, раз решился поделиться своими страхами. Иногда страх и любопытство могут смешиваться, и ребёнок стремится к тому, что его пугает. Возможно, он хочет взять ситуацию под контроль и преодолеть свой страх. Ребёнок с трудом контролирует свои эмоции и поведение. Он сильно зависит от окружающих и ему сложно целенаправленно общаться и взаимодействовать с миром. Поэтому он стремится сохранить постоянство и привычные способы взаимодействия с окружающей средой. Для него важно, чтобы всё было знакомо и предсказуемо, а люди не казались опасными. Ребёнок с аутизмом с трудом адаптируется к новым условиям. В незнакомой обстановке он чувствует себя потерянным. Его ритуалы, повторяющиеся действия и интересы - это способ приспособиться к миру. Они отражают уровень его социализации. Аутичный ребёнок нуждается в стабильности и постоянстве. Он стремится к тому, чтобы всё оставалось неизменным: маршруты прогулок, одежда, обстановка в комнате, ответы взрослых и даже шутки. Переезд для него - тревожное событие, он может испытывать трудности со сном и плакать от беспокойства.

Постоянные ограничения и строгие требования к ребёнку могут быть трудными для всей семьи. Однако чем больше его пытаются изменить, тем сильнее он сопротивляется и тем более болезненно реагирует на нарушение установленных правил.

Из-за недостатка общения с внешним миром ребёнок может прибегать к аутостимуляции. Таким образом он компенсирует сенсорный голод и регулирует свои эмоции. Аутостимуляция проявляется через повторяющиеся движения, такие как бег по кругу, прыжки, раскачивания, а также в поиске сенсорных впечатлений от света, огня, воды или музыки. Эти действия помогают ребёнку защитить себя от внешних воздействий, которые он может воспринимать как враждебные. Когда ребёнок испытывает страх или если к нему обращаются взрослые, он может повторять обрывки фраз, стихотворений или петь. Это помогает ему заглушить неприятные сигналы из внешнего мира. Примерно к двум с половиной или трём годам семья может заметить, что у ребёнка есть проблемы в общении. Нежелание ребёнка взаимодействовать с окружающими может быть связано с трудностями в коммуникации. Родители часто обращают внимание на способности ребёнка, которые указывают на потенциал его психического развития: отличная память, умение ориентироваться на местности, тонкое различение форм, способности к конструктивному мышлению и музыке. Однако эти способности не находят своего применения.

Причины искажений психического развития у детей с аутизмом.

Главными причинами искажений психического развития у детей с аутизмом являются их повышенная чувствительность и ранимость. Это вызывает у них тревожность и страхи. Кроме того, дети с аутизмом могут иметь слабое общее и психическое состояние, из-за чего им трудно сосредоточиться и контролировать своё поведение. Они также быстро устают от взаимодействия с окружающим миром.







Заключение:

Цель психологической коррекции .

Главная цель психологической коррекции - помочь ребёнку с аутизмом стать более эффективным и целеустремлённым в своей деятельности. Это может быть достигнуто только через сотрудничество со взрослым. Мероприятия, направленные на психологическую компенсацию биологических особенностей, определяющих особые условия развития ребёнка, помогут ему достичь этой цели.

Мероприятия для ребёнка с аутизмом.

Чтобы ребёнок с аутизмом мог целенаправленно заниматься чем-то, необходимо провести следующие мероприятия:

1. Поднять эмоциональный тонус и повысить общую психическую активность. Для этого организуются игры с яркими эмоциональными впечатлениями: музыкой, светом, водой, солнечными зайчиками, воздушными шарами, мыльными пузырями и так далее.

Моменты сенсорной аутостимуляции, которые часто используют дети с аутизмом, усиливают удовольствие от общения и служат для организации игрового общения со взрослым.

2. Снижать уровень постоянного сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребёнка.

Для этого необходимо создать спокойную и благоприятную обстановку. Важно оградить ребёнка от травмирующих факторов, таких как яркий свет, громкие звуки, резкие движения или предметы, которые могут напомнить ему о неприятных ситуациях. Также необходимо постоянно следить за эмоциональным состоянием ребёнка.

Одним из основных показателей его состояния является моторная активность: степень скованности, зажатости, сдавленности, а также громкость голоса. Проводятся специальные игры, которые помогают детям почувствовать себя в безопасности, преодолеть страхи и научиться взаимодействовать с другими людьми.

По мере установления контакта дети начинают делиться своими страхами, что позволяет разработать игры и психотерапевтические ситуации, направленные на решение индивидуальных проблем каждого ребёнка.

3. Все взаимодействия с ребёнком должны быть чётко организованы. Дети привыкают к спокойному ритму занятий и музыки, что снижает вероятность перевозбуждения.

Регулярное и привычное расписание занятий помогает ребёнку легче переключаться. Важно предоставлять ребёнку готовые модели поведения и способы взаимодействия в играх и повседневных делах. Ребёнок учится играть свою роль, помогать другим и выполнять обязанности дежурного или старшего по дому. При этом нужно объяснять целесообразность и причинно-следственные связи в поведении на эмоциональном уровне.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баенская Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 11–19.

2.Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс; пер. с англ. О. В. Деряевой; науч. ред. Л. М. Шипицына, Д. Н. Исаев. – М.: ИЦ «Владос», 2005. – 144 с.

3. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.

4.Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: ИЦ «Владос», 2007. – 176 с.

5. Плаксунова Э. В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – № 2. – С. 35–40.

6. Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М.: Теревинф, 2010. – 288 с.