ДОКЛАД НА ТЕМУ:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1 слайд
2 слайд
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Источником нравственных знаний является прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних пор.
Основы нравственности утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский.
3 слайд
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
В первые годы Советской власти Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.М.Горький выступили против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их окружающего мира. Н.К.Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребёнка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.
Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересом других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
4 слайд
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность» «воспитание»
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что 5 слайд и 6 слайд
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи. Развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям» (И.Г.Песталоцци).
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умение анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы – в общем, всё то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее, любознательнее, развиваются логически правильная речь и воображение. «Всё, что есть в речи логического, протекает из наблюдений человека над природой, - писал великий педагог К.Д.Ушинский, — а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о животных, о погоде и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.
Основные цели ознакомления младших школьников с окружающим миром, остаются неизменными на протяжении всего обучения в начальной школе. Это:
7 слайд
Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить
8 слайд
Издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, выпеченный хлеб, вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребёнку огромную социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него идеалы. С образом матери ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита. В русской православной культуре преклонение перед матерью и материнством нашло отражение в культе Богородицы.
Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? В старину был «Домострой», в котором содержались указания «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноваться и покоити их во всём». В «Домострое» создан образ-идеал семейной жизни того времени. Многое в «Домострое» не приемлемо в наши дни. Значит надо придумать что-то другое.
9 слайд
Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, крае.
10 слайд
Изучая символику нашей страны, я обращаюсь и к нашему краю. Так при изучении герба России мы говорим о том, что у нашего района тоже есть свой герб и что на нём изображено.
Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию
между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.