НАО Заполярный район ГБОУ «СШ с.Ома»
Доклад «Роль учителя в создании здоровьесберегающих условий на уроке».
Докладчик: Хвастунова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
Реализация здоровьесберегающего процесса невозможна без педагога владеющего высоким профессиональным, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Обеспечить здоровьесберегающий процесс на уроке возможно только во взаимодействии учителя и ученика. Ключевою фигурой в этом выступает учитель. Создавая благоприятные условия на уроке, учитель способствует сохранению здоровья учащихся.
Проектирование образовательного пространства, реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически: требуется серьёзная и трудоёмкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего целям здоровьясбережения.
Такая деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке может быть представлена в виде управленческой.
Разработаны функции, обеспечивающие деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке.
Функции
1.целеполагание
Цель ключевой фактор педагогической деятельности учителя. Она направляет движение общего труда учителя и учеников с их общему результату. Сущность управленческого процесса заключается в том, чтобы координировать действия.
2. аналитическая
Учитель наряду с другими целями урока всегда должен ставить цель, направленную на сохранение здоровья ученика. Управленческая деятельность учителя должна основываться на аналитической функции, выполняя которую можно:
-определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса
-сформировать реально достижимые цели и задачи урока
-выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы урока
Аналитическая деятельность позволяет получить информацию о здоровье учащихся и особенностях их развития, создать индивидуальную карту ученика.
3. конструктивные
Конструктивная функция играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве с содержанием обучения.
Для выполнения конструктивной функции педагогу необходимо определить содержание учебного материала, направленного на укрепление и формирование культуры здоровья учащихся. При подготовке учебного занятия учитель должен подобрать приёмы, методы, средства, дидактический материал, наглядные пособия, направленные на укрепление здоровья учащихся.
4. организационно-исполнительская
Эта функция призвана обеспечить условия и взаимодействие учителя, родителей, учащихся для реализации намеченных планов по достижению цели. Взаимодействие педагога и учащихся на уроке призвано обеспечить высокий уровень мотивации сохранения здоровья.
5. профильная
Эта функция заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы. Профилактическая функция учителя на уроке должна обеспечить предупреждение переутомления и развитие заболеваний, вызванных школьными причинами. Кроме этого позволяет поддержать на оптимальном уровне способности учащихся. Учитель призван в процессе обучения и воспитания ребёнка понимать всю степень ответственности за сохранение и формирование здоровья человека. Его деятельность должна быть пронизана нормами здоровьесберегающей этики, предполагающей отказ от действий, которые могут навредить здоровью ученика.
рефлексивно-оценочные
Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, которые должен решать учитель.
Научить детей определять своё состояние и ощущения.
Сформировать активную жизненную позицию.
Сформировать представления о своём теле, организме.
Учить укреплять и сохранять своё здоровье.
Понимать необходимость и роль двигательной активности.
Обучать правильной безопасности при выполнении различных видов деятельности
Уметь оказывать необходимую помощь при травмах.
Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Учитель должен выступать примером здорового образа жизни для учащихся и носителем культуры здоровья, которые он призван транслировать молодому поколению.
В современной школе культура здоровья педагога является одним из признаков его готовности к инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что с каждым годом прослеживается тенденция ухудшения здоровья учащихся, педагогу необходимо знать принципы здорового образа жизни и внедрять элементы культуры здоровья в процесс преподавания.