«Состояние работы с детьми
по вопросам речевого развития»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны педагога к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Моя работа с детьми строится по модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на непосредственно организованную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе игровых моментов. При работе над интонационной выразительностью речи я использую с детьми проговаривание: шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи я применяю: артикуляционную гимнастику, чистоговорки, упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации.
Важно при этом добиваться чёткой артикуляции. У каждого ребёнка зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка). Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день в течение 3-5 мин. Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя.
План проведения: рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения.
Развитие речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому я использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков (например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких). Использую дыхательную гимнастику, способствующую формированию правильного речевого дыхания: пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку, и т. д.
По формированию словаря могу предложить следующие формы работы: пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей; существительными, обозначающими профессии; как можно больше прилагательных, обозначающих признак предмета не имевших места в их собственном опыте; учить определять и называть местоположения предмета (слева, справа и т. д., время суток, слова синонимы (весёлый - радостный, слова антонимы (белый - чёрный, слова с обобщающим значением (стол, стул, шкаф - мебель.)
В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Связную речь формирую следующим образом: учу активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их; учу детей описывать предмет (по образцу); упражняю в составлении рассказов по картине; работа с «Мнемотаблицами»; упражняю детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок; пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта.
Для формирования диалогической речи я использую театрализованную игру. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Проводимая работа по использованию игр в работе по развитию речи дошкольников позволяет расширить игровой опыт, связную речь, грамматический строй речи, улучшить интонационную выразительность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку — это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
А напоследок хочется сказать: развитие речи, культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.