Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
Доклад выступления на педагогическом совете школы
«Программа ЗОЖ в школе.
Выполнение программы и результаты работы.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия».
воспитатель
Згирский В.Н.
НОВАЯ БРЯНЬ
2025Г.
Проблема здоровья детей с интеллектуальными нарушениями сегодня как никогда актуальна. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества».
В рамках реализации комплексных задач Программы развития ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2029 учебные годы разработана и реализуется комплексная программа здоровьесбережения «Мы за здоровый образ жизни», направленная на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей, а также педагогического коллектива и сотрудников школы.
На сегодня весьма актуальными является создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья.
Необходимо обеспечить учащимся с интеллектуальными нарушениями возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель программы здоровьесбережения: создание образовательной среды, гарантирующей безопасный учебно-воспитательный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика.
Задачи программы:
- освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы всех служб школы;
- разработка и апробация системы повышения здоровьеформирующих компетенций педагогов и сотрудников школы;
- разработка и апробация модели здоровьеформирующей среды, создание методической копилки и инноваций педагогов школы по здоровьесберегающим технологиям;
- расширение взаимодействия субъектов здоровьесбережения со всеми компонентами микросоциума (администрации, педагогов, семьи ученика, медицинского работника и т.п.) в контексте укрепления здоровья;
- создание условий для развития культуры здоровья педагогов;
- содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся, их родителей и педагогов.
Здоровьесберегающая программа служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей и реализуется на всех ступенях обучения, способствуя сохранению здоровья участников образовательного процесса и входит в образовательные области, а также через систему дополнительного образования и воспитательные мероприятия.
Формы и методы реализации программы: групповые и индивидуальные занятия, беседы, наблюдения, мероприятия различных уровней, внеклассная работа, внеурочная деятельность, дополнительное образование.
Программа включает в себя следующие направления здоровьесберегающей деятельности школы, реализация которых представлена на слайдах:
1. Сохранение и укрепление здоровья ученика:
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
положительная динамика физического развития учащихся;
развитие способности учащихся выстраивать отношения со сверстниками, родителями, педагогами и коммуникативные навыки вне школы;
формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
применение индивидуального подхода к учащимся;
правильное, сбалансированное питание учащихся;
повышение уровня культуры здоровья учащихся, их грамотности в вопросах здоровья;
компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
2. Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.
Формирование здорового образа жизни должно стать одно из традиций семьи. Она играет важнейшую роль в формировании навыков, умений и основных знаний, способствующих поддержанию собственного здоровья:
соблюдения элементарных культурно – гигиенических навыков;
правильное построение и соблюдение режима дня;
знание основ безопасности;
определение показателей: рост, вес, пульс, дыхание (для контроля над состоянием здоровья и его коррекции);
основные правила правильного питания;
понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
знание правил сохранения здоровья от простудных и других инфекционных заболеваний;
умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
знание природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
знание лечебных учреждений (где возможно получить помощь в случае болезни).
Для эффективного сохранения и укрепления здоровья учащихся родителям даются рекомендации педагогическим коллективом с учётом возрастных особенности ребенка.
3. Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога.
включает в себя умение педагогов осуществлять деятельность по профилактике физического, психологического и социально-нравственного здоровья ученика.
Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, поэтому важной частью здоровьесберегающей работы в школе является рациональная организация урока:
обстановка и гигиенические условия в классе;
количество и чередование видов учебной деятельности;
место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами;
поза учащихся, чередование позы;
наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов (физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
наличие в содержательной части урока (занятия) вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (занятии);
психологический климат на уроке (занятии);
наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
4. Создание здоровой среды на рабочем месте.
- создание здоровой среды на рабочем месте;
- организация диспансеризации;
- проведение и участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях;
- создание условий для ведения здорового образа жизни;
- создание информационного пространства о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Основная задача школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье. Здоровье ученика, его социально-психологическая адаптация, нормальное развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 8 до 18 лет этой средой является школа.
I ступень - начальные классы:
- формирование навыков коммуникации;
- формирование навыков и приобщение к санитарно-гигиенической культуре;
- внедрение учащимися в свою деятельность элементарных составляющих
здорового образа жизни;
- правильная организация питания в школе.
II ступень - средние классы:
-стремление учащихся к самостоятельной организации здорового образа жизни;
- осведомленность участников образовательного процесса в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- учебная нагрузка, соответствующая возрасту обучающихся;
- правильная организация питания в школе;
- индивидуальный подход к обучающимся.
III ступень – старшие классы:
- формирование у учащихся полового самосознания и здорового образа жизни;
- отсутствие стрессовых ситуаций на уроках (занятиях);
- отсутствие нарушений физиологических и гигиенических норм;
- правильная организация питания в школе;
- популяризация культуры здоровья.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагоги в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение и воспитание детей в нашей школе не наносило ущерба здоровью школьников. В реальной практике гораздо важнее выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он улучшал физическое состояние учащихся и укреплял их силы и возможности.
Решение: продолжить реализацию комплексной программы здоровьесбережения через систему спортивно-оздоровительной работы по предупреждению заболеваний и сохранению здоровья учащихся для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого ребенка.