2017 год
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Структура и содержание программы
4. Методическое обеспечение
5. Список литературы
1. Пояснительная записка
«Дополнительная общеразвивающая программа «С английским по жизни» относится к ознакомительному уровню и имеет социально-педагогическую направленность. Содержание дополнительной общеразвивающей программы направлено на развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации личности ребенка. Программа разработана с опорой на содержание основного образования, составлена в соответствии с требованиями к оформлению и содержанию программ по дополнительному образованию (Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.06 №06-1844 и от 18.06.03 №28-02-484/16).
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальной траектории школьника и его социализации. Программа дополняет и углубляет знания и умения по английскому языку, вовлекая учащихся в реальный диалог культур. Особое внимание уделяется выработке коммуникативных способностей и прикладному применению навыков свободного общения на иностранном языке. В ходе реализации программы педагогом применяется дифференцированный подход к детям, учитывая уровень их подготовленности и интересов, а также используются информационные технологии, обеспечивающие познавательно-речевое развитие школьников.
Программа создана в рамках личностно-ориентированной парадигмы обучения и направлена на воспитание и развитие таких личностных качеств, как доброжелательность, открытость, толерантность, умение избегать конфликтных ситуаций, самоуважение, уважение к собеседнику, понимание ценности различных культур. Важным аспектом программы является формирование и развитие метапредметных умений и навыков, а также аутентичное методическое сопровождение образовательного процесса.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области является ее практическая значимость, поскольку данная программа направлена на формирование ключевой компетентности обучающихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач. Содержание курса объединено в тематические блоки, которые предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Особенности программы также раскрываются в отборе содержания и его структуре. Все модули имеют единую структуру (лексика, грамматика, аудирование, говорение, чтение письмо, лексические и грамматические игры ). Весь курс сопровождается аудио и видео поддержкой.
На протяжении всего курса используются следующие педагогические принципы обучения для успешной реализации программы:
- принцип речемыслительной активности;
- принцип индивидуализации;
- принцип ситуативности;
- принцип новизны;
- принцип доступности,
Роль иностранного языка возрастает в современном мире и сегодня в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. C развитием экономических и культурных связей изучение английского языка- международного языка дипломатии, бизнеса и туризма- способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью, так как в наше время у значительной части населения возникает практический интерес и потребность к овладению английским языком, чтобы в дальнейшем применять полученные навыки в реальных жизненных ситуациях. Даная программа ориентирована на коммуникативное и социокультурное развитие современных детей средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и в дальнейшем послешкольного образования, что является важным, злободневным и соответствует социальному заказу общества.
Педагогическая целесообразность курса продиктована в первую очередь требованиями, предъявляемыми современным обществом к молодому поколению, органично сочетать в себе качества творческой и успешной личности. Программа направлена на формирование ключевой компетенции обучающихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач – и создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать у них интерес и уважение к языкам и культурам других народов.
Цель и задачи программы
Цель: Содействовать формированию интеллектуального развития детей, их эмоциональной сферы, коммуникативных и социальных навыков посредством английского языка, развивать творческие способности и воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
- образовательные (обучающие) – познакомить детей с культурой стран изучаемого языка, способствовать приобщению школьников к иностранному языку как инструменту познания мира и средства общения, расширить кругозор и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, стимулировать интерес учащихся, создавая условия для общения на темы из сферы повседневной жизни.
- развивающие (личностные) – развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой, развивать интеллектуальные и познавательные способности учащихся, память, внимание, воображение, приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, развивать технику речи и фонематический слух.
- воспитательные (общекультурные) – способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям, cпособствовать воспитанию личностных качеств: умение работать в коллективе в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, формирование у обучающихся гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, личная и взаимная ответственность.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год. Годовая нагрузка 80 часов. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Возраст учащихся: 13 – 14 лет. Рекомендуемое количество школьников в группе 10 – 12 человек, что позволит повысить эффективность обучения, обеспечит индивидуальный подход к каждому школьнику и коммуникативную направленность занятий.
Формы и режим занятий
Основной формой является комбинированное занятие, которое может включать в себя:
- организационный момент
- фонетическую зарядку
- речевую разминку
- основной этап (упражнения на повторение, закрепление предыдущего материала; введение нового материала, тренировочные упражнения)
- контрольный
- итоговый
- рефлексивный
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность, которая необходима для закрепления полученной информации и способствует расширению словарного запаса, развитию навыков устной речи, креативности, повышению эмоциональной активности учащихся. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами для отдыха, где используются элементы английского фольклора (т.е. используются здоровье-сберегающие технологии и особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая, парная, индивидуальная.
Выбор методов обучения ориентирован на активизацию и развитие мыслительных и познавательных процессов.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные методы обучения (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры художественного произведения и др.);
Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
Практические методы обучения (тренинг, составление диалогов, вокально-тренировочные упражнения и др.).
В свою очередь, деятельность детей определяется следующими методами:
Репродуктивные методы обучения. В этом случае обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске.
Исследовательские методы обучения. Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
4. Игровые методы обучения. Их использование помогает в усвоении знаний сразу по нескольким языковым аспектам при введении и закреплении нового материала, а также при контроле знаний.
На занятиях применяются следующие инновационные технологии:
- личностно-ориентированные технологии, позволяющие учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся;
- воспитательные технологии, в процессе которых обучающиеся вовлечены в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях, театре и др.
- дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Это самостоятельная работа с учебной литературой, языковые игры, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств и др.
Формы проведения занятий: занятие-игра, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, инсценировка, концерт.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты
- формирование и развитие мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для общения и взаимопонимания с представителями других стран
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка в выборе будущей профессиональной деятельности
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом
- развитие эмоциональной сферы; речевых, интеллектуальных и познавательных способностей при помощи обучающих игр в процессе знакомства с жизнью зарубежных сверстников и реалиями страны изучаемого языка
Метапредметные результаты
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание
- развитие умения понимать смысл адаптированного текста и прогнозировать его сюжет; соотносить поступки героев с принятыми моральными нормами и определять нравственный аспект поведения героев
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- сравнивать разные точки зрения , формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, а также осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке
Предметные результаты
- расспрашивать собеседника, задавать простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге
- составлять монологическое высказывание по образцу, аналогии, уметь общаться на английском языке с помощью известных клише,
- инсценировать изученные произведения, сочинять оригинальный текст на основе плана
- воспринимать на слух речь учителя, одноклассников, несложные по объему тексты
- знать и понимать значение новых лексических единиц, связанных с тематикой обучения и соответствующими ситуациями общения
- знать и понимать изученные грамматические явления, отражающие особенности культуры страны изучаемого языка
Прогнозируемые результаты программы
К концу обучения данному курсу учащийся будет
Знать:
- особенности видовременных форм английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных гpамматических явлений;
- основные нормы речевого этикета , принятые в странах изучаемого языка;
- сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка, особенности образа жизни, быта, культуры Великобритании и России.
- предложенный лексический минимум по изученным темам
Уметь:
- грамматически правильно оформлять свою речь на английском языке,
- вести разговор в стандартных ситуациях общения, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, используя изученный лексико-грамматический материал
- делать устные и письменные сообщения в зависимости от коммуникативной задачи;
- написать творческую работу
- пользоваться дополнительной справочной литературой и интернет-ресурсами
- выражать свою точку зрения на основе услышанного или прочитанного
- сравнивать языковые явления родного и иностранного языка
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; овладевать знаниями о тематической лексике и реалиях изученных учебных тем, овладевать умениями представлять свою страну и её культуру на английском языке.
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной деятельности в течение всего учебного года осуществляется мониторинг, который включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – собеседование и диагностический тест.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Промежуточный контроль проводится в декабре/январе в форме тестовых заданий различного уровня сложности и участия в ролевых играх, викторинах по пройденным темам. Итоговая аттестация проводится в конце обучения – форма проведения: выполнение проектных работ, участие в конкурсах, праздниках и олимпиадах.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Приветствие и знакомство | 2 | 1 | 1 |
3. | Из истории Британии | 8 | 3 | 5 |
4. | Мир профессий | 4 | 1 | 3 |
5. | Досуг и хобби | 5 | 1 | 4 |
6. | Спорт в нашей жизни | 3 | 1 | 2 |
7. | Защита окружающей среды | 5 | 2 | 3 |
8. | Планы на будущее | 3 | 1 | 2 |
9. | Разные культуры, разные традиции | 10 | 4 | 6 |
10. | Любимая еда и напитки | 3 | 1 | 2 |
11. | Путешествия и развлечения | 6 | 2 | 4 |
12. | Дом, в котором я живу | 3 | 1 | 2 |
13. | Правила дорожного движения | 4 | 1 | 3 |
14. | Семья и друзья | 3 | 1 | 2 |
15. | Навыки и умения | 3 | 1 | 2 |
16. | Жизнь и быт в сельской местности | 4 | 1 | 3 |
17. | Покупка одежды | 4 | 1 | 3 |
18. | Здоровье и болезни | 3 | 1 | 2 |
19. | Средства массовой информации | 3 | 1 | 2 |
20. | Итоговое занятие | 2 | | 2 |
| Итого часов: | 80 | 26 | 54 |
3. Структура и содержание курса
Курс рассчитан на 80 часов в год и состоит из вводного, итогового занятий и 18 тематических разделов (модулей).
В начале курса обучения проводится вводное занятие в игровой форме с целью выявить уровень знаний и пробелов в знаниях учащихся, а в конце года на итоговом занятии представляются результаты проделанной работы.
Тема 1. Hello everybody! (Приветствие и знакомство)
Лексика: названия стран и национальностей; слова, обозначающие членов семьи
Грамматика: глагол to be: утвердительные, вопросительные, отрицательные предложения, множественное число существительных.
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 1 час, контроль знаний в форме монологического высказывания и составления диалогов по теме.
Тема 2. Historical Britain. (Из истории Британии)
Лексика: существительные и прилагательные, обозначающие географические названия страны изучаемого языка, достопримечательности. Биографии известных личностей.
Грамматика: личные и притяжательные местоимения, определенный и неопределенный артикли.
В рамках данной темы проводятся лекции – 3 часа, практические занятия с использованием видеосюжетов, игровых элементов – 5 часов, контроль знаний в форме викторины.
Тема 3. The world of professions. (Мир профессий)
Лексика: названия профессий , лексика для характеристики разных профессий
Грамматика: простое настоящее время, местоимения в объектном падеже.
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 3 часа, контроль знаний в форме инсценировки сценок.
Тема 4. Leisure and hobbies. (Досуг и хобби)
Лексика: выражения, обозначающие предпочтения (I’m fond of… I’m interested in… It’s my cup of tea, I like; play games, go in for sports, dancing, painting, cooking, etc.)
Грамматика: общий, альтернативный, специальный вопросы; глагол “to have”
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудио и видеозаписей, игровых элементов – 4 часа, контроль знаний в форме теста.
Тема 5. Sport in our life. (Спорт в нашей жизни)
Лексика: названия разных видов спорта (basketball, tennis, football, swimming, skating, etc.); числительные от 20 до 100
Грамматика: модальные глаголы, указательные местоимения
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме составления диалогов по теме
Тема 6. Save the Earth! ( Защита окружающей среды)
Лексика: слова и выражения по теме: «Environment”
Грамматика: прошедшее простое время, разделительный вопрос
В рамках данной темы проводятся лекции – 2 часа, практические занятия с использованием аудиозаписей и видеосюжетов, игровых элементов – 3 часа, контроль знаний в форме подготовки проекта: “Let’s preserve our planet!”
Тема 7. Plans for the future. (Планы на будущее)
Лексика: глаголы, описывающие жизненно-важные события (work, study, earn, achieve, marry, travel, die… etc.) Предсказания (Predictions).
Грамматика: Будущее время : shall/will, be going to
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме монологического высказывания.
Тема 8. Different cultures, different traditions. (Разные культуры, разные традиции)
Лексика: слова и выражения, обозначающие особенности культуры и языка британцев; национальные традиции и праздники
Грамматика: прилагательные, степени сравнения
В рамках данной темы проводятся лекции – 4 часа, практические занятия с использованием аудиозаписей и обучающих видео, игровых элементов – 6 часов, контроль знаний в форме викторины.
Тема 9. Food you like! (Любимая еда и напитки)
Лексика: слова, обозначающие продукты питания и различные напитки; выражения, обозначающие личные предпочтения, клише по теме: “In a café (restaurant).
Грамматика: неопределенные местоимения, выражение количества (some, any, a lot of, many, much, few)
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудио и видеозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме театрализованной инсценировки на тему: «В супермаркете”.
Тема 10. Travelling and entertainment. (Путешествия и развлечения)
Лексика: слова по теме: “Путешествия различными видами транспорта”, прилагательные и наречия для описания похода в кинотеатр и на концерт.
Грамматика: настоящее завершенное время, степени сравнения наречий.
В рамках данной темы проводятся лекции – 2 часа, практические занятия с использованием видеосюжетов, игровых элементов – 4 часа, контроль знаний в форме ролевой игры .
Тема 11. A place to live. (Дом, в котором я живу)
Лексика: слова, обозначающие предметы интерьера и бытовой техники
Грамматика: конструкция There is/ There are
В рамках данной темы проводятся лекции – 1 час, практические занятия с использованием аудио и видеозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме теста.
Тема 12. Road Safety, rules and regulations. (Правила дорожного движения)
Лексика: слова, обозначающие дорожные знаки, cпособы передвижения по городу, общественный транспорт (How can I get to…?)
Грамматика: настоящее длительное время, возвратные местоимения
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием видеосюжетов, игровых элементов – 3 часа, контроль знаний в форме викторины
Тема 13. Family and Friends. (Семья и друзья)
Лексика: лексика для описания черт характера друга, выражения для описания совместного времяпрепровождения(have fun, enjoy oneself, have a nice time)
Грамматика: прошедшее длительное время
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме разработки проекта «Мой лучший друг»
Тема 14. What can you do? ( Навыки и умения)
Лексика: устойчивые словосочетания и выражения по теме: “ В мире гаджетов”
Грамматика: конструкция “have something done”, инфинитив
В рамках данной темы проводятся лекции – 1 часа, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме теста.
Тема 15. Life in the country. (Жизнь и быт в сельской местности)
Лексика: слова, обозначающие реалии сельской жизни (animals on the farm, landscapes, daily routine, farmers at work)
Грамматика: порядок слов в английском предложении, оборот “used to” для обозначения повторяющихся действий в прошлом
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием видеозаписей, игровых элементов – 3 часа, контроль знаний в форме ролевой игры.
Тема 16. Shopping for clothes. (Покупка одежды)
Лексика: слова, обозначающие предметы одежды, цены на товары и услуги
Грамматика: предлоги места и направления, фразовые глаголы
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием видеосюжетов, игровых элементов – 3 часа, контроль знаний в форме инсценировки сценок по теме: ” Bying and selling things”
Тема 17. You and your body. (Человеческое тело, здоровье и болезни)
Лексика: слова, обозначающие части тела, описание внешности. Устойчивые словосочетания и выражения по теме: “Health and illnesses”
Грамматика: косвенная речь
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием видеосюжетов, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме сообщения по данной теме.
Тема 18. Mass media. (Средства массовой информации)
Лексика: выражения для обсуждения новостных газет и журналов, теле и радио новостей
Грамматика: сослагательное наклонение
В рамках данной темы проводится лекция – 1 час, практические занятия с использованием аудиозаписей, игровых элементов – 2 часа, контроль знаний в форме разработки и защиты проекта: “Press in Britain and Russia”.
Методическое обеспечение программы
Аудио-видео материалы
Мультимедийные материалы
Материалы для самостоятельной работы
Методические разработки
Наглядный дидактический материал: таблицы, плакаты, схемы, специальная литература
Презентации
Проекты
Раздаточный материал: фотографии, карточки, картинки, памятки
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор.
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий: наличие кабинета и его оснащенность методической литературой, аудиодисками, колонками, наглядными пособиями, игрушками, раздаточными материалами.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материалы издательского дома “Первое сентября”
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам М. :Просвещение, 2006
3. Ю. Голицинский. Грамматика. Сборник упражнений.- Санкт-Петербург, 2005
4. Ю.Голицинский. Страноведение. Great Britain.- Cанкт-Петербург, 2005
5. Журнал для изучающих английский язык “Speak out”, 2012
6. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы,- Просвещение, 2010
7. Raymond Murphy. English Grammar in Use. Cambridge University Press, 2010
8. Virginia Evans, Jenny Dooley, Irina Kondrasheva: New Round-Up 3. Грамматика английского языка., Student's book, Pearson Longman, 2014.
Дополнительное оборудование (мультимедийные пособия):
Virginia Evans, Jenny Dooley, Irina Kondrasheva: New Round-Up 3. Грамматика английского языка, Class audio CD, Pearson Longman, 2012.
Virginia Evans, Jenny Dooley, Irina Kondrasheva: New Round-Up 3. Грамматика английского языка, Interactive CD-Rom, Pearson Longman, 2012.
Интернет-ресурсы:
http://begin-english.ru/test/elementary/
http://dictionary.cambridge.org/
http://learnenglish.britishcouncil.org/en/
http://learnenglish.britishcouncil.org/en/games
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/
http://learnenglishteens.britishcouncil.org/
http://www.easyenglish.com/
http://www.englishtag.com/tests/level_test_elementary_A1.asp
http://www.englishteachers.ru/testonline
http://www.english-test.net/esl/english-grammar-test.html
http://www.longman.ru/
http://lengish.com/media/english+educational+films.html