Рабочая программа по художественной гимнастике
Пояснительная записка
Направленность программы «Художественная гимнастика»: физкультурно-спортивная.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: девочки, младший школьный возраст.
Срок реализации данной программы: 2 года. Программа включает в себя три этапа:
год обучения— группа начальной подготовки
год обучения— младшая группа
Порядок набора и формирование учебных групп: приём проводится в форме собеседования с ребёнком и родителями с просмотром физических способностей ребёнка. Допуск врача обязателен. Состав группы постоянный.
Формы и режим занятий: групповая.
Режим занятий:
1 год — 2 раза в неделю по 2ч. - 144 часа в год.
2 год — 3 раза в неделю по 2ч. - 216 часов в год.
Наполняемость групп:
1 год обучения — не менее 15 человек.
2 год обучения — не менее 12 человек.
Программа курса «Художественная гимнастика» составлена на основе пособия М.Л. Украна, А.М. Шлемина «Гимнастика», Москва, «Физическая культура и спорт», 1977 г.; квалификационной работы М.С. Коваленко «Сюжетные игры и их значение в тренировочных занятиях по художественной гимнастике детей 5-7 лет», СПб, Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта по специальности 022300, защищена на ГАК в 2007 году.
Актуальность физического воспитания детей раннего возраста в настоящее время неоспорима. Но, несмотря на отработанную систему, педагоги все чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Причин тому несколько, и одна из них – излишняя заорганизованность системы воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных особенностей детей. Поэтому общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей.
2
Проведение занятий по художественной гимнастике оказывает большое влияние на желание детей двигаться, особое внимание следует уделять сюжетным играм, так как с их помощью тренировочные занятия становятся эмоционально насыщенными и разнообразными. Таким образом, упражнения становятся для ребенка желанными и достижимыми.
Начало младшего школьного возраста-6-7 лет – очередной кризис, связанный с вхождением в роль ученика и адаптацией к школьной жизни. Психическая напряженность детей в этот период не только неприятна, но и вредна, так как
порождает неуверенность, чувство беспомощности, страх перед новой деятельностью, тормозит формирование положительной мотивации учения и
физической деятельности. Поэтому стоит очень важная задача –снять психологическую напряженность с помощью средств физической культуры, в а также путем подбора специальный упражнений художественной гимнастики. В школьную программу по гимнастике в 1-2 классах включены упражнения всех групп основной гимнастики (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения
предметами, базовые акробатические упражнения), таким образом, курс художественной гимнастики для учащихся младших классов раскрывает темы, не изучаемые на уроках физической культуры.
Художественная гимнастика – одно из основных средств физического воспитания девочек. Программа по художественной гимнастике направлена на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся. Помимо развития специальных умений и навыков, программа по художественной гимнастике формирует, также, общеучебные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные.
процессе занятий по художественной гимнастике изучаются базовые элементы художественной гимнастики, отдельные танцевальные движения, а также комбинации упражнений без предмета и со скакалкой. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, совершенствуя себя в физическом и эстетическом отношении.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием детского организма, а также незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. Дошкольная жизнь и развитие ребенка находятся в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психологического и физического развития. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения, поэтому дети в этом
возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Яркий эмоциональный окрас движений художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением благотворно влияет на психическое состояние занимающихся. Различные ассоциативные представления, лежащие в основе
большинства гимнастических движений, позволяют развивать творческое
мышление.
Программа данного курса создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, укрепления психического и физического здоровья, приобщения занимающихся к культуре общества.
3
Цели и задачи
Цель: Содействие физическому и эстетическому развитию детей 6-10 лет, а также укреплению их здоровья с помощью упражнений художественной гимнастики в процессе их постоянного усложнения и подготовки к творческой деятельности.
Задачи (для педагога):
Обучающие:
Сформировать общие представления о художественной гимнастике.
Обучить базовым элементам художественной гимнастики с предметом и без предмета.
Ознакомить детей с простейшими элементами музыкальной грамоты с помощью музыкально-подвижных игр.
Обучить комбинациям под музыку без предмета и с предметом.
Развивающие:
Развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);
Развивать специфические качества: танцевальность, музыкальность и творческую активность.
Воспитательные:
Привить навыки дисциплинированности, организованности и трудолюбия;
Воспитать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера
Оздоровительные:
Формировать правильную осанку тела;
Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Организационные:
Привлечь максимально возможное число детей к занятиям художественной гимнастикой, формировать у них устойчивый интерес, мотивацию к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
Организовать контроль за развитием физических качеств.
Задачи (для занимающихся):
Обучающие:
Уметь выполнять нормативы по художественной гимнастики первого, второго и третьего года обучения.
Разучить и выполнять комбинации под музыку без предмета и с предметами (скакалка, обруч, мяч).
Воспитательные:
Воспитывать в себе терпение и силу воли. Посредством выполнения домашних заданий и самостоятельных упражнений на растягивание.
4
Ожидаемый результат
По окончании курса учащиеся должны владеть основными понятиями художественной гимнастики, понимать ее отличие от других видов спорта, иметь
четкое представление о технике выполнения элемента/упражнения по его названию, безошибочно выполнять базовые элементы художественной гимнастики без предмета, владеть основными приемами работы с предметом - скакалка, обруч, мяч, самостоятельно выполнять комбинации и упражнения под музыкальное сопровождение.
1-ый год обучения:
гимнастический шаг;
галоп;
волны, взмахи, наклоны;
равновесие на полупальцах;
шпагат продольный и поперечный;
«мостик» из положения лежа;
«складочка»
перекаты и кувырки
основные приемы владения предметом (скакалка);
выполнение упражнения без предмета под музыкальное сопровождение. Выполнять нормативные требования по общей физической подготовке (далее
ОФП):
«Сила пресса». Сед из положения лежа на спине, с удержанием ног, руки за голову, за 10 сек выполнить более 8 раз;
«Сила спины». Из положения лежа на животе, сгибание туловища назад, руки за голову, за 10 сек выполнить более 10 раз
2-ой год обучения:
шпагат с повышенной опоры (от 15 см);
«мостик» из положения стоя;
повороты, равновесия и прыжки группы В;
основы хореографии;
базовые акробатические упражнения;
выполнение элементов с предметом (обруч); основными приемами владения мячом;
выполнение упражнения с предметом (скакалкой) под музыкальное сопровождение.
5
Учебно-тематический план
Первый год обучения
| | | | Количество | В том числе | |
№ п/п | Тема | | | Теория | Практика | |
| | | | часов | | | |
| | | | | | |
1. | Вводный урок. Охрана труда | | 2 | 2 | - | |
2. | Строевые упражнения и фигурная | 8 | 2 | 6 | |
| маршировка | | | | | | |
3. | Партерная разминка | | 20 | - | 20 | |
4. | Упражнения без предмета | | 35 | 10 | 25 | |
5. | Упражнения с предметом (скакалка) | 26 | 8 | 18 | |
6. | Упражнения у опоры | | 15 | 3 | 12 | |
7. | Специальные | упражнения | на | 16 | 2 | 14 | |
| растягивание | | | | | | |
8. | Музыкально-подвижные игры | | 10 | 2 | 8 | |
9. | Соревнование по ОФП | | 2 | - | 2 | |
10. | Открытый урок (по выбору) | | 2 | - | 2 | |
11. | Соревнование по СФП | | 8 | - | 8 | |
Итого: | | | | 144 | 24 | 120 | |
Продолжитель- | Периодичность | Количество | Количество часов в год |
ность занятия | в неделю | часов в неделю | |
| | | |
2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
| | | |
6
Второй год обучения
| | | | | | Количество | В том числе | |
№ п/п | Тема | | | | | Теория | Практика | |
| | | | | | часов | | | |
| | | | | | |
1. | Вводный урок. Охрана труда | | 2 | 2 | - | |
2. | Строевые | упражнения и | фигурная | 4 | 2 | 2 | |
| маршировка | | | | | | | |
3. | Партерная разминка | | | 15 | - | 15 | |
4. | Упражнения без предмета | | | 40 | 5 | 35 | |
5. | Упражнения с предметом (скакалка) | 45 | 10 | 35 | |
6. | Базовые | элементы с | предметом | 50 | 12 | 38 | |
| (обруч+мяч) | | | | | | | |
7. | Основы хореографии | | | 8 | 3 | 5 | |
8. | Специальные | упражнения | на | 30 | - | 30 | |
| растягивание с повышенной опоры | | | | | |
9. | Музыкально-подвижные игры | | 3 | 1 | 2 | |
10. | Базовые акробатические элементы | | 13 | 5 | 8 | |
11. | Открытый урок (по выбору) | | 2 | - | 2 | |
12. | Соревнование по многоборью | | 4 | 1 | 3 | |
Итого: | | | | | | 216 | 41 | 175 | |
Продолжитель- | Периодичность | Количество | Количество часов в год |
ность занятия | в неделю | часов в неделю | |
| | | |
2 часа | 3 раза | 6 часов | 216 часов |
| | | |
7
Содержание программы
1 год обучения
Вводный урок. Охрана труда.
Теория:
Вводный инструктаж. Лекция по охране труда.
Понятие «художественная гимнастика»
Отличие художественной гимнастики от других направлений гимнастики.
Цели и содержание занятий, нормативы и соревнования.
Строевые упражнения и фигурная маршировка.
Теория:
объяснение техники выполнения СУ (строевые упражнения);
разъяснение понятия «гимнастический шаг», его отличие от простого шага
Практика:
гимнастический шаг;
приставной шаг;
шаг галопа;
высокий шаг;
мягкий шаг;
пружинящий шаг;
-перестроения в круг и в «шахматном порядке»
Партерная разминка.
Практика:
-упражнения на растягивание связок и мышц;
-упражнения на развитие эластичности суставов;
-базовые элементы партерной разминки (шпагаты, складки, мосты и т.д.)
Упражнения без предмета.
Теория:
-Словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения
Практика:
-упражнения на равновесие группы А и развитие вестибулярной устойчивости;
-повороты группы А на одной опорной ноге;
-гимнастический разбег и галоп;
-прыжки группы А;
-комбинация без предмета с музыкальным сопровождением
8
Упражнения с предметом.
Теория:
-Беседа по технике безопасности владения предметом - скакалка;
Словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения
Практика:
а) базовые движения («мельницы», вращения, броски)
б) прыжки через скакалку;
в) танцевальные движения со скакалкой;
-комбинация со скакалкой с музыкальным сопровождением
Упражнения у опоры.
Теория:
-Словесное объяснение техники выполнения упражнений у опоры
Практика:
-волны
-пружинящие движения;
Специальные упражнения на растягивание.
Теория:
-Беседа для психологической подготовки к упражнениям на растягивание;
-Разъяснение конечного результата при выполнении упражнений на растягивание
Практика:
«активная растяжка» (за счет усилия собственных мышц)-махи, пружины;
«пассивная растяжка» (в парах, с весом, статика).
Музыкально-подвижные игры.
Теория:
-Разъяснение правил игры;
-Подведение итогов игровой деятельности
Практика:
-игры под музыку;
-пантомима;
-сюжетно-образные игры
9
Содержание программы
2 год обучения
Вводный урок. Охрана труда.
Теория:
Вводный инструктаж. Лекция по охране труда.
Основы поведения на уроке.
Цели и содержание занятий, нормативы и соревнования.
Строевые упражнения и фигурная маршировка.
Теория:
Практика:
-перестроения в колонны по 2, 3, 4
Партерная разминка.
Практика:
-упражнения на растягивание связок и мышц;
-упражнения на развитие эластичности суставов;
-базовые элементы партерной разминки (шпагаты, складки, мосты и т.д.)
Упражнения без предмета.
Теория:
-словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -разъяснение возможных ошибок и способы их устранения
Практика:
-наскок прыжок;
-гимнастический разбег и галоп;
-прыжки, повороты группы В в комбинациях;
-комбинации танцевальных элементов без предмета; -упражнение под музыкальное сопровождение;
Упражнения с предметом (скакалка)
Теория:
10
-Беседа по технике безопасности владения предметом - скакалка;
Словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения
Практика:
а) базовые движения манипуляции со скакалкой; б) прыжки скрестно и двойные через скакалку; в) простейшие броски;
-комбинация со скакалкой с музыкальным сопровождением
Базовые элементы с предметом (обруч+мяч).
Теория:
-Словесное объяснение техники выполнения упражнений с предметом -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения
Практика:
-баланс мяча;
-базовые элементы с мячом (отбивы, восьмерки, каты, перекаты, боски); -базовые элементы с обручем (вращения, каты, вертушки, броски);
Основы хореографии.
Теория:
-расширение знаний о хореографии;
-ее значение в художественной гимнастике.
Практика:
-1-ая, 2-ая, 3-тья позиции рук и ног;
-ролеве;
-деми и гранд плие;
-гранд батман и батман тандю.
Специальные упражнения на растягивание с повышенной опоры.
Теория:
-Беседа для психологической подготовки к упражнениям на растягивание;
-Разъяснение конечного результата при выполнении упражнений на растягивание
Практика:
фиксация положения шпагат вертикально с помощью опоры;
провис в положении шпагат более 180°, повышенной опоры более 15 см
11
Музыкально-подвижные игры.
Теория:
-Разъяснение правил игры;
-Раскрытие понятия импровизации, задания для творческой деятельности; -Подведение итогов игровой деятельности
Практика:
-игры под музыку;
-пантомима;
-импровизации под музыку.
Базовые акробатические элементы.
Теория:
-Правила техники безопасности;
-Понятие страховки;
-Подробное объяснение техники элементов по частям
Практика:
-перекат через плечо в полушпагат;
-«черепашка»;
-перекат на грудь;
-кувырок вперед.
Соревнования по многоборью.
Теория:
-психологическая подготовка к соревнованиям;
-закрепление знаний и умений общения со зрителем; -раскрытие понятия артистизм
Практика:
-беседы с учащимися, беседы с родителями;
-разучивание упражнения по нормативным требованиям;
-индивидуальные выступления учащихся под музыкальное сопровождение.
12
Методы, используемые в процессе проведения курса
«Художественная гимнастика»
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей обучающегося.
Структурный метод - последовательное разучивание и усвоение
движений, с использованием специально подготовленных связок
состоящих из базовых шагов, повторяющихся в определённом порядке и
в точном соответствии с музыкальным сопровождением.
Метод усложнения обеспечивает переход от простых движений к более сложным. Разнообразие движений обеспечивается путём постепенного добавления к простейшему варианту упражнения новых деталей. Серии
постепенно | усложняющихся | движений | составляет | при | этом | одну |
двигательную фразу, последним в которой является наиболее | сложное |
движение. | Соединением | таких | элементов | из | отдельных | двигательных |
фраз достигается создание танцевальной комбинации. | | | | |
Метод | сходства | помогает формировать | идею | простого | движения в |
разнообразные варианты. Разнообразие элементов аэробики, созданных с
помощью этого метода, определяется выбором преобладающей двигательной темы, в соответствии с которой выполняются движения, как отдельными частями тела, так и всем телом,
Метод блоков используется для объединения движений в блоки по мере их усвоения, после чего они выполняются блоком. В рамках танцевальных комбинаций можно чередовать движения высокой и низкой и интенсивности.
Методы организации занятий по художественной гимнастике
Фронтальный метод помогает следить за действиями всех одновременно, используется в ходе разучивания простых движений, когда обучающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями, обеспечивает большую плотность занятий.
Групповой метод позволяет объединять обучающихся в малые группы по уровню их подготовленности, варьируя степень нагрузки и интенсивность выполнения упражнений.
Индивидуальный метод обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся, позволяет исправлять ошибки, воспитывать навык самостоятельных занятий.
13
Формы учета результативности каждого года обучения
течение 1-го года обучения курса «Художественная гимнастика» проводятся следующие формы учета результативности:
1. Через 3 месяца занятий проводятся соревнования по ОФП и СФП (общая и специальная физическая подготовка). Сдаются нормативы, с целью выявления исходного уровня физической подготовки занимающихся и выполнения ими специальных элементов художественной гимнастики.
2. Через 6 месяцев занятий проводится открытый урок по художественной гимнастике. Цель открытого урока: отчет о содержании занятий и методике их проведения перед родителями детей и руководством школы, а также возможность девочкам продемонстрировать свои умения и навыки не только на соревнованиях, но и в тренировочном процессе.
3. В конце года на завершающем спортивном празднике сдаются нормативные требования по ОФП и в виде соревнования по определенной оценочной шкале, с целью сравнения результатов исходного уровня занимающихся и уровня после прохождения всего курса «художественная гимнастика». А также демонстрировать самостоятельно упражнение без предмета под музыкальное сопровождение в виде показательного выступления (без оценивания).
Нормативы и оценочная шкала для соревнований по ОФП и СФП:
Оценочная шкала от 1 до 5 баллов, где 5 баллов – элемент выполнен верно, от 4 баллов до 2 баллов – имеются отклонения от нормы, 1 балл-элемент не выполнен, ниже приведены точные критерии оценки:
На определение показателя гибкости проводилось 5 различных тестов:
1.1 «Складочка». Из седа, руки вверх выполнить наклон вперед. Измерялось расстояние от туловища до ног сантиметровой линейкой, с учетом правильности формы.
«5 баллов» – правильное положение складочки, колени выпрямлены, туловище
плотно соприкасается с ногами;
«4 балла» – незначительные ошибки, не до конца выпрямлены колени, стопы
согнуты, расстояние до 5 см;
«3 балла» – значительные ошибки: сильно согнуты колени и стопы, расстояние
от 5 до 10 см;
«2 балла» – касание ног только кистями, расстояние более 10 см.
1.2 «Шпагат с правой ноги». Положение шпагат, с оцениванием правильной формы шпагата и расстояние от ног до пола:
«5 баллов» – правильная форма шпагата, руки в стороны, ноги полностью
соприкасаются с полом;
«4 балла» – форма сохранена, руки в стороны, расстояние до пола не более 5
см;
«3 балла» – шпагат с помощью рук, от 5 до 10 см до пола;
«2 балла» – с помощью рук, колени согнуты, расстояние более 10 см.
1.3 «Шпагат с левой ноги». Оценивание то же, что и в тесте 2).
14
1.4 «Шпагат поперечный». Положение шпагат, с измерением градуса угла между правой и левой ногами:
«5 баллов» – правильная форма шпагата, руки в стороны, ноги полностью
соприкасаются с полом, угол равен 180° или больше;
«4 балла» – форма сохранена, руки в стороны, угол равен не менее 160°;
«3 балла» – шпагат с помощью рук, угол равен не менее 120°; «2 балла» – с помощью рук, колени согнуты, угол до 100°.
1.5 «Мост». Из положения лежа на спине выполнить мост. Оценивается положение гимнастического моста и расстояние от стоп до кистей рук: «5 баллов» – правильная форма моста, расстояние 20 см и меньше;
«4 балла» – форма сохранена, ноги незначительно согнуты, расстояние от 20 до
см;
«3 балла» – руки и ноги согнуты, расстояние более 30 см; «2 балла» – нет удержания моста.
В качестве теста для оценки состояния координационных способностей (вестибулярной устойчивости) предложено упражнение: равновесие на одной ноге, другую согнуть вперед, прижимая стопу к коленному суставу опорной ноги, руки в стороны, засекалось время удержания позы.
«5 баллов» – четкое положение равновесия, удержание 3 сек. и более; «4 балла» – четкое положение равновесия, менее 3 сек.;
«3 балла» – нет четкого положения равновесия, согнутое опорное колено, низкое положение рабочей ноги, менее 3 сек.; «2 балла» – нет удержания равновесия.
3.1 «Сила пресса». Сед из положения лежа на спине, с удержанием ног, руки за голову, подсчитывалось количество раз за 30 сек. и оценивалось по баллам:
«5 баллов» – 8 раз и более; «4 балла» – от 5 до 7 раз; «3 балла» – от 2 до 4 раз;
«2 балла» – ни разу без помощи рук.
3.2 «Сила спины». Из положения лежа на животе, сгибание туловища назад, руки за голову, подсчитывается количество раз за 30 сек.
«5 баллов» – 10 раз и более; «4 балла» – от 7 до 9 раз; «3 балла» – от 4 до 6 раз; «2 балла» – менее 3 раз.
3.3 «Прыжки на скакалке». Оценивается количество прыжков через гимнастическую скакалку двумя ногами, за 30 сек.:
«5 баллов» – двумя ногами 10 раз и более; «4 балла» – двумя ногами от 7 до 9 раз; «3 балла» – поочередно ногами от 4 до 6 раз; «2 балла» – менее 3 раз.
конце соревнования подсчитывается суммарное количество баллов и распределяются места между участниками соревнований. Показатели фиксируются
15
течение 2-го года обучения курса «Художественная гимнастика» проводятся следующие формы учета результативности:
Через 6 месяцев занятий проводится открытый урок по художественной гимнастике. Цель открытого урока: отчет о содержании занятий и методике их проведения перед родителями детей и руководством школы, а также возможность девочкам продемонстрировать свои умения и навыки не только на соревнованиях, но и в тренировочном процессе.
В конце года на завершающем спортивном празднике проводятся соревнования по многоборью: упражнение без предмета и упражнение со скакалкой под музыкальное сопровождение. Оценивание проводится судьями 1 категории, по действующим правилам художественной гимнастики.
16
Методические рекомендации для тренировки по художественной гимнастике занимающихся младшего школьного возраста, с учетом их возрастных особенностей
Возрастные особенности | | | | Методические рекомендации | | |
| | | | | | | | | |
1. | Позвоночный столб в этом возрасте | Необходимо | большое | внимание | |
отличается | большой | гибкостьюи | уделять | формированию | правильной | |
неустойчивостью изгибов | | | | осанки | | | | | | |
2. | Суставно-связочный | аппарат | очень | Целесообразно использовать | этот | |
эластичен и недостаточно прочен | | период для | целенаправленного, | но | |
| осторожного развития гибкости | | |
| | | | | | | | |
3. | Интенсивно развивается | мышечная | При | преобладании | крупных, | |
размашистых | | | движений, | |
система, | но | крупные | мышцы | целенаправленно | вводить мелкие и | |
развиваются быстрее мелких. | | | точные движения. | | | | |
| | | | | | | | | | |
4. | Регуляторные | механизмы сердечно- | Нагрузка | должна | быть | небольшого | |
сосудистой | и | дыхательной | систем | объема и интенсивности, носить | |
несогласованны, дети быстро устают. | дробный характер. | | | | |
5. | Продолжительность | активного | Занятия должны быть интересными и | |
внимания | | и | | умственной | эмоциональными, | | количество | |
| | замечаний | ограничено, | полезны | |
работоспособности невелики. | | | поощрения. | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
6. | Велика | роль | подражательного и | Показ должен быть идеальным, | |
игрового рефлексов | | | | занятие – игровым. | | | |
7. Антропометрические размеры детей на | Применять | | | предметы | |
пропорционально | уменьшенных | |
1/3 меньше взрослых | | | | размеров. | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
17
Методическое обеспечение образовательной программы
«Художественная гимнастика» в виде таблицы:
№ | Тема | Формы | Приёмы и методы | Дидактические | Формы |
| | занятий | | материалы | подведения |
| | | | | итогов |
| | | | | |
1 | Техника | Занятие, | Познавательные | Памятка, | опрос |
| безопасности | беседа, | рассказ, | Таблицы | |
| | лекция | беседа, | | |
| | | объяснение | | |
| | | | | |
2 | Строевые | Занятие, | Познавательные: | Предметы, | Сдача на |
| упражнения и | Игра | рассказ, | музыкальное | оценку, |
| фигурная | | объяснение | сопровождение | открытый урок |
| маршировка | | техники, | | |
| | | пояснение | | |
| | | Эмоциональные: | | |
| | | игровой метод | | |
| | | Практические: | | |
| | | показ | | |
| | | | | |
3 | Партерная | Занятие | Эмоциональные: | Наколенники | Открытый |
| разминка | | поощрение, | | урок, |
| | | порицание | | спортивный |
| | | индивидуальный | | праздник |
| | | подход | | |
| | | | | |
4 | Упражнения без | Занятие | Познавательные: | Таблицы, | Открытый |
| предмета | | объяснение, | музыкальное | урок, |
| | | пояснение | сопровождение | соревнования, |
| | | Эмоциональные: | | спортивный |
| | | поощрение, | | праздник |
| | | показ | | |
| | | наблюдение | | |
| | | | | |
5 | Упражнение с | Занятие | Практические: | Скакалка, | Открытый |
| предметом | | показ, | обруч, | урок, |
| | | Познавательные: | мяч | соревнования, |
| | | рассказ, | | спортивный |
| | | объяснение | | праздник, |
| | | техники | | концерты |
| | | Эмоциональные: | | |
| | | игровой метод | | |
| | | | | |
6 | Упражнения у | Занятие | Познавательные: | Шведская стенка | Сдача |
| опоры (гибкость | | рассказ | | нормативов, |
| +сила) | | наблюдение | | соревнования |
| | | Эмоциональные: | | |
| | | порицание, | | |
| | | игровой метод | | |
| | | | | |
7 | Упражнения на | занятие | Практические: | Скамейка, | Спортивный |
| развитие | | показ | маты, | праздник, |
| | | | | |
18
| координации | | индивидуальный | скакалки | открытый урок | |
| | | подход | | | |
| | | Познавательные: | | | |
| | | объяснение | | | |
| | | техники | | | |
| | | Эмоциональные: | | | |
| | | игровой метод, | | | |
| | | поощрение | | | |
| | | | | | |
8 | Специальные | Занятие | Индивидуальный | Наколенники, | Сдача | |
| упражнения на | | подход | повышенная | нормативов, | |
| растягивание | | Эмоциональные: | опора (скамейка) | соревнования | |
| | | порицание, | | | |
| | | поощрение | | | |
| | | | | | |
9 | Акробатические | Занятие | Познавательные: | Маты, | Соревнования, | |
| упражнения | | объяснение | шведская стенка, | открытый урок, | |
| | | техники, | скамейка | концерт | |
| | | пояснение | | | |
| | | Эмоциональные: | | | |
| | | поощрение, | | | |
| | | порицание, | | | |
| | | создание ситуации | | | |
| | | успеха | | | |
| | | | | | |
10 | Хореография | Занятие | Практические: | Шведская стенка | Открытый урок | |
| | | показ | | | |
| | | Познавательные: | | | |
| | | рассказ, | | | |
| | | объяснение | | | |
| | | техники, | | | |
| | | наблюдение | | | |
| | | | | | |
11 | Специфические | Занятие | Познавательные: | Таблица, | Открытый урок | |
| упражнения | | рассказ, | иллюстрации, | | |
| (наклоны, | | объяснение | Видеозаписи | | |
| равновесия, | | техники | | | |
| прыжки, | | Эмоциональные: | | | |
| повороты) | | Порицание | | | |
| | | | | | |
12 | Танцевальные | Занятие, | Познавательные: | Фотографии, | Соревнования, | |
| движения | творческая | опора на | иллюстрации, | концерт | |
| | встреча | жизненный опыт | видеозаписи | |
| | | Словесные: | | | |
| | | рассказ, | | | |
| | | пояснение, | | | |
| | | объяснение | | | |
| | | техники | | | |
| | | Практические: | | | |
| | | показ | | | |
| | | Эмоциональные: | | | |
| | | поощрение, | | | |
| | | порицание, | | | |
| | | создание ситуации | | | |
| | | | | | |
19
| | | успеха | | | |
| | | | | | |
13 | История | Лекция, | Познавательные: | Иллюстрации, | Открытый урок | |
| художественной | занятие, | опора на | Видеозапись | | |
| гимнастики | экскурсия | жизненный опыт | | | |
| | | Словесные: | | | |
| | | рассказ, | | | |
| | | беседа | | | |
| | | | | | |
14 | Музыкально- | Занятие | Познавательные: | Музыкальное | Спортивные | |
| подвижные игры | Игра | объяснение, | сопровождение | праздники | |
| | | игровой | | |
| | | Эмоциональные: | | | |
| | | поощрение | | | |
| | | | | | |
15 | Подготовка к | Занятие | Индивидуальный | Музыкальное | Открытый урок | |
| соревнованиям | | подход | сопровождение | | |
| | | Словесные: | | | |
| | | пояснения | | | |
| | | Социальные: | | | |
| | | создание ситуации | | | |
| | | коллективного | | | |
| | | успеха | | | |
| | | | | | |
Материально-техническое оснащение:
20
Список литературы:
Г. Боброва Художественная гимнастика в спортивных школах. – Москва, «Физкультура и спорт», 1974 г.
А.Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду" Москва, Просвещение, 1985.
М. А. Годик, А.М. Барамидзе, "Стретчинг подвижность гибкость
Н.В. Гуреев. "Активный отдых" Москва, Советский спорт, 1991.
Художественная гимнастика - учебник под общей редакцией профессора Л.А.Карпенко, Всероссийская Федерация художественной гимнастики, Санкт-Петербургская Государственная академия физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Москва, 2003.
Л.А.Карпенко, и.А.Винер, В.А.Сивицкий Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие/ ВФГС,СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – М., 2007.
Г.А. Колодницкий. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г.
А.П. Колтановский. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий населения по месту жительства, выпуск 2. - Москва 1989 г.
Е.С. Крючек Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им П.Ф. Лесгафта, учебно-методическое пособие
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.
З.И. Кузнецова. Физическая культура в школе. Методика уроков в IV-VIII классах. - Москва, «Просвещение», 1972 г.
Ю.Ф. Курамшин Теория и методика физической культуры. – Москва, «Советский спорт», 2003 г.
Т.С. Лисицкая. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. - Москва, «Физкультура и спорт», 1982 г.
Пособие для воспитателей детского сада. Москва, Просвещение, 1983.
В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев. Нетрадиционные виды гимнастики. - Москва, «Просвещение», 1992 г.
Б. Собинов Путь к красоте (о художественной гимнастике). «Молодая гвардия», 1964 г.
А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Возрастная физиология. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб, 2001 г.
Н.Б. Стамбулова Возрастные и психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания: методические указания. – Л., 1998 г.
М.Л. Украна, А.М. Шлемина. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. - Москва, «Физическая культура и спорт», 1977 г.
21