Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2.4.4.3172 – 14 от 20.08.2014г; Уставом МКОУ «Прудковская СОШ» Сафоновского района Смоленской области.
Направленность программы – художественная.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи. Уже в школе обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности обучающихся играет определяющую роль в их воспитании.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Актуальность программы. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к практической работе в той или иной области художественной обработки материалов.
Декоративно-прикладное творчество наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании детей, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.
Программа «Рукодельница» направлена на формирование духовной культуры ребенка. Она вводит его в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, развивает познавательный интерес у детей. Они учатся рассуждать, делать выводы, обогащают и активизируют словарный запас.
Новизна программы. В содержании программы объединены технологии декоративно – прикладного творчества, в соответствии с синкретическим характером народного творчества.
В программе заложена система художественно - практических навыков, знаний и умений, творческого опыта по созданию художественного образа, повтора, вариаций и импровизации.
В данной программе применены различные «нетрадиционные» виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства):
- квиллинг (искусство бумагокручения);
- оригами (древнее искусство складывания фигурок из бумаги);
- канзаши (искусство создания необыкновенных цветов из лент);
- скрапбукинг (вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток, фоторамок и др.);
- лоскутное шитье (народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями).
Педагогическая целесообразность программы. Декоративно-прикладное творчество является одной из основ развития творческих способностей детей. Оно, как никакой другой вид учебно-творческой деятельности детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать учащихся художественными знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Декоративно-прикладная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для обучающихся. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, они получают возможность раскрыть свой внутренний мир, проявить и реализовать свои творческие способности, развить мелкую моторику рук, воображение, фантазию, внимание, а также формировать навыки работы с различными материалами и инструментами. Это удовлетворяет потребность обучающихся в созидании, реализации желания создавать нечто новое своими силами.
Педагогические принципы, на которых строится программа.
1. Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
ведущие виды деятельности:
- игровая деятельность: в обучении прикладному творчеству радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общей пользы, являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;
- учебная деятельность: дети учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда и пр.;
- учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
- профессионально направленное обучение: осознанное отношение к учебной деятельности, педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.
потребности, интересы учащихся;
уровень развития первичного коллектива;
уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
2. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей младшего и среднего школьного возраста (8–14 лет).
Содержание программы дает возможность использовать индивидуальный подход к детям, проявляющих выдающиеся способности (одаренные), детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в сельской местности.
Срок освоения программы. Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная, также допускается сочетание различных форм получения образования.
Объем программы. Годовая нагрузка 1 года обучения 34 часа.
Режим занятий. Учебная программа предусматривает проведение занятий в творческом объединении 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 учебный час.
Форма организации ученого процесса:
фронтальная;
групповая, коллективная;
индивидуальная;
комбинированное.
Формы проведения занятий:
лекция;
творческая мастерская;
практическое занятие;
творческое задание;
беседа;
мастер - класс.
Основные методы обучения:
методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
методы воспитания: убеждения и личный пример.
Цель программы:
- обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся;
- формирование практических и трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса;
- открытие детям прекрасного мира декоративно – прикладного искусства;
- вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно;
- воспитание уважительного отношения к человеку-творцу и истории нашей;
- содействие жизненному самоопределению обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- научить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги и картона, пряжи, бросового и природного материала;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные (личностные):
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей, гордится своей выполненной работой;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие (метапредметные):
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, внимание; трудолюбие; терпение; наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать моторику рук, чувство меры, глазомер.
Планируемые результаты освоения курса.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Форма контроля:
Беседа, выставка, наблюдение, опрос, анкетирование, презентация проектов, практическое задание, собеседование.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (анкетирование).
2. Текущий контроль - проводится в конце изучения каждой темы - тесты, творческие и практические задания, выставки.
3. Промежуточная аттестация - диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся (вводная - сентябрь, промежуточная – февраль).
4. Итоговая аттестация - оценка качества обученности детей по завершению обучения по ДООП (выставка, творческое задание).
Оценочные материалы: система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, тестировании, анкетировании, выполнении практических заданий (Приложения 1-5).
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Используемые педагогические технологии:
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.
Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Условия реализации программы. Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, компьютер, принтер, дидактический материал, наглядные пособия.
Материалы:
- ткани;
- нитки: катушечные, мулине, тесьма, шерстяная пряжа;
- акварельные и гуашевые краски;
- лоскуты, мех, синтепон;
- «бросовый» материал (одноразовая посуда, CD-диски, коробки, втулки и т.д.)
- клей ПВА, клей-карандаш, «Момент», Титан, горячий клей;
- пуговицы, бусинки, бисер, шнур, цветные ленты и пр.
Инструменты, приспособления: схемы, выкройки, карандаши, фломастеры, маркеры по ткани, линейки, иголки, булавки, ножницы, утюг и прочее.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Форма контроля, аттестация |
Теорет. | Практич. | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | - | 1 | Анкетирование (Приложение 1) |
2 | «Бумажная страна» | 1 | 3 | 4 | Опрос, наблюдение, выставка, практическое задание. Диагностика (Приложение 2) |
3 | «Квиллинг» | 1 | 1 | 2 | Собеседование, наблюдение, творческое задание. Диагностика (Приложение 3) |
4 | «Канзаши» | 1 | 4 | 5 | Опрос, наблюдение, выставка, практическое задание |
5 | «Скрапбукинг» | 1 | 2 | 3 | Опрос, беседа, выставка, практическое задание |
6 | «Лоскутное шитье» | 1 | 2 | 3 | Беседа, наблюдение, практическое задание |
7 | Промежуточная аттестация. Творческий проект «Мягкая игрушка» | - | 2 | 2 | Наблюдение, презентация проекта. Диагностика (Приложение 4) |
8 | «Обереговая кукла» | 1 | 3 | 4 | Опрос, наблюдение, выставка, практическое задание. Диагностика (Приложение 5) |
9 | «Поделки из фетра» | 1 | 2 | 3 | Собеседование, выставка, практическое задание |
10 | «Не спешите выбрасывать». Творческий проект «Органайзер из втулок» | 1 | 3 | 4 | Собеседование, наблюдение, презентация проекта, практическое задание |
11 | Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года | 1 | - | 1 | Беседа, выставка |
12 | Итоговая аттестация | - | 2 | 2 | Выставка, практическое задание |
| Итого: | 10 | 24 | 34 | |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие (1 час)
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности. История развития рукоделия. Знакомство с программой кружка. Режим работы. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
Форма контроля: анкетирование (Приложение 1).
2. Бумажная страна (4 часа)
Теоретическая часть. Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а также предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества.
Практическая часть. Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. Техника сложения. Уголок на страницу. Аппликация «Городец». Аппликация с элементами оригами «Попугай в тропиках».
Форма контроля: опрос, наблюдение, выставка. Диагностика (Приложение 2).
3. Квиллинг (2 часа)
Теоретическая часть. Что такое квиллинг? Инструменты и материалы для квиллинга.
Практическая часть. Цветочная композиция – открытка.
Форма контроля: собеседование, наблюдение. Диагностика (Приложение 3).
4. Канзаши (5 часов)
Теоретическая часть. Что такое канзаши? Инструменты и материалы для канзаши.
Практическая часть. Подготовка материалов для украшений. Изготовление украшений в стиле канзаши. Резинка для волос. Заколка для волос. Нагрудное украшение к 9 мая.
Форма контроля: опрос, наблюдение, выставка.
5. Скрапбукинг (3 часа)
Теоретическая часть. Что такое скрапбукинг? Материалы, инструменты и принадлежности для работы.
Практическая часть. Подбор материалов для изготовления открытки в стиле скрапбукинг. Продумывание и создание композиции.
Форма контроля: опрос, беседа, выставка.
6. Лоскутное шитье. (3 часа)
Теоретическая часть. Что такое «лоскутное шитье»? Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая часть. Выбор модели изделия. Подготовка выкройки. Изготовление игольницы.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
7. Промежуточная аттестация. Творческий проект «Мягкая игрушка» (2 часа)
Практическая часть. Работа над проектом «Мягкая игрушка».
Форма контроля: наблюдение, презентация проекта. Диагностика (Приложение 4)
8. Обереговая кукла (4 часа)
Теоретическая часть. Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Что такое «кукла – оберег»? Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая часть. Изготовление куклы «Кубышка – травница». Изготовление куклы «Хозяйка – рукодельница».
Форма контроля: опрос, наблюдение, выставка. Диагностика (Приложение 5).
9. Поделки из фетра (3 часа)
Теоретическая часть. Что такое фетр? Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая часть. Выбор модели игрушки. Подготовка выкройки для изделия. Изготовление игрушки из фетра.
Форма контроля: собеседование, выставка.
10. Не спешите выбрасывать. Творческий проект «Органайзер из втулок» (4 часа)
Теоретическая часть. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Практическая часть. Панно из компакт-дисков. Работа над проектом «Органайзер из втулок».
Форма контроля: собеседование, наблюдение, презентация проекта.
11. Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года (1 час)
Теоретическая часть. Подведение итогов за год, анализ выполненных работ. Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.
Форма контроля: беседа, выставка по итогам года.
12. Итоговая аттестация (2 часа)
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.
Форма контроля: выставка.
Календарный учебный график
№ п/п | Число, месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | | 15.20 | Комбинированная | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | анкетирование |
2 | | 15.20 | Лекция | 1 | Бумага, как материал для детского творчества | опрос |
3 | | 15.20 | Творческая мастерская | 1 | Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. Техника сложения. Уголок на страницу | выставка |
4 | | 15.20 | Практическое занятие | 1 | Аппликация «Городец» | выставка |
5 | | 15.20 | Творческое задание | 1 | Аппликация с элементами оригами «Попугай в тропиках» | наблюдение |
6 | | 15.20 | Лекция | 1 | Что такое квиллинг? Инструменты и материалы для квиллинга. | собеседование |
7 | | 15.20 | Практическое занятие | 1 | Цветочная композиция - открытка | наблюдение |
8 | | 15.20 | Беседа | 1 | Что такое канзаши? Инструменты и материалы для канзаши. | опрос |
9 | | 15.20 | Мастер - класс | 1 | Украшение в стиле «Канзаши». Резинка для волос | наблюдение |
10 | | 15.20 | Практическое занятие | 2 | Украшение в стиле «Канзаши». Заколка для волос | наблюдение |
11 | | 15.20 | Практическое занятие | 1 | Изготовление нагрудных украшений | выставка |
12 | | 15.20 | Лекция | 1 | Что такое скрапбукинг? Материалы, инструменты и принадлежности для работы. | опрос |
13 | | 15.20 | Комбинированная | 1 | Подбор материалов для изготовления открытки в стиле «скрапбукинг». Продумывание и создание композиции | беседа |
14 | | 15.20 | Творческая мастерская | 1 | Изготовление открытки в стиле «скрапбукинг» | выставка |
15 | | 15.20 | Лекция | 1 | Что такое «лоскутное шитье»? Инструменты и материалы, необходимые для работы. | беседа |
16 | | 15.20 | Мастер - класс | 2 | Выбор модели игольницы. Подготовка выкройки. Изготовление игольницы | наблюдение |
17 | | 15.20 | Творческий проект | 2 | Промежуточная аттестация. «Мягкая игрушка» | презентация проекта |
18 | | 15.20 | Лекция | 1 | Что такое «кукла – оберег»? Инструменты и материалы, необходимые для работы. | опрос |
19 | | 15.20 | Творческая мастерская | 1 | Изготовление куклы «Кубышка – травница» | наблюдение |
20 | | 15.20 | Практическое занятие | 2 | Изготовление куклы «Хозяйка – рукодельница» | выставка |
21 | | 15.20 | Беседа | 1 | Что такое фетр? Инструменты и материалы, необходимые для работы. | собеседование |
22 | | 15.20 | Комбинированная | 2 | Выбор модели игрушки. Подготовка выкройки. Изготовление игрушки из фетра | выставка |
23 | | 15.20 | Беседа | 1 | Бросовый материал - источник для творчества | собеседование |
24 | | 15.20 | Мастер - класс | 1 | Панно из компакт - дисков | наблюдение |
25 | | 15.20 | Творческий проект | 2 | Органайзер из втулок | презентация проекта |
26 | | 15.20 | Комбинированная | 1 | Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года | выставка |
27 | | 15.20 | Комбинированная | 2 | Итоговая аттестация | выставка |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Особенности организации образовательного процесса: программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, виртуальных экскурсий, бесед, могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта. В практическую часть включены задания по отработке умений пользоваться разными инструментами и материалами.
Методы обучения: объяснительный, иллюстрированный, репродуктивный, наглядный практический, показательный, личный пример, информационно-сообщающий, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый.
Методы воспитания: мотивация, убеждение.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная;
групповая, коллективная;
индивидуальная;
комбинированное.
Формы организации учебного занятия:
лекция;
творческая мастерская;
практическое занятие;
творческое задание;
беседа;
мастер - класс.
Дидактические материалы: изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, выкройки); плакаты; готовые изделия; оборудование для демонстрации презентаций: компьютер, мультимедийный проектор и др.; инструменты и приспособления – карандаши, фломастеры, маркеры по ткани, линейки, иголки, булавки, клей, ножницы и прочее; материалы (ткань, нитки, мех и др.).
Материально-техническое обеспечение:
- наличие учебного кабинета со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;
- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и т.д.);
- инструменты и принадлежности для практических работ;
- раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);
- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.
Используемые педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология дистанционного обучения, технология проблемного обучения, здоровьезберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально. А также элементы педагогических технологий: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, проектная, личностно-ориентированная, а также индивидуальный подход в обучении детей, проявляющих выдающиеся способности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Список литературы:
Для учителя:
Васина Н. Бумажные цветы. - Москва; «Айрис-пресс», 2012 г.
Кэролин Вобург Холл Мягкие игрушки. – Словакия; «Контэнт», 2004 г.
Джаванна Валли Берти Лоскутное шитье – Москва; «Мир книги»,
2002 г.
Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой, 1978 г.
Журналы: «Все сама. Вяжем, плетем, вышиваем», «Мое любимое хобби», «Лукошко идей», «Лена креатив», «Стильные фантазии» и другие.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров, 1990 г.
Панина Г.П. Вязаные мишки с описаниями и шаблонами – Москва; «Эксмо», 2014 г.
Пойда О.В. Необычные поделки из обычных материалов. – Москва; «ОЛМА Медиа Групп», 2013 г.
Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль; «Академия развития», 1999 г.
https://www.livemaster.ru/masterclasses/tvorim-s-detmi
https://ru.pinterest.com/
http://stranamasterov.ru/
http://podelkino.com
Для учеников:
Книга для девочек / сост. О. Н. Кагановская. – М., 1995.
Моя первая книга по рукоделию. – М., 1995.
Верхола А. Елочные игрушки из фетра. – СПб; «Питер», 2016г
Молли Годдард Вязаные игрушки. – Издательская группа «Контэнт», 2003
Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007
Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994.
Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск, 1997.
Ханашевич, Д. Р. Подружки-рукодельницы: альбом по вязанию спицами и крючком. – М., 1984.
Энциклопедия рукоделия. - М.: Ниола-Пресс, 1997
Целесообразность использования диагностического инструментария. Диагностические методики, используемые педагогом соответствуют возрастным особенностям детей и позволяют оценить степень освоения программы и уровень достижения планируемых результатов.
Диагностический инструментарий
Приложение 1
Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения. Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы».
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Меня зовут___________________________________________________
Я выбрал кружок_____________________________________________
Я узнал об объединении (нужное отметить):
Я пришел в этот кружок, потому что (нужное отметить):
Хочу заниматься любимым делом;
Надеюсь найти новых друзей;
Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;
Нечем заняться;
Свой вариант_________________________________________________
Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
Определиться с выбором профессии;
С пользой проводить свободное время;
Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
Свой вариант___________________________________________________
Приложение 2
Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».
Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:
соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д.)
Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.
Определение уровня творческих способностей
«Диагностика цветового восприятия»
Цель диагностики: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.
Выполнение: Перед детьми на столе раскалывают, не по порядку, цветные карточки от темного до самого светлого цвета. Ребенку предлагают выбрать 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.
Задача: Разложить карточки по порядку от менее до более желтых.
Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.
Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.
Приложение 3
Тест по теме: «Квиллинг»
1. Квиллинг - это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг - это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
b) зубочистка, ножницы, бумага;
c) ножницы, проволока, бисер.
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
b) картон;
c) зубочистка.
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
b) 30;
c) 20.
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
b) приготовление полосок;
c) скручивание спирали.
9. Квиллинг - это...
a) искусство;
b) развлечение;
c) работа.
10. Нарисуйте элементы:
«Свободная спираль» «лепесток» «полумесяц»
«глаз» «капля» «ромб»
11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)
______________________________________________________________________________________
12. Как вы относитесь к технике «Квиллинг»
a) нравится;
b) без разницы;
c) очень нравится.
Приложение 4
Критерии оценки работ обучающихся
Самостоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
Качество исполнения: изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.
Приложение 5
Контрольно-измерительный материал по теме: «Обереговая кукла»
1. Назовите их по определению.
Обрядовые:
1. Куклу делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол – «Зернушка, Крупеничка».
2. Кукла, которая была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. – «Десятиручница».
3. Как называлась обучающая кукла, которая помогала научить ребёнка благодарности – «Отдарок – на – подарок».
4. Кукла, которую показывать никому не следовало, если хотели, чтобы желание исполнилось – «Желанница».
5. Этих кукол делали на свадьбу и хранили всю жизнь. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. – «Неразлучники» (свадебная кукла).
Игровые:
1. Мешочек наполняли древесной золой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Ее одевали бабушкой. (Зольная кукла).
2. Куклу устанавливали на треногу – тренога. Куклы-треноги используются в магии удмуртов для излечения больных.
3. Как назывались куклы, закрученные из лоскутков ткани? (Закрутки, Пеленашки).
4. Оберег молодости и красоты. (Кукла-Веснянка).
5. Куколок делали из белых и красных ниток в первый месяц весны – Мартинички.
Куклы-обереги:
1. Целительская кукла. Оберегает от болезней и недугов. (Кубышка-травница).
2. Куклы-обереги жилища. Берегут порядок в доме. (День и Ночь).
3. Оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение. (Колокольчик).
4. Покровительница женских ремёсел. (Праскева Пятница).
5. Амулет, оберегающий от несчастья. (Кукушечка).
Подсчет результатов.
От 7 до 10 баллов – высокий уровень
Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями
От 4 до 7 баллов – средний уровень
Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями
Ниже 4 баллов – низкий уровень
Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями
За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.
2. Проведение опроса по следующим вопросам:
Вопрос | Ответ |
Когда возникли первые игрушки? | В глубокой древности. |
Из чего их делали? | Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав. |
Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? | Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. |
Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? | Тряпичная кукла. |
Названия, каких кукол вы запомнили? | Ответы детей |
Подсчет результатов.
высокий уровень - Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями
средний уровень - Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями
низкий уровень - Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями
За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.
3. Письменный опрос
1. В чем отличие игровой, обрядовой и обережной куклы.
2. Провести аналогии времени года с календарными праздниками и традиционными куклами.
Подсчет результатов.
От 7 до 10 баллов – высокий уровень
Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями
От 4 до 7 баллов – средний уровень
Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями
Ниже 4 баллов – низкий уровень
Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями
За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.
4. Заполни таблицу: Виды традиционных кукол по назначению
Игровые | Обереговые | Обрядовые |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
5. Распределить названия кукол по видам назначения и впиши в таблицу: Столбушка, Малышок – голышок, Куватка, Коляда, Барыня, Кукушечка, Ангелочек, Колокольчик, Купавка, кукла с косой, кукла нарядная, Мировое дерево, День – ночь, Масленица, Венская, Праскева, Неразлучники.
Подсчет результатов.
От 7 до 10 баллов – высокий уровень
Ребёнок хорошо владеет теоретическими понятиями
От 4 до 7 баллов – средний уровень
Ребёнок частично владеет теоретическими понятиями
Ниже 4 баллов – низкий уровень
Ребёнок плохо владеет теоретическими понятиями
За каждый правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.
6. «Вопрос – ответ»
Из каких материалов раньше делали кукол?
1. Соломы, тряпочек, ниток.
2. Песка, опила, бумаги.
Как назывались куклы?
1. Барби, кукла Маша, кукла пупс.
2. Кукла «Стригушка», «Барыня», «Мартиничка».
В какое время года делали кукол «Мартиничек»?
1. Осенью.
2. Весной.
7. Ответить на вопросы:
Кто создает народную куклу?
Назовите разновидности кукол?
Что таит в себе народная кукла?
Народная кукла только игрушка?
Из каких материалов изготавливали игрушку?
В чем ценность традиционной народной куклы?