СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ментальная арифметика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ментальная математика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.  Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальная математика на умственное развитие детей.   

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ментальная арифметика»»

Общество с ограниченной ответственностью

«Интеллектуальная академия ИТЭК»


УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

ООО «Интеллектуальная академия ИТЭК»

__________________/В.В. Тростенюк

«01» сентября 2021 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»


Направленность: техническая


Уровень: ознакомительный


Возраст обучающихся: 6-7 лет


Срок реализации: 76 академических часов







Автор-составитель программы

Тростенюк В.В.







г. Москва

2021 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план

2.2. Календарный учебный график

2.3. Рабочие программы тем

2.4. Формы аттестации и оценочные материалы

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.2. Кадровое обеспечение

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

3.4.Учебно-методическое обеспечение Программы































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа «Ментальная арифметика» (далее – программа), реализуемая ООО «Интеллектуальная академия ИТЭК», является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой технической направленности, реализуемой с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов граждан в получении необходимых теоретических знаний и практических навыков.

Программа представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 г. № 289н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Программа разработана на основе Учебных пособий Софуоглу Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»; в 2-х частях; издательство: Траст, 2015г.

Уровень Программы – ознакомительный.



Актуальность и новизна программы

Ментальная математика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальная математика на умственное развитие детей.

Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса (древняя счётная доска для арифметических вычислений; современный термин — счёты). Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым.

Цель и задачи Программы

Цель – развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи Программы

Обучающие задачи:

  • познакомить с вычислительными навыками с помощью арифметических счет абакус;

  • обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.

Задачи, связанные с развитием и воспитанием:

  • развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

  • развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

  • развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;

  • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;

  • воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;

  • воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.



Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 6 – 7 лет.



Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения (76 академических часов).



Форма обучения и организации образовательной деятельности, режим занятий

Форма обучения – очная.

Форма организации образовательной деятельности - групповая, количество обучающихся в группе не более 10 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты Программы

В результате обучения по данной Программе обучающиеся:

будут знать:

- правила арифметических вычислений с помощью счетной доски абакус;

- простое сложение и вычитание на абакусе;

- метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;

- метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;

- комбинированный метод сложения и вычитания.

будут уметь:

- правильно использовать обе руки при работе с абакусом;

- набирать числа (1-10000) на абакусе;

- оперировать многозначными числами на абакусе.

В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе, повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.




























2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



2.1. Учебный план


п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации /

контроля




Всего

Теория

Практика




1

Вводное занятие

Знакомство с ментальной арифметикой

6

4

2

Беседа



2

Выполнение заданий с числами в пределах 1-9

8

4

4

Практическое

задание


3

Выполнение заданий с числами в пределах 10-99

6

2

4

Практическое

задание


4

Выполнение заданий с числами в пределах 100-999

8

2

6

Практическое

задание


5

Сложение и вычитание методом «Помощь брата»

15

3

12

Практическое

задание


6

Сложение и вычитание методом «Помощь друга»

22

2

20

Практическое

задание


7

Сложение и вычитание комбинированным методом.

Многозначные числа

8

2

6

Практическое

задание


8

Итоговое занятие

3


3

Беседа



Всего

76

19

57






2.2. Календарный учебный график

Срок реализации программы: 9 месяцев

Трудоемкость программы: 76 академических часа

Режим занятий: два раза в неделю по 1 академическому часу

Каждое занятие по 45 минут, проводится одно занятие в день, два дня в неделю.

Продолжительность академического часа: 45 минут, из них:

5 минут – организационно-вступительная часть (дети занимают свои рабочие места в аудитории, готовят принадлежности для занятия);

20 минут – теория или практика по плану урока;

5 минут – динамический перерыв, обеспечивающий двигательную активность детей, находящихся в учебном помещении, при необходимости динамический перерыв может быть поведен в рекреационной зоне, а учебная аудитория в это время проветривается;

15 минут – теория или практика по плану урока, сбор детей и выход из учебной аудитории.



2.3. Рабочие программы тем


Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.



Раздел 2. Выполнение заданий с числами в пределах 1-9

Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Решение примеров на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.



Раздел 3. Выполнение заданий с числами в пределах 10-99

Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Решение примеров на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.



Раздел 4. Выполнение заданий с числами в пределах 100-999

Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.

Раздел 5. Сложение и вычитание методом «Помощь брата»

Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата». Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.



Раздел 6. Сложение и вычитание методом «Помощь друга»

Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».

Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга».

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.


Раздел 7. Сложение и вычитание комбинированным методом. Многозначные числа.

Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.

Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.

Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.



Раздел 8. Итоговые занятия.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.


2.4. Формы аттестации и оценочные материалы



Теоретические знания проверяются посредствам индивидуальных и групповых бесед. Материал считается усвоенным, если обучающийся грамотно знает теорию и выполняет практическую работу. Не усвоенным считается материал, если обучающийся не может выполнить практическую работу или не может ответить пройденный материал. В случае, если практическая работа выполнена с педагогической поддержкой или обучающийся не может полностью изложить теорию, материал считается усвоенным не до конца.

Итоговая аттестация проводится в форме тестирования по учебной программе.

По итогам работы ставится итоговая оценка – «Зачет».

Итоговая работа для программы «Ментальная арифметика»

1. Обучающийся должен решить примеры на время на абакусе.

2. Обучающийся должен решить примеры на время ментально.

Критерии оценки итоговой работы

Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – учащиеся должны знать правила техники безопасности при работе, решать примеры на абакусе, правильно подбирая формулы, решать примеры с правильной постановкой пальцев.

Средний уровень – учащиеся должны знать основные формулы, уметь решать примеры без формул, не допуская значительных ошибок в подсчетах.

Низкий уровень – учащиеся не знают значительной части материала, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями выполняют практические задания.

При обработке результатов учитываются критерии для выставления уровней:

Высокий уровень – выполнение 100% - 70% заданий;

Средний уровень – выполнение от 50% до 70% заданий;

Низкий уровень - выполнение менее 50% заданий.

Оценка «Зачет» ставится при выполнении итогового задания на 70-100%.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы


Форма организации учебного занятия

С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами. К каждой теме занятия разработаны план урока и презентации теоретического материала. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Формы работы:

 Занятия Программа «Ментальная арифметика» построена на поэтапном освоении материала от «простого к сложному». Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей 6 лет, поэтому основное время отводится на выполнение практических работ под руководством педагога.

 Урок-игра (игровая деятельность) Игровая деятельность – ведущая деятельность учащихся данного возраста. Использование игрового метода на уроках призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения.

Игра способствует развитию у детей произвольного внимания, повышает мотивацию к деятельности. Программа «Ментальная арифметика» рассчитана на игровую форму обучения. К каждому модулю курса разработана своя геймификация (дополнительные сюжетные задания), что дает ребенку дополнительный стимул для освоения нового материала и отработку уже изученных навыков. Также в данный курс по ментальной арифметике включены видеоматериалы и интеллектуальные игры, развивающие внимательность и творческие способности обучающихся.

 Беседы, открытое занятие, презентация. Педагогические технологии и приемы

Технология группового обучения, технология игровой деятельности, технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология сотрудничества. Для привлечения внимания ребенка необходимо не только разнообразие деятельности во время учебного процесса, но также и личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Именно такой подход позволит ребенку раскрыть и развить свои личностные качества.


3.2. Кадровое обеспечение


ООО «Интеллектуальная академия ИТЭК» имеет специалистов, необходимых для осуществления преподавательской деятельности по данной Программе.

Квалификация педагогических работников соответствует требованиям на основании следующих документов:

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 г. № 289н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».


3.3. Материально-техническое обеспечение Программы


Каждый обучающийся обеспечен маленькими счетами (абакус) и учебно-методическими печатными пособиями по каждому модулю курса:

 Учебник «Ментальная арифметика. Модуль S». Разработан преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Рабочая тетрадь «Ментальная арифметика. Модуль S». Разработана преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Учебник «Ментальная арифметика. Модуль M». Разработан преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Рабочая тетрадь «Ментальная арифметика. Модуль M». Разработана преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Учебник «Ментальная арифметика. Модуль A. Часть 1». Разработан преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Рабочая тетрадь «Ментальная арифметика. Модуль A. Часть 1». Разработана преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Учебник «Ментальная арифметика. Модуль A. Часть 2». Разработан преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Рабочая тетрадь «Ментальная арифметика. Модуль A. Часть 2». Разработана преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Учебник «Ментальная арифметика. Модуль R». Разработан преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».

 Рабочая тетрадь «Ментальная арифметика. Модуль R». Разработана преподавателями АНО «Учебный центр «Трайтек».


3.4. Учебно-методическое обеспечение Программы


Нормативные документы


  1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации».


  1. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.


  1. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28


  1. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 № 482).


Список литературы


  1. Иван Яковлевич Депман. История арифметики. Пособие для учителей. Издание второе, исправленное. М., Просвещение, 1965 — 416 с.

  2. Депман И. Мир чисел М.1966г.

  3. А. Бенджамин. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.

  4. М. Куторги «О счётах у древних греков» («Русский вестник», т. СП)

  5. Выгодский М.Л. «Арифметика и алгебра в древнем мире» М. 1967г

  6. К. Бортолато. «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20». – М.: изд-во «Новый формат», 2014 г.

  7. М.Воронцова. «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить».

  8. «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» Часть 1. Учебное пособие для детей 4-6 лет.









Приложение 1


Промежуточный контроль № 1


  1. Когда появились первые «абаки», по мнению историков?

а) Во втором тысячелетии до н.э.;

б) В третьем тысячелетии до н.э.;

в) В пятом тысячелетии до н.э.;

г) Более четырех тысяч лет назад.

  1. В какой стране видоизменили древние счеты?

а) В Китае;

б) В Японии;

в) В Древнем Риме;

г) В Древней Греции.

  1. В каком веке счетной доской заинтересовались в Японии?

а) В XXI веке;

б) В XX веке;

в) В XVIII веке;

г) В XVI веке.

  1. В каких странах «Ментальная арифметика» является частью официальной образовательной программы?

а) В США;

б) В Риме и Греции;

в) В Японии и Китае;

г) В Корее и Японии.

  1. В какой стране «Ментальная арифметика» используется в качестве профилактики Болезни Альцгеймера?

а) В XXI веке в Европе и США;

б) В XXI веке в Канаде и Великобритании;

в) В XX веке в Европе и США;

г) В XX веке в Канаде и Великобритании.

  1. В чём отличие китайских счёт Суаньпань от японского абакуса (Соробана)? а) В размере;

б) В количестве спиц;

в) В количестве планок;

г) В количестве косточек в одном ряду.

  1. В каком году «Ментальная арифметика» появилась в России?

а) В 2003 году;

б) В 2010 году;

в) В 2013 году;

г) В 2015 году.

  1. Что такое «Ментальная арифметика»?

а) Математика на счётах;

б) Программа, направленная на развитие умственных способностей и творческого потенциала, с помощью вычисления на японских счетах;

в) Программа, направленная на развитие математических способностей;

г) Программа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук.

  1. Цель Ментальной арифметики:

а) Развитие скорого устного счета;

б) Развитие памяти и воображения;

в) Увеличение скорости обработки информации;

г) Все варианты верны.

  1. Сколько уровней в «Ментальной арифметике» по теме «Сложение и вычитание»?

а) Один уровень;

б) Два уровня;

в) Четыре уровня;

г) Пять уровней.

  1. Определите правильную последовательность уровней:

а) «Анзан», «Просто», «Брат+ Друг», «Братья», «Друзья»;

б) «Анзан», «Братья», «Брат+Друг», «Друзья», «Просто»;

в) «Просто», «Друзья», «Братья», «Брат+Друг», «Анзан»;

г) «Просто», «Братья», «Друзья», «Брат+Друг», «Анзан».

  1. Курс по теме «Сложение и вычитание» рассчитан на:

а) 35 занятий;

б) 40 занятий;

в) 43 занятия;

г) 45 занятий.

  1. Необходимое обеспечение для занятий:

а) Счёты, карандаш, доска, экран;

б) Счёты, карандаш, доска, компьютер;

в) Поурочный план, счёты, компьютер;

г) Счёты, компьютер, монитор/проектор, доска.

  1. Через какой срок обучающиеся должны считать на воображаемых счетах и рассказывать стихотворение наизусть?

а) Через месяц занятий;

б) После Уровня «Братья»;

в) После первого занятия;

г) Индивидуально, но не позднее чем через месяц.

  1. С какого занятия начинаем считать на воображаемых счетах?

а) С первого занятия;

б) С пятого занятия;

в) С шестого занятия;

г) После первого Уровня.

Приложение 2

Промежуточный контроль № 2

  1. На каком занятии происходит переход к вычислениям на воображаемых счетах?

а) На первом занятии; б) На третьем занятии; в) На четвертом занятии; г) На десятом занятии.

  1. Из чего состоит абакус?

а) Рамка, перекладина, косточки; б) Планка, косточки, перекладина, рамка; в) Рамка, струны, косточки, разделительная полоса;

г) Косточки «Земные» и «Небесные», рамка, планка, спицы.

  1. Каким пальцем нужно правильно поднимать «Земные» косточки?

а) Большим пальцем; б) Средним пальцем; в) Указательным пальцем; г) В зависимости от ситуации, каким удобно.

  1. Каким пальцем нужно правильно опускать «Земные» косточки?

а) Большим пальцем; б) Средним пальцем; в) Указательным пальцем; г) В зависимости от ситуации, каким удобно.

  1. Каким пальцем нужно правильно работать с «Небесной» косточкой?

а) Только большим пальцем; б) Только указательным пальцем; в) Таким же способом, как и с «Земными» косточками;

г) В зависимости от ситуации, каким удобно.

  1. На каком занятии, по плану уроков, происходит знакомство с двузначными числами?

а) На первом занятии; б) На втором занятии; в) На третьем занятии; г) На четвертом занятии.

  1. Сколько занятий в Уровне «Просто»?

а) 10 занятий; б) 15 занятий; в) 18 занятий; г) 20 занятий.

  1. Где на абакусе расположен разряд единиц?

а) Косточки в среднем ряду; б) Косточки в крайнем правом ряду; в) Косточки в крайнем левом ряду;

г) Не имеет значения, обучающийся сам выбирает расположение, как ему удобно.

  1. Рекомендуемое время для выполнения домашнего задания:

а) По 15-20 минут ежедневно; б) По 30 минут ежедневно; в) По 30 минут два раза в неделю;

г) По 5 минут три раза в день.

  1. На каком занятии начинается изучение трехзначных чисел?

а) На третьем занятии; б) На пятом занятии; в) На седьмом занятии; г) На девятом занятии.

  1. На каком занятии применяется игра «Кроссворд», согласно Плану уроков?

а) На первом занятии; б) На втором занятии; в) На третьем занятии; г) На четвертом занятии.

  1. На каком этапе рекомендуется провести игру «Карта старого пирата», согласно Плану уроков?

а) После тестирования; б) На этапе изучения двузначных чисел; в) На этапе подготовки к тестовой работе;

г) На этапе закрепления счета с применением трехзначных чисел.

  1. На каком занятии рекомендуется провести командную игру «Собери человечка»?

а) На третьем занятии; б) На шестом занятии; в) На восьмом занятии; г) На девятом занятии.

  1. На каком занятии применяют технику рисования обеими руками?

а) На первом занятии; б) На втором занятии; в) На четвертом занятии; г) На шестом занятии.

  1. Как правильно выполнять счет с двузначными числами?

а) Десятки и единицы двигаем левой рукой; б) Десятки и единицы двигаем правой рукой;

в) В зависимости от действия, как удобно; г) Десятки двигаем левой рукой, а единицы правой рукой.


Приложение 3

Промежуточный контроль № 3

  1. Состав какого числа изучается в Уровне «Братья»?

а) Состав числа 5; б) Состав числа 10; в) Состав числа 50; a) Состав числа 100.

  1. Какое правило передвижения косточек используется в Уровне «Братья»?

а) Большим и средним пальцами; б) Большим и указательным пальцами; в) Одновременно большим и средним пальцами;

г) Одновременно большим и указательным пальцами.

  1. Сколько всего существует «Братьев»?

а) 3; б) 4; в) 5; г) 10.

  1. Выбери верную последовательность изучения тем «Братьев».

а) «Брат 1», «Брат 2», «Брат 3», «Брат 4»; б) «Брат 4», «Брат 3», «Брат 2», «Брат 1»;

в) «Брат 1», «Брат 2», «Брат 3», «Брат 4», «Брат 5»; г) «Брат 5», «Брат 4», «Брат 3», «Брат 2», «Брат 1».

  1. Какие правила встречаются в «Брате 3»?

а) «Брат 4», «Брат 3»; б) «Брат 2», «Брат 3»; в) «Брат 1», «Брат 2», «Брат 3»;

г) «Брат 2», «Брат 3» и «Брат 4».

  1. Определите верную тему Уровня «Братья» по формуле «-3=-5+2».

а) «Брат 1»;

б) «Брат 2»;

в) «Брат 3»;

г) «Брат 4».

  1. Выберите верную формулу темы «Брат 2»

а) «+3= +5-2»;

б) «-4= -5+1»;

в) «+2=+5-3»;

г) «+5=-3+2».

  1. На каком занятии происходит знакомство с темой «Брат 1»?

а) На четвертом занятии;

б) На пятом занятии;

в) На шестом занятии;

г) На седьмом занятии.

  1. Какие правила встречаются в теме «Брат 1»?

а) «Брат 2», «Брат 3»;

б) «Брат 1», «Брат 2», «Брат 3»;

в) «Брат 3», «Брат 4», «Брат 1»;

г) «Брат 2», «Брат 3», «Брат 4».

  1. Выберите критерии перехода на следующий Уровень «Друзья» а) 20-35 баллов;

б) 35-45 баллов;

в) 50-60 баллов;

г) 80-100 баллов.

  1. Посчитайте на счётах пример «+5-4+3-2+1+4+2» и определите, какое правило встречается в примере.

а) «Брат 3»;

б) «Брат 4»;

в) «Брат 2» и «Брат 3»;

г) «Брат 1» и «Брат 4».

  1. Посчитайте на счётах пример «+55-11-33+25» и определите, какое правило встречается в примере.

а) «Брат 1»;

б) «Брат 4»;

в) «Брат 2», «Брат 3»;

г) «Брат 3», «Брат 4».

  1. Что делать, если ребенок набрал менее 15-и баллов на тестировании?

а) Провести дополнительные 2-3 занятия;

б) Увеличить объем домашних заданий;

в) Рекомендовать пройти Уровень заново;

г) Перевести на следующий Уровень.

  1. Какое количество занятий включает в себя Уровень «Братья»? а) 8 занятий;

б) 10 занятий;

в) 12 занятий;

г) 15 занятий.

  1. Какое количество времени необходимо уделять отработке моторики при выполнении домашних заданий?

а) 1-2 минуты в день;

б) 2-3 минуты в день;

в) 5 минут в день;

г) 15 минут в день.


Приложение 4

Промежуточный контроль № 4


  1. Состав какого числа изучают в Уровне «Друзья»?

а) Состав числа 5;

б) Состав числа 10;

в) Состав числа 50;

г) Состав числа 100.

  1. Сколько всего «Друзей» есть у чисел?

а) 5;

б) 7;

в) 9;

г) 10.

  1. Как на абакусе выполнить действие «+5» при помощи формул Уровня «Друзья»?

а) Одновременно поднять «Земную» косточку в ряду десятков и «Небесную» косточку в ряду единиц;

б) Одновременно опустить «Земную» косточку в ряду десятков и «Небесную» косточку в ряду единиц;

в) Поднять «Земную» косточку в ряду десятков и опустить «Небесную» косточку в ряду единиц;

г) Опустить «Земную» косточку в ряду десятков и поднять «Небесную» косточку в ряду единиц.

  1. Какую игру предлагает педагог при ознакомлении с Уровнем «Друзья»? а) «Хоккейная команда»;

б) «Футбольная команда»;

в) «Баскетбольная команда»;

г) «Волейбольная команда».

  1. Какие темы уже изучены до темы «Друг 5»?

а) «Друг 1», «Друг 2», «Друг 3», «Друг 4»;

б) «Друг 9», «Друг 8», «Друг 7», «Друг 6»;

в) «Друг 1», «Друг 3», «Друг 7», «Друг 9»;

г) Все правила, кроме «Друг 5», т.к. его изучают последним.

  1. Определите тему по формуле «+3=+10-7».

а) «Друг 3»;

б) «Друг 5»;

в) «Друг 7»;

г) «Друг 10».

  1. Посчитайте на счётах пример «+61-53+34+14-48+28+32+12-65-13» и определите правильный ответ.

а) 2;

б) 20;

в) 32;

г) 36.

  1. Какие формулы применяются в теме «Переход через 50»?

а) В ряду десятков используем формулу «Друг 5», в ряду единиц используем

Уровень «Братья»;

б) В ряду десятков используем формулы Уровня «Братья», в ряду единиц используем формулы «Друг 5»;

в) Выполняем действие в два шага, сначала используем формулы Уровня

«Друзья», затем используем формулы Уровня «Братья»;

г) Выполняем действие в два шага, сначала используем формулы Уровня «Братья», затем используем формулы Уровня «Друзья».

  1. Посчитайте на счётах пример «+89-27-23+54-24+17-19-38+54-15» и определите правильный ответ.

а) 32;

б) 46;

в) 58;

г) 68.

  1. Посчитайте на счётах пример «+9-3-2-1+6-1-4+8+3-6» и определите какие темы встречаются в примере.

а) «Брат 2», «Брат 3», «Брат 4», «Друг 8», «Друг 6»;

б) «Брат 3», «Брат 4», «Брат 5», «Друг 8», «Друг 6»;

в) «Брат 3», «Брат 4», «Брат 5», «Друг 9», «Друг 7»;

г) «Брат 3», «Брат 4», «Брат 6», «Друг 9», «Друг 7».

  1. Выполните действие на счётах «95+5» и определите, какая тема применяется для выполнения данного действия.

а) «Друг 5»;

б) «Друг 9»;

в) «Переход через 50»;

г) «Переход через 100».

  1. Сколько занятий в Уровне «Друзья»?

а) 10;

б) 15;

в) 18;

г) 20.

  1. Выполните действие на счётах «+105-9+4-4+9+3-9+9-6+6» и определите, какое количество раз в примере встречается «Переход через 100». а) Три раза;

б) Четыре раза;

в) Шесть раз;

г) Восемь раз.

  1. Когда ученики приступают к изучению трехзначных чисел в Уровне Друзья?

а) После изучения темы «Друг 1»;

б) После изучения темы «Друг 9»;

в) После изучения темы «Переход через 50»;

г) После изучения темы «Переход через 100».

  1. Выполните действие на счётах «+41+6-3+7-7+5+2-2+3-5» и определите, какое количество раз в примере встречается «Переход через 50». а) Три раза;

б) Четыре раза;

в) Шесть раз;

г) Восемь раз.


Приложение 5


Промежуточный контроль № 5

  1. Какие Уровни встречаются в примерах Уровня «Брат+Друг»?

а) «Анзан», «Просто», «Друзья», «Братья»;

б) «Просто», «Брат+Друг», «Анзан», «Братья»;

в) «Братья», «Анзан», «Брат+Друг», «Друзья»;

г) «Друзья», «Просто», «Братья», «Брат+Друг».

  1. Сколько занятий в Уровне «Брат+Друг»?

а) 5 занятий;

б) 8 занятий;

в) 10 занятий;

г) 13 занятий.

  1. Определите тему по формуле «+9= +10-5+4».

а) Тема «Брат+Друг 4»;

б) Тема «Брат +Друг 5»;

в) Тема «Брат+Друг 6»;

г) Тема «Брат+Друг 9».

  1. Определите, какая формула относится к теме «Брат+Друг 7».

а) «+7= +10-5+2»;

б) «-8= -10 +5-3»;

в) «-6= -10 +5-1»;

г) «+9= +10-5+4».

  1. Какое максимальное количество баллов в тестировании для перехода на уровень «Анзан» необходимо набрать?

а) 35 баллов;

б) 43 баллов;

в) 45 баллов;

г) 50 баллов.

  1. На каком занятии в Уровне «Брат+Друг», начинается изучение двузначных чисел?

а) На 1-ом занятии;

б) На 2-ом занятии;

в) На последнем занятии;

г) Не изучаются.

  1. Какое количество занятий в Уровне «Анзан»?

а) 4 занятия;

б) 5 занятий;

в) 6 занятий;

г) 8 занятий.

  1. На каком занятии в Уровне «Анзан» начинается работа с трехзначными числами?

а) На втором занятии;

б) На третьем занятии;

в) На четвертом занятии;

г) На пятом занятии.

  1. Выберете верный параметр в итоговом тесте по Уровню «Анзан» за который даётся максимальное количество баллов?

а) Трехзначные числа, на воображаемых счётах, 5 шагов, 2.8 сек.;

б) Трехзначные числа, на воображаемых счётах, 10 шагов, 3.5 сек.;

в) Двузначные числа, на воображаемых счётах, 20 шагов, 1.6 сек.;

г) Однозначные числа, на воображаемых счётах, со стихотворением, 15 шагов,

0.8 сек.

  1. Расположите в правильной последовательности темы Уровня

«Брат+Друг»

а) «Брат+Друг 6», «Брат+Друг 7», «Брат+Друг 8», «Брат+Друг 9»;

б) «Брат+Друг 9», «Брат+Друг 8», «Брат+Друг 7», «Брат+Друг 6»;

в) «Брат+Друг 1», «Брат+Друг 2», «Брат+Друг 3», «Брат+Друг 4»;

г) «Брат+Друг 4», «Брат+Друг 3», «Брат+Друг 2», «Брат+Друг 1».

  1. Выполните действие на счётах «+6+8-3+6-5+1-8» и определите тему, встречающуюся в примере

а) «Брат+Друг 4»;

б) «Брат+Друг 6»;

в) «Брат+Друг 8»;

г) «Брат+Друг 9».

  1. Каким цветом в методике выделены параметры выставления домашнего задания по новой теме?

а) Синим;

б) Красным;

в) Зеленым;

г) Желтым.

  1. На каком занятии по счёту, в Уровне «Брат+Друг», начинается изучение трехзначных чисел?

а) На 1-ом занятии;

б) На 5-ом занятии;

в) На последнем занятии;

г) Не изучаются.

  1. Какой результат можно назвать хорошим в тестировании по последнему Уровню?

а) От 15 баллов;

б) От 30 баллов;

в) От 40 баллов;

г) От 60 баллов.

  1. Какая формула относится к теме «Брат+Друг 6»?

а) «+6= +10-5+1»;

б) «-8= -10 +5-3»;

в) «-7= -10 +5-2»;

г) «+9= +10-5+4».


Приложение 6

Промежуточный контроль № 6


  1. Что такое «Кинезиологические упражнения»?

а) Упражнения для развития зрения;

б) Упражнение на развитие мелкой моторики;

в) Упражнения для тренировки выносливости;

г) Упражнения, позволяющие активизировать межполушарное воздействие.

  1. Какие методы применимы для минимизации кризисных моментов в процессе обучения?

а) Исключение ментального счета;

б) Мотивирование игровыми элементами;

в) Временная приостановка процесса обучения;

г) Возвращение обучающегося на предыдущий Уровень.

  1. На каком уровне обучение становится сложнее?

а) На Уровне «Просто»;

б) На Уровне «Братья»;

в) На Уровне «Друзья»;

г) На Уровне «Анзан».

  1. Как часто рекомендуется проводить родительские собрания?

а) Один раз в месяц;

б) Два раза в месяц;

в) В начале и в конце обучения;

г) После прохождения каждого Уровня.

  1. На каком занятии происходит знакомство с кинезиологическим упражнением «Замок»?

а) На втором занятии;

б) На четвертом занятии;

в) На пятом занятии;

г) На шестом занятии.

  1. За какой параметр, в переходном тестировании по Уровню «Просто», даются 5 баллов?

а) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 15 шагов, 0.3 сек.;

б) Двузначные числа, на счетах, 30 шагов, 1 сек.;

в) Трёхзначные числа, на воображаемых счетах, 5 шагов, 2.5 сек.;

г) Трёхзначные числа, на воображаемых счетах, 5 шагов, 3 сек.

  1. На каком занятии Уровня «Братья» применяется игра «Пазл»?

а) На втором занятии;

б) На третьем занятии;

в) На пятом занятии;

г) На шестом занятии.

  1. Необходимое обеспечение для занятий:

а) Стулья, парты, абакус;

б) Стулья, парты, доска, абакус, принтер;

в) Стулья, парты, доска, абакус, монитор/проектор;

г) Стулья, парты, доска, абакус, монитор/проектор, интернет.

  1. При помощи чего обучающиеся выполняют домашние задания?

а) Тренажера и Плана уроков;

б) Плана уроков, тренажера, абакуса;

в) Тренажера, Сборника примеров, абакуса;

г) Сборника примеров, абакуса, Плана уроков.

  1. За какой параметр в переходном тестировании по Уровню «Братья» даются 5 баллов?

а) Двузначные числа, на счетах, 30 шагов, 1 сек.;

б) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 15 шагов, 0.3 сек.;

в) Трёхзначные числа, на воображаемых счетах, 5 шагов, 3 сек.;

г) Трёхзначные числа, на воображаемых счетах, 5 шагов, 3.5 сек.

  1. За какой параметр в переходном тестировании по Уровню «Друзья» даются 5 баллов?

а) Двузначные числа, на счетах, 30 шагов, 1 сек.;

б) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 15 шагов, 0.3 сек.;

в) Трёхзначные числа, на воображаемых счетах, 4 шага, 2.6 сек.;

г) Трёхзначные числа, на воображаемых счетах, 4 шага, 3 сек.

  1. Выполните действие на счётах «+828-359+347+415-670-309+473-257102+900» и определите правильный ответ.

а) 1260;

б) 1266;

в) 1361;

г) 1365.

  1. За какой параметр в переходном тестировании по Уровню «Брат+Друг» даются 12 баллов?

а) Однозначные числа, на счетах, 4 шага, 2.6 сек.;

б) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 4 шага, 3 сек.;

в) Однозначные числа, на счетах, 30 шагов, 1 сек., со стихотворением или песней;

г) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 20 шагов, 0.5 сек., со стихотворением или песней.

  1. Максимальное количество баллов, которые можно получить на тестировании, после Уровня «Анзан»?

а) 35;

б) 45;

в) 50;

г) 60.

  1. За какой параметр в тестировании по Уровню «Анзан» даются 16 баллов?

а) Трехзначные числа, на воображаемых счетах, 5 шагов, 2.8 сек.;

б) Двузначные числа, на воображаемых счетах, 10 шагов, 1 сек., со стихотворением или песней;

в) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 15 шагов, 0.3 сек., со стихотворением или песней;

г) Однозначные числа, на воображаемых счетах, 15 шагов, 0.8 сек., со стихотворением или песней.


Приложение 7


Промежуточный контроль № 7


  1. Что такое мотивация?

а) Это потребность в чём-либо;

б) Это желание, побуждающее к какому-либо действию;

в) Это способность человека удовлетворять свои потребности;

г) Это внутреннее эмоциональное состояние, побуждающее человека к действию.

  1. Выполните действие на счётах «+2+3+5-4+6+5» и определите, какие темы встречаются в примере.

а) «Просто», «Друг 4», «Брат+Друг 7»;

б) «Просто», «Брат 3», «Друг 5», «Друг 4»;

в) «Просто», «Брат 3», «Друг 5», «Друг 4», «Брат+Друг 6»;

г) «Просто», «Брат 2», «Друг 5», «Друг 4», «Брат+Друг 4».

  1. Какие виды мотивации являются верными?

а) Положительная; б) Устойчивая и слабая; в) Внутренняя и внешняя; г) Сильная и неустойчивая.

  1. Какие виды игр важны на занятиях ментальной арифметикой? а) Все виды игр;

б) Ролевые игры; в) Подвижные игры; г) Игры на воображение.

  1. Выполните действие на счётах «+96-15-71+44-20+69-22-10-40-2» и определите правильный ответ.

а) 12; б) 29; в) 31; г) 42.

  1. Какие виды разминки необходимо выполнять в начале занятия? а) Зарядка;

б) Подвижные игры;

в) Настольные игры;

г) Кинезиологические упражнения.

  1. Выполните действие на счётах «+36+12+24-39-14+78-46+22» и определите какие уровни встречаются в примере.

а) «Просто»;

б) «Просто», «Братья»;

в) «Просто», «Братья», «Друзья»;

г) «Просто», «Братья», «Друзья», «Друг+Брат».

  1. Какие факторы влияют на успешное усвоение программы?

а) Инфантильность;

б) Постоянное поощрение;

в) Авторитарный стиль преподавания;

г) Индивидуальный подход в обучении.

  1. Выполните действие на счётах «+464-156-171+480+673-775-391-8-35+602» и определите правильный ответ.

а) 573 б) 583 в) 681 г) 683.

  1. Выполните действие на счётах «+2+5-4+6-1+8+2-3-1» и определите, какие темы встречаются в примере.

а) «Просто», «Брат 2»

б) «Просто», «Брат 4», «Друг 8»

в) «Просто», «Брат 1», «Брат 4», «Друг 8»

г) «Просто», «Брат 2», «Брат 3», «Друг 8».


3