МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1»
Принята за заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогического совета Директор МБОУ « Гимназия №1» от«____» _________ 2021 г. Поварич Н. А.
протокол №_________ « ____»___________ 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«В мире творчества»
(программа рассчитана для детей 11 – 14 лет)
Срок реализации: 1 год
Составитель: Проскурня
Светлана Александровна,
учитель технологии
Кемерово, 2021
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
стремление внести красоту в домашний быт;
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности
с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты освоения учащимися программы
формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия;
развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ;
формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;
способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна.
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование, участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие.
Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий.
Раздел I. Основные приемы вязания крючком.
Из истории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.
Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петли для начала ряда. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.
Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Начало работы с «почерком».
Просмотр схем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.
Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).
Раздел II. Технология вязания изделий крючком.
Обувь для самых маленьких (демонстрация готовых изделий, иллюстраций различных моделей пинеток). Способы вязания пинеток. Необходимые мерки. Плотность вязания. Используемые материалы для вязания и украшения пинеток. Выбор модели пинеток. Подбор пряжи, крючка. Снятие необходимых мерок. Разбор описания, схем. Технология вязания пинеток. Элементы украшения (бусинки, пуговки, ленточки и др. декоративные элементы). Анализ готовых работ.
Ассортимент прихваток на основе круглого полотна (образцы, схемы, специальная литература). Возможные цветовые и композиционные решения (оттенки, насыщенность, сочетание). Технология вязания круглой прихватки. Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия.
Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика.
Вязание наших бабушек: круглые коврики из полос ткани. Совершенствование и закрепление полученных навыков. Вязание прихватки под руководством педагога. Выбор элементов украшения и их вязание. Оформление изделия.
Раздел III. Основные приемы вязания спицами.
Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Технология вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. Кромочным петлям в процессе вязания Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины.
Правила прибавления и убавления петель при вязании круга столбиками без накида и с накидом.
Раздел IV. Технология вязания изделий спицами.
Демонстрация готовых изделий, фотографий, журналов с вязаными игрушками. Технология вязания игрушек (общее знакомство).
Выбор модели, ниток, крючка. Композиционное и цветовое решение. Работа по описанию или схемам (с помощью педагога).
Особенности вязания игрушек. История возникновения игрушки. Анализ изделия. Порядок вязания деталей игрушки.
Техническая проработка. Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов.
Материалы для набивки игрушек. Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы. Оформление мордочки игрушки.
Набивка и сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.). Окончательное оформление изделия. Обсуждение готовых работ.
Выбор и вязание игрушки на основе полученных знаний. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по инструкционной карте «Вязание игрушек», по схемам и описанию. Контроль качества.
Вязание декоративной наволочки. 30х30см. Вывязывание контрольного образца вязки. Определение плотности вязаного полотна по вертикали и горизонтали. Технология вязания изделия. Сборка изделия. Как правильно сшить детали. Способы сшивания вязаных изделий. Технология вязания на пяти спицах. Особенности вязания на пяти спицах. Определение плотности вязания. Вывязывание резинки. Резинка 1х1; 2х2; английская резинка. Вывязывание пятки. Технология вывязывания пятки. Вывязывание стопы. Вывязывание носка изделия. Завершение работы. Убавление петель. Вывязывание второго носка.
Раздел V. Новые приемы вязания.
Узоры вязания крючком. Схемы различных узоров. Раппорт узора. Вязание края изделия. Зависимость числа петель начальной цепочки от узора. Чтение схем узоров.
Тема 2. Практическая работа. Вязание образца.
Теория. Пышные столбики, вытянутые петли. Демонстрация изделий, схем. Условные обозначения. Выбор схемы узора для вязания. Необходимость вязания образцов при вязании одежды.
Практика. Вязание образца узора по схеме. ВТО. Контроль качества.
Раздел II. Сувениры к празднику.
Тема 1. Подарки к Новому году.
Теория. Чем украсить елку (колокольчики, снежинки, ангелочки, сердечки). Демонстрация изделий, иллюстраций, схем. Символ Нового года.
Практика. Разбор схемы сердечка.
Тема 2. Практическая работа. Вязание новогодних сувениров.
Теория. Ассортимент вязаных сувениров. Выбор изделия. Знакомство со схемами и описаниями.
Практика. Подбор нитей. Цветовое и композиционное решение. Вязание сувенира (по выбору). Работа по схемам и описаниям. Консультации. Контроль качества.
Раздел III . Вязаные аксессуары.
Тема 1. Мир аксессуаров.
Теория. Аксессуары – история и современность. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий, схем (шапочки, сумки, косметички, шали, палантины и т.д.) Технология вязания овала. Прибавление петель на закруглении.
Практика. Вязание образца овальной формы.
Тема 2. Различные виды сумок.
Теория. Ассортимент сумок, связанных крючком. Материалы для изготовления. Сумки-зверята. Технология вязания сумки. Отделочные элементы. Обвязывание бусинок. «Рачий» шаг.
Практика. Обвязывание бусинок. Вязание «рачьего» шага.
Тема 3. Практическая работа. Вязание изделия.
Теория. Выбор изделия (сумочка, кошелек, косметичка). Подбор нитей. Технология вязания изделия. Цветовое решение.
Практика. Вязание изделия. Самостоятельная работа по схеме и описанию. Консультации. Контроль качества. Декоративная отделка изделия.
Раздел IV. Орнамент в вязании спицами.
Тема 1. Схемы орнаментов. Способы расчета петель
Теория. Особенности чередования нитей разных цветов. Подбор схемы и цветовое решение. Подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета. Практика. Выполнение образца орнамента. Раздел V .Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
Тема 1.Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
Теория. Определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
Практика. Рассчитать количество петель для изготовления варежки. Вязание варежек.
Оценка и контроль результатов.
Выполнение практических работ.
Тестирование.
Итоговое занятие.
Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов. Награждение.
Условия реализации программы
-Для реализации программы необходимо наличие кабинета.
Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
-Для размещения работ нужны: полки, стенды, шкафы.
-Для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер.
Информационное и методическое обеспечение программы
- учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы;
- методические разработки открытых занятий;
- лекционные материалы;
-электронные образовательные ресурсы
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Вводное занятие. | 1 |
| Раздел I. Основные приемы вязания крючком. | |
| История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель. | 1 |
| Столбики без накида. Условные обозначения. | 1 |
| Столбики с накидом. | 1 |
| Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. | 1 |
| Раздел II. Технология вязания изделий крючком. | |
| Виды пинеток. | 1 |
| Вязание пинеток. | 1 |
| Элементы украшения (декоративные элементы) | 1 |
| Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток. | 1 |
| Как украсить прихватку. | 1 |
| Вязание прихватки | 1 |
| Раздел Ш. Основные приемы вязания спицами. | |
| Материалы и инструменты | 1 |
| Набор петель при вязании на двух спицах | 1 |
| Технология выполнения изнаночных петель. | 1 |
| Технология выполнения лицевых петель. | 1 |
| Кромочные петли. | 1 |
| Закрепление петель последнего ряда. | 1 |
| Накиды. | 1 |
| Способы убавления, прибавления и закрывания петель. | 1 |
| Соединение петель | 1 |
| Правила прибавления и убавления петель. | 1 |
| Раздел IV. Технология вязания изделий спицами. | |
| Технология вязания игрушки. | 1 |
| Правила вязания деталей игрушки. | 1 |
| Вязание игрушки (по выбору). | 1 |
| Сборка и оформление игрушки. | 1 |
| Вязание декоративной наволочки. | 1 |
| Выбор узора. Контрольный образец. Плотность вязания. | 1 |
| Вывязывание восьми одинаковых деталей. | 1 |
| Сборка изделия. | 1 |
| Вязание носков. Технология вязания на пяти спицах | 1 |
| Вывязывание резинки | 1 |
| Вывязывание пятки | 1 |
| Вывязывание стопы | 1 |
| Вывязывание носка изделия. Завершение работы. | 1 |
| Вывязывание второго носка | 1 |
| Раздел V. Новые приемы вязания. | |
| Узоры вязания крючком | |
| Практическая работа. Вязание образца. | |
| Сувениры к празднику. | |
| Подарки к Новому году. | |
| Вязание новогодних сувениров | |
| Мир аксессуаров. | |
| Различные виды сумок | |
| Вязание изделия. | |
| Раздел IV. Орнамент в вязании спицами | |
| Практическая работа. | 10 | 2 | 8 |
| Схемы орнаментов Орнамент в вязании спицами. | 8 | 2 | 6 |
| Раздел V. Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 18 | 3 | 15 |
| Тема 1.Расчет количества петель для варежки. | 2 | 1 | 1 |
| Тема2: Вывязывание резинки варежки | 4 | 1 | 3 |
| Тема3: Вязание варежек. | 9 | 1 | 8 |
| Тема 4:Вывязывание пальца | 3 | | 3 |
| Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 68 | 24 | 44 |
Список литературы
Литература для педагога
1. Белая Н.П. Мелодия кружев. – Мн., «Полымя», 1999г.
2. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. – Мн., «Полымя», 1995.
3. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.
4. Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.
6. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
7. Журналы по вязанию крючком.
Литература для учащихся
1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 1991г.
2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.
3. Журналы по вязанию крючком и спицами.
Электронные образовательные ресурсы
1. Материалы сайтов: http://orangeknitting.ru/index.php?/topic/18-putevoditel-po-forumu/
http://amigurumi.com.ua/forum/
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library