СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы исследовательской и проектной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Основы исследовательской и проектной деятельности»»

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дудинская средняя школа №7»




Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ТМК ОУ

«Дудинская средняя школа №7» Зам. директора по УВР на заседании ШМО

____________ /Исайкин К.В./ ____________________ протокол № 1 от

« _01_» сентября 2018 г. «_01_ » сентября 2018 г. «_01_» сентября 2018 г.






 
 


Дополнительная общеобразовательная программа

«Основы исследовательской и проектной деятельности»

в 4 «Б» классе

на 2018 – 2019 учебный год







 
 
Учителя начальных классов

Кучер Ларисы Петровны,

высшая квалификационная категория


 


г. Дудинка

2018 год

Пояснительная записка

Актуальность

Программа «Основы исследовательской и проектной деятельности» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – гибкость ума, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной и высшей школе.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.

 Задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • выявление образовательного запроса обучающихся с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  • разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Характеристика программы

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 34-35 часов в год, из расчета 45 минут в неделю на одну группу с учетом возрастных особенностей учащихся. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основной организационной формой обучения является занятие.

Типы занятий: комбинированное изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и практическая часть); закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков; повторение и обобщение по пройденной теме на предыдущих занятиях; оценка полученных знаний.

Большее количество часов по программе отведено практическим занятиям. На практических занятиях используются различные формы организации работы: групповая, индивидуальная (самостоятельна) работа.

Ожидаемые результаты


В результате освоения исследовательской и проектной деятельности у обучающихся будут сформированы такие универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «настоящий друг», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга».

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД:

Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимать и принимать точку зрения другого.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.


Требования к учащимся:

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия курса: «учебный проект», «исследование», «цель», «задачи», «актуальность», «гипотеза», «проблема», «вывод».

  • Типологию проектов.

  • Виды проблемных ситуаций.

  • Виды продуктов проектной деятельности.

  • Виды исследований.

  • Этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе.

  • Формы защиты презентаций.

  • Требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его презентации.


Учащиеся должны уметь:

  • Формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее.

  • Определять тип проекта по разным классификациям.

  • Изготовлять продукт проектной деятельности.

  • Составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе.

  • Составлять структуру своего проекта.

  • Проводить исследование и делать выводы по его результатам.

  • Работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой, составлять библиографию и список литературы.

  • Структурировать материал, выделять главное для презентации.

  • Грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления.

  • Проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников курса.


Создание условий для различных групп детей

Программа предполагает выстраивание индивидуально-ориентированной системы обучения, направленной на дифференциацию и индивидуализацию обучения через групповую форму работы, творческие задания, самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности интеллектуальной и творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Для детей с низкой мотивацией предусмотрены:

  • индивидуальный подход;

  • подбор условий организации обучения;

  • индивидуализация формы выполнения заданий;

  • выбор оптимальных способов и сроков представления результатов;

  • качественный подход при оценивании результатов;

  • подбор методов и форм работы.

Для одарённых детей работа направлена на развитие творческого потенциала учащихся через:

  • создание оптимальных условий для поддержки и развития одарённых детей;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Для этих учащихся предусмотрены задания повышенного уровня.



Литература

1.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.   

2.       Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6, 2005.

4.       Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., № 9, 2000, с.177-180.

5. Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа №12, 2007.

6.       Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., № 6, 1995, с.34-47.

7.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

8.   Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. № 9, 2005.

9.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. №2, 2004.

10.  Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

11. Ляхова Л. В. Организация научно- исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа. №7, 2009.

12. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1, 2006.

13.   Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

14. Митрохина С. В. (заведующая кафедрой методик начального образования Тульского государственного педуниверситета. Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий» - журнал «Начальная школа» №1, 2007, с. 20-24.

15.  Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. № 8-9, 2000, с.151-157.

16. Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1, 2008.










Учебно-тематический план

4 год обучения

№ п/п

Название проекта

Общее количество учебных часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Проектирование и создание детской площадки

12

2

10

2.

Безопасные дороги для веселой детворы

6

2

4

3.

Символы нашего класса

4

1

3

4.

Я – организатор.

3

1

2

5.

Традиции: встречи Нового года в нашей семье.

3

1

2

6.

Школа будущего

4

1

3

7

Полезна или вредна жвачка.

2

1

1


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

(сроки проведения)

Тема занятия

1-4

7, 14, 21, 28.09

Проектирование детской площадки.

5-8

5, 12, 19, 26.10

Проектирование и создание детской площадки.

9-10

9.11, 16. 11

Создание детской площадки.

11-12

23.11, 30.11.


Презентация проекта «Проектирование и создание детской площадки».

13-15

7, 14, 21.12

Безопасные дороги для весёлой детворы.

16

28.12

Конкурс рисунков «Безопасность на дороге».

17-18

11.01, 18.01

Презентация проекта «Безопасные дороги для весёлой детворы».

19-21

25.01

1.02, 8.02

Символы нашего класса.

22

15.02

Презентация проекта «Символы нашего класса».

23-25

22.02

1.03, 15.03

Я – организатор.

26-28

22.03

5.04, 12.04

Традиции: встречи Нового года в нашей семье.

29-31

19.04, 26.04

3.05

Школа будущего.

32

10.05

Презентация проекта «Школа будущего».

33, 34

17.05, 24.05

Полезна или вредна жвачка.