СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа Дополнительная Общеразвивающая Общеобразовательная. Расчитана на 7 лет обучения. Может применятся в центрах внешкольной работы, в музыкальных школах и школах искусств, а также во внеурочной работе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.КАЗАНИ»
Управления образования ИК МО по Кировскому району г.Казани
МОДОД Центр дополнительного образования детей «ЗАРЕЧЬЕ»
Кировского района г.Казани
Дополнительная Общеразвивающая Общеобразовательная
ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ
«Эстрадное пение»
Срок реализации программы 7 лет
Возраст обучающихся 6 – 18 лет
Педагога дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Вершининой Елены Николаевны
Казань 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос-инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты музыкального искусства.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве её форм и жанров.
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», « Детский Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское Евровидение» и т.д. По результатам таких мероприятий и, по мнению специалистов в этом направлении, стало очевидным, что начинать заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.
Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры детского творчества, кружки при общеобразовательных школах, Центры дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств. С возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая необходимость в разработке программ и методик по эстрадному направлению. И это неслучайно, т.к. эстрадное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.
Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось от слияния народного и академического пения. Несмотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного прикрытия «верхов». Для обучения физиологическим принципам в работе голосового аппарата в рабочую программу включены упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:
- дыхательной гимнастики индийских йогов,
- дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,
- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,
- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.
В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом. Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и в то же время самое сложное - формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом. Надо отметить, что правильная постановка голоса является очень значимым моментом в развитии и реализации голосовых данных человека. Как принято считать, при правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно. Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание, что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм. Что касается профессионального пения, то это, прежде всего, тяжелый и упорный труд, сравнимый с работой профессионального спортсмена. Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в практически любом возрасте.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата
Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Актуальность, новизна и особенности программы.
Петь может практически каждый ребёнок. Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди, которых бог наделил природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту категорию? Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и усиленно заниматься. Существует множество упражнений, которые укрепят певческое дыхание, активизируют артикуляцию, дикцию, развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.
Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен быть девиз “найди свой голос”.
Конечно, работая над исполнительской манерой, необходимо изучать, т.е. «снимать» чужие «фишки» и нюансы. Но, делать это надо адаптировано под свой голос. Это очень важно, т.к. в эстрадном пении ценится именно индивидуальность, открытие новых музыкальных «ниш», способность воздействовать на слушателя своей «энергетикой», легко узнаваемой манерой исполнения. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки данной программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который строится на основе следующих принципов:
- постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач;
- отбором высокохудожественных произведений отечественной и зарубежной классики;
- произведений местных, национальных композиторов;
- разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;
- учет музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.
Принципы педагогического процесса.
Одним из основных принципов педагогического процесса является ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ.
Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.
Ещё одним важным принципом в вокальной работе является ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.
Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.
Поэтому следующим важным принципом является ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ.
Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения.
Академические и народные певцы поют в рамках «канона, определённых музыкальных правил и законов». Отклоняться от них не принято. Задача эстрадного исполнителя-поиск своей оригинальной манеры, характерной, узнаваемой.
Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлённая речь. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.
Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе является ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком).
Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.
Далее будут изложены различные приёмы и упражнения, которые ПОЗВОЛЯТ ПОДГОТОВИТЬ ГОЛОС К ИСПОЛНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, которые будут полезны и применимы в работе не только со взрослыми, но и с детьми разного возраста и подростками, а также помогут развить все необходимые качества исполнения.
Содержание программы
Основной задачей занятий по вокалу является постановка голоса, развитие и укрепление голосового аппарата, правильное дыхание и расширение диапазона. Уроки вокала - это индивидуальная, гибкая система занятий над постановкой голоса с учетом индивидуальных особенностей и желаний каждого обучающегося. Если сравнивать голос человека с музыкальным инструментом, то можно сказать, что даже посредственный музыкальный инструмент будет звучать вполне прилично, если знать какими приемами этого можно добиться. Правильная школа вокала позволяет скрыть недостатки собственного голосового аппарата и превратить их в определенные достоинства, то есть в оригинальную, характерную только для данного вокалиста манеру пения. Уроки вокала дают уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру музыки, в то же время это и хорошая релаксация всего организма. Кроме того, уроки пения позволяют снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость, и предоставляют человеку возможность творческого самовыражения его личности. Поэтому сегодня уроки вокала пользуются большой популярностью. Обучение вокалу увеличивает звучность голоса, появляется красивый тембр, и, конечно, развивается музыкальный слух. Также у учеников, обучающихся вокальной технике, улучшается дикция и уменьшается утомляемость голоса. Отдельно стоит отметить о несомненной пользе уроков вокала на здоровье. Дело в том, что в самом процессе пения задействуются многие группы мышц. Во время пения они совершают определенную физическую работу, которая способствует укреплению организма человека. Благодаря постоянной вентиляции легких во время занятий по вокалу, значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы.
В настоящее время спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому сегодня существует большое количество вокальных студий, школ и клубов. Определиться и выбрать школу и педагога по вокалу бывает достаточно трудно. Примечательно, что когда человек поет, он слышит себя не так, как слышат его окружающие люди, поэтому даже опытный вокалист не всегда может самостоятельно изучить и исправить свои ошибки. Для этого так важно участие профессионального педагога, который подскажет в нужный момент и укажет на ошибки. Огромное значение, конечно, имеет опыт и профессионализм преподавателя по вокалу. Дело в том, что неправильные занятия пением могут привести к необратимым последствиям, даже к заболеваниям дыхательных путей, поэтому заниматься вокалом следует только под руководством опытного педагога. Также стоит сказать о том, что обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько уроков практически невозможно. Поэтому желающие взять уроки вокала должны быть готовы к трудной и кропотливой работе, которая, в конце концов, будет вознаграждена.
Цели и задачи:
Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка через вхождение в мир музыкального искусства;
практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
развитие природных вокальных данных учащегося, овладение профессиональными певческими навыками;
развитие навыков вокального интонирования;
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном.
Развивающие:
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;
духовно- нравственное развитие.
Воспитательные:
воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время
воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на 7 лет обучения.
Занятия по предмету «Эстрадное пение» носят практический характер и проходят в форме индивидуальных уроков. Уроки проводятся 2 раза в неделю в объеме 1 часа (45 мин.). Почти весь репертуар исполняется под минусовую фонограмму.
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня имеющихся способностей учащихся и по мере решения определенных задач в обучении.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы:
учебное индивидуальное занятие;
контрольный урок;
музыкальные спектакли;
отчётный концерт;
участие в конкурсах, фестивалях;
посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Методы:
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод:
беседа;
рассказ;
обсуждение;
сообщение задач.
Метод разучивания:
по элементам;
по частям;
в целом виде.
Метод анализа:
все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
Ожидаемые результаты
Программа даёт возможность:
Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и звучания голоса на опоре; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.
Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с высокохудожественными произведениями отечественных и зарубежных композиторов.
Основная концепционная идея программы:
привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;
приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием, исполнение попевок | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции». | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение попевок с жестами и движениями. | 4 | 0 | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака. | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне. | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 2 | 0 | 2 |
| ВСЕГО | 144 |
|
|
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие ( организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием, исполнение попевок. | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции» | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение попевок с жестами и движениями | 4 | - | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений. | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 0 |
| 2 |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции» | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение с жестами и движениями | 4 | - | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений. | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 0 |
| 2 |
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции» | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение с жестами и движениями | 4 | - | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений. | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 0 |
| 2 |
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции» | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение с жестами и движениями | 4 | 0 | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений. | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 0 |
| 2 |
6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции» | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение с жестами и движениями | 4 | 0 | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений. | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 0 |
| 2 |
ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (организационные вопросы, техника безопасности) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Работа над дыханием | 10 | 2 | 8 |
3. | Дикция, артикуляция, исполнение скороговорок | 6 | 1 | 5 |
4. | Музыкальная грамота | 10 | 4 | 6 |
5. | Чистота интонации | 4 | - | 4 |
6. | Звукообразование, атака звука, пение в «речевой позиции» | 9 | 1 | 2 |
7. | Работа над чувством ритма, исполнение с жестами и движениями | 4 | 0 | 4 |
8. | Звуковысотность, определение звуков по их высоте | 6 | 1 | 5 |
9. | Подача звука, его атака | 3 | 1 | 2 |
10. | Резонанс звука | 4 | 1 | 3 |
11. | Разучивание песни | 4 | 0 | 4 |
12. | Работа над текстом | 4 | 0 | 4 |
13. | Работа над фразировкой в песне | 3 | 1 | 2 |
14. | Художественный образ в песне | 10 | 2 | 8 |
15. | Стилистика, драматургия и нюансы | 9 | 1 | 4 |
16. | Работа над исполнением под фонограмму | 7 | 0 | 7 |
17. | Работа с микрофоном | 10 | 1 | 10 |
18. | Сценический образ, подготовка концертных номеров | 14 | 0 | 14 |
19. | Исполнение песни с жестами и движениями | 14 | 0 | 14 |
20. | Отработка жестов и движений. | 10 | 0 | 10 |
21. | Итоговое занятие (прослушивание, подведение полугодовых итогов) | 0 |
| 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения.
Цель:
заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
сформировать начальные навыки вокального исполнительства;
Задачи:
формирование певческой установки;
постановка певческого дыхания;
формирование начальных навыков певческой артикуляции;
формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне
1-ой октавы;
ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;
развивать музыкальную память.
Содержание учебного материала
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагмальное дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примерных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).
Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. На итоговом прослушивании исполняется 2 небольших произведения, которые исполняется под минусовую фонограмму либо под аккомпанемент педагога.
2 год обучения
Цель:
развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
развитие навыков артикуляции(активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);
развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука(с целью активизации звукообразования);
развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
выработка ощущения головного резонирования;
формирование высокой певческой позиции;
расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);
уметь сочетать пение с движением;
усовершенствование навыка работы с микрофоном.
Содержание учебного материала.
Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат дает упражнение на «ха» «хэй».
Необходимо следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося и уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над вокализом добиваться плавного звуковедения.
Рекомендуется включать в репертуар песни с элементами джаза или песенки с переходами из мажора в минор или наоборот. Также возможно включать в репертуар маленькие несложные песенки на иностранном языке и детские русские народные песни. Необходимо уделять достаточно внимания актёрским задачам при работе над репертуаром.
Полезны упражнения, помогающие при работе с микрофоном: в момент исполнения песни поворачивать голову, корпус, делать шаги в разные стороны, фиксируя при этом руку с микрофоном.
На итоговом прослушивании исполняется два произведения под минусовую фонограмму с жестами и движениями.
3 год обучения
Цель:
расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне);
Задачи:
развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);
развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);
закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
работа над высокой певческой позицией;
сглаживание переходных звуков;
формирование ощущения головного и грудного резонирования;
развитие навыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нонлегато;
развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму.
Содержание учебного материала
На этом этапе можно вводить гаммы и арпеджио. Главным критерием является качество звука и свобода при пении. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.
В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой. Помогает освоить ту или иную манеру исполнения. Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах. Большое внимание должно уделяться работе над художественным образом и сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво.
4 год обучения
Цель:
расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся).
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);
развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
развитие тембровых возможностей голоса;
развитие динамических возможностей голоса;
работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
работа над стилистическими особенностями произведений;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму.
Содержание учебного материала
В этом классе большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой.
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Особое значение уделяется выразительности и нюансам. Продолжается работа с микрофоном. На этом этапе дети уже гораздо быстрее осваивают музыкальный материал. Имеющиеся навыки позволяют быстро разучивать песни, легче справляться с текстом и различными нюансами. Поэтому в течение года могут исполняться не два, а гораздо больше произведений.
5 год обучения
Цель:
расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении, формирование ровности и силы звука в разных регистрах;
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
развитие навыков вокального интонирования (работа над чистотой интонирования хроматических звуков в мелодии);
развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
работа над сценическим движением.
Содержание учебного материала
Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всём его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой. Обучаемые уверенно владеют всеми навыками, полученными в предыдущий период обучения, владеют исполнением различных нюансов, микстовым звучанием, умеют контролировать звучание своего голоса микрофоном. Также уверенно держатся на сцене, умеют через мимику, пластику и движения передать характер музыкального образа.
6 год обучения
Цель:
расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства (работа над вокальными навыками, связанными с наиболее выразительными исполнительскими эстрадными приемами, работа над нюансировкой от пиано до форте).
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах);
развитие беглости голоса на легато и стаккато;
развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
работа над сценическим движением.
Содержание учебного материала
В данном классе продолжается работа над расширением диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, фальцет, глиссандо. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. При переходе в 7 класс исполняются 3-4 разнохарактерных произведения.
7 год обучения
Цель:
расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства: выявление тембральных особенностей голоса учащихся, развитие динамических возможностей голоса).
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания;
развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
развитие навыков звуковедения (совершенствование техники в различных нюансах, темпах, регистрах);
развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
работа над сценическим движением.
Содержание учебного материала
В данном классе продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-технических приёмов и навыков. Работа над музыкальными произведениями.
На итоговом прослушивании учебного курса по эстрадному вокалу учащийся исполняет 3 - 4 произведения, разные по жанру:
1- исполнение джазового или блюзового стандарта;
2- исполнение быстрой темповой песни;
3- исполнение медленной, лиричной композиции;
4- исполнение произведения зарубежных композиторов на иностранном языке.
На итоговом прослушивании выпускник должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений, свободное органичное движение на сцене, безупречную технику речи и навыки актёрского мастерства.
Методы и формы оценки результативности освоения
программы учащихся
Критерии определения оценки
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
чистота интонации и качество звучания;
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
степень выразительности исполнения;
сценическая культура;
проявление творческой активности;
умение контролировать звучание своего голоса, умение пользоваться микрофоном;
учебная дисциплина учащегося.
Проверка уровня знаний, умений, навыков учащихся осуществляется на итоговых занятиях, а также на концертных и конкурсных выступлениях. Особо успешные участвуют в ежегодном итоговом мероприятии Центра «Парад Звёзд», на котором вручаются грамоты и поощрительные призы лучшим коллективам и отдельным исполнителям.
Основной формой учета успеваемости является полугодовая оценка, определяемая педагогом. При выставлении итоговой оценки также учитывается участие учащегося в концертных выступлениях, в конкурсах, в фестивалях.
Учащиеся, успешно прошедшие итоговое прослушивание по учебному курсу эстрадного вокала, считаются окончившими полный учебный курс. Получают свидетельство об окончании программы по эстрадному вокалу Полученное начальное вокальное образование дает возможность выпускнику стать не только поклонником домашнего вокального музицирования, но и активистом среды музыкантов-любителей. Пополняя самодеятельные творческие коллективы, слушательскую аудиторию филармонических залов и театрально-сценических площадок города. Выпускники, проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в ВУЗы и ССУЗы соответствующего профиля.
Год обучения | Критерии знаний, умений и навыков |
1 | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Ценностные представления обучающихся:
|
2 | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
3 | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене;
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
4. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: Исполнение дыхательной гимнастики Стрельниковых
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся: формирование жизненных ценностей и ориентиров подготовка к конкурсам патриотической песни; |
5. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене; чёткая артикуляция в микрофон, артистично;
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
6. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: рационально использовать все приёмы дыхания; уметь использовать прием «вибрато»;
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
7. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: уметь создавать индивидуальный образ в исполняемом; чёткая артикуляция в микрофон, артистично; исполнение 4-х,5-ти голосных партий в ансамбле
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
Год обучения | Критерии знаний, умений и навыков |
1 | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Ценностные представления обучающихся:
|
2 | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
3 | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене;
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
4. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: Исполнение дыхательной гимнастики Стрельниковых
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся: формирование жизненных ценностей и ориентиров подготовка к конкурсам патриотической песни; |
5. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: рационально применяя средства музыкальной выразительности, логично создавать пластические образы на сцене; чёткая артикуляция в микрофон, артистично;
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
6. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: рационально использовать все приёмы дыхания; уметь использовать прием «вибрато»;
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
7. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: уметь создавать индивидуальный образ в исполняемом; чёткая артикуляция в микрофон, артистично; исполнение 4-х,5-ти голосных партий в ансамбле
Творческий опыт обучающихся:
Ценностные представления обучающихся:
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитание эстрадного вокалиста возможно при наличии ряда условий и средств:
наличие контингента учащихся и педагога по эстрадному вокалу;
наличие организация эстрадно-сценической деятельности;
возможность использования электронной техники и возможность работы и записи в студии звукозаписи;
использование технических средств студии звукозаписи, компьютерных технологий, которые позволяют улучшить звучание голоса, «обработать», придать объём, полетность, звучность и т.д.
Опираясь на огромный интерес подростков к эстрадной музыке, необходимо привлекать их к исполнению высокохудожественных произведений, имеющих современное звуковое и электронное оборудование, где под руководством педагога открываются новые возможности для совершенствования творческих навыков, музыкального вкуса.
Поэтому для вокалиста для занятий необходима в первую очередь звуковоспроизводящая аппаратура, как для пианиста фортепиано или как для скрипача скрипка и смычок. Для вокалиста необходимо наличие хотя бы музыкального центра для начальной стадии работы над песней. Для дальнейшего совершенствования вокальных навыков совершенно необходимо наличие современной электронной техники. Это микрофоны, усилители, микшерский пульт, акустическая обработка звука. Всё это является ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ певцов. Поэтому научить детей пользоваться ими является важнейшей задачей.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики. Музыка. 2004.
2. В.В Развитие го Емельянов лоса. Координация и тренинг. СПб. Лань. 2006.
3. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. М. 1999.
4. Малышева Н.М. О пении М. Советский композитор. 1988.
5. Линда Маркоут Самоучитель по пению. М. Астрель. 2007.
6. Сет Риггс Как стать звездой. М. Guitar College. 2005.
7. Сет Риггс Пойте как звёзды. СПб. Питер. 2007.
8. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. 1992.
9. Е.М. Пекерская «Вокальный букварь».
10. В.А. Шереметьев «Пение и воспитание детей в хоре».
11. В.П. Морозов «Тайны вокальной речи».
12. Т.В. Охомуш «Чистый голос»
13. Г.В. Келдыш Музыкальная энциклопедия.
25