СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа «Волшебная мастерская» художественной направленности предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Данная программа разноуровневая, последовательного освоения, включает в себя стартовый и базовый уровни, направлена на формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве: живопись, рисунок, лепка и декоративно – прикладное творчество.
[Введите текст]
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная мастерская»
Возраст детей – 7-14 лет
Срок реализации - 3 года
Автор-составитель:
Касьянова Светлана Львовна
педагог дополнительного образования
п. Маго
2024 г
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. |
|
1.1. Пояснительная записка……………………………………………......3 |
|
1.2. Обучение…………………………………………………………...…..6 |
|
1.4. Учебный план 1 год…………………...…………..……………...…...7 |
|
1.5. Содержание 1 года обучения…………………………………..……..8 |
|
1.4. Учебный план 2 год…………………...…………..………….……...10 1.5. Содержание 2 года обучения………………………………………..11 1.4. Учебный план 3 год…………………...…………..…………...……...9 1.5. Содержание 3 года обучения…………………………………..……..8 |
|
1.5. Планируемые результаты……...……………………………...……..13 |
|
1.6. Воспитание………………………………...………………...............15 |
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. |
|
2.1. Материально-техническое обеспечение.……………………...…...17 |
|
2.2. Форма аттестации ……………...……………………………...……19 |
|
2.3. Оценочные материалы.…………………………..............................19 |
|
2.4. Методические материалы.….……………………………….......….20 |
|
Список литературы и интернет-ресурсов…....…………………..…..…25 |
|
Приложения………………………………………………………………27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
-Федеральным законом № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
-Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р);
-Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
-Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;
-Приказом КГАОУ ДО РМЦ № 383 П от 26.09.2019 г. об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае,
-Программой воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края, на 2021 - 2025 годы от 29.12.2020 г. № 1282;
-Муниципальной программой "Развитие воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края" от 14.09.2021 №873-па;
-Уставом МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края;
-Программой «Воспитание» МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края;
-Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Программа «Волшебная мастерская» художественной направленности предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Данная программа разноуровневая, последовательного освоения, включает в себя стартовый и базовый уровни, направлена на формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве: живопись, рисунок, лепка и декоративно – прикладное творчество.
Актуальность: на современном этапе развития общества востребована конкурентоспособная на рынке труда, творческая, созидающая личность, умеющая преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная мастерская» обеспечит адаптацию учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой изобразительной культуры, а также понимание ими значения и основных механизмов воздействия искусства на человека и общество.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие декоративно – прикладным и художественным творчеством является эффективным средством в развитии учащихся. Навыки практической работы в области изобразительной деятельности, декоративно-прикладного творчества, лепки, способствует развитию мелкой моторики руки, снимает психическое напряжение. Кроме того, это способствует приобщению учащихся к высшим духовным ценностям, развитию воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей.
Новизна программы заключается в нескольких аспектах.
Во-первых, в процессе обучения ребята познают различные виды живописи: пейзажи, натюрморты, портретную живопись, сказочно – былинный жанр используя коллористические знания, навыки и умения.
Во-вторых, в данной программе предусмотрено моделирование, конструирование различных игрушек, сувениров, моделей животных и сказочных героев, в то время как в типовых программах основной акцент делается на моделирование и конструирование технических объектов.
В-третьих, при реализации программы учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся предполагает не только соответствие учебного материала возрастным нормам, но и возможность опережения отдельными учащимися своих сверстников (опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике).
В-четвертых, в настоящее время произошло обновление методического обеспечения образовательного процесса в связи с широким внедрением информационных технологий, таких как: мультимедийные презентации, использование чертежей и технологических карт в электронном виде, материалов сети Интернет.
Дополнительная программа «Волшебная мастерская», разработанная на основе программы «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» автора Павленко Анастасии Игоревны. Отличительная особенность данной программы является изменение количества учебных часов, добавление раздела «Конструирование и моделирование из бумаги и картона» в программу.
Адресат программы
Программа предназначена для работы с учащимися 7 – 14 лет. По срокам реализации программа рассчитана на 3 года.
Количество учащихся в группе согласно Устава МБОУДОДЦДТ п. Маго: 6-12 человек.
Место проведения занятий – кабинет в Центре детского творчества п. Маго.
Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы.
Объем и сроки усвоения программы, режим занятий:
Период | Продолжительность занятий (часов) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 год обучения Стартовый уровень | 3 | 2 | 6 | 36 | 216 |
2 год обучения Базовый уровень | 3 | 2 | 6 | 36 | 216 |
3 год обучения Базовый уровень | 3 | 2 | 6 | 36 | 216 |
Итого |
|
|
|
| 648 |
Формы организации занятий: групповая.
Форма обучения – очная.
При особых условиях (актированные дни, неблагоприятная эпидемическая ситуация) возможно применение дистанционных образовательных технологий через сайт учреждения или педагога, мессенджеры и др.
Обучение
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно - прикладного и изобразительного творчества.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:
Стартовый уровень | Базовый уровень |
Задачи предметные | |
-познакомить учащихся с различными материалами и инструментами в изобразительной и декоративно- прикладной деятельности, способами работы с ними; -познакомить с элементарными понятиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. | - развивать навыки и умения в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности; -расширить спектр специальных знаний в области изобразительного искусства, языком - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе |
Задачи метапредметные | |
- развивать мотивацию к художественно - эстетической деятельности. | - развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей -научить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности. |
Задачи личностные | |
-формировать познавательный интерес к декоративно – прикладному и изобразительному искусству; | - способствовать формированию устойчивого интереса у учащихся к изобразительной деятельности, к различным видам художественно – творческой деятельности; |
Для реализации поставленных задач программа «Волшебная мастерская» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Одной из главных задач преподавания в дополнительном образовании является развитие способности к самопознанию и самоопределению, осознание своих внутренних творческих возможностей. Следовательно, необходимо помочь учащимся вступить в мир творчества, воображения, фантазии. Нужно найти подход к каждому учащемуся и помочь ему поверить в себя, свои способности и возможности, так как творческая личность способна на удивительные открытия, находки, парадоксальные, неожиданные решения.
Важно, что в содержание программы «Волшебная мастерская» происходит смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.
Учебный план 1 года обучения. Стартовый уровень.
№ | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос. Входная диагностика |
2 | Основы изобразительного искусства | 40 | 12 | 28 | Выставка, анализ выполнения практических работ |
3 | Конструирование и моделирование из бумаги и картона | 40 | 12 | 28 | Промежуточная аттестация, Выставка, анализ выполнения практических работ |
4 | Лепка | 46 | 16 | 30 | Выставка, анализ выполнения практических работ |
5 | Декоративно–прикладное творчество | 16 | 5 | 11 | Выставка, итоговая аттестация. |
6 | Воспитание | 72 | 21 | 51 | Выставка. Игровая программа. |
| Итого: | 216 | 67 | 149 |
|
Содержание 1 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Правила ТБ при работе с инструментами и оборудованием. Знакомство с программой «Волшебная мастерская».
Практика: Выполнение зарисовок на тему «Ежик в осеннем лесу». Опрос. Входная диагностика.
Раздел 2. Основы изобразительного искусства
Темы: Теория: Изобразительное искусство. Узнаваемый образ действительности. Объективно существующие качества реального мира: объём, цвет, пространство, материальная форма предметов и световоздушная среда. Знакомство с цветовым кругом, основными и составными цветами. Знакомство с натюрмортом и пейзажем как жанрами изобразительного искусства. Правила построения натюрморта и пейзажа. Знакомство с основами линейной и воздушной перспективы. Основные законы композиции (центр, симметрия, асимметрия, первый план, второй план и т.д.). Знакомство с нестандартной техникой «Монотипия», способами и последовательностью выполнения работы.
Практика: Смешивание красок и получение дополнительных цветов. Составление и выполнение композиции пейзажа. Выполнение различных линий, путём разного нажима на графический материал. Выполнение зарисовок «Пейзаж», «Натюрморт». Работа в технике «Монотипия». Выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».
Раздел 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Темы: Теория: Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения). Знакомство с операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. Техника выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела. Конструирование с помощью шаблона. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея.
Практика: Работа с бумагой и картоном. Приемы симметричного вырезания. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела. Изготовление изделий простой конструкции. Соединение деталей и сборка различных изделий с помощью клея. Самостоятельная сборка и оформление полученных изделий. Изготовление поделок для новогоднего оформления (снежинки, елочные игрушки, гирлянды...). Выполнение подарков к Новому году
Выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».
Раздел 4. Лепка
Темы: Теория: Знакомство и обучение учащихся приемам работы в технике рисования «Пластилинография». Обучение созданию выразительного образа посредством цвета и объема, а также приему «вливание одного цвета в другой». Продолжение знакомства детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучение достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей. Знакомство с понятием рельеф и его видами (Барельеф) «Аквариум». Знакомство с новым пластическим материалом– скульптурный пластилин (мягкий). Изучение лепки объемных предметов.
Практика: Выполнение композиции с применением полученных знаний о технике работы в пластилинографии: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев. Раскатывание шариков в колбаски, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики. Наносить рельефный рисунок на поверхность пластилиновой основы. Выкладывать из тонких колбасок силуэт водорослей, камней и т.д. Создание пейзажа. Лепка отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы. Барельеф «Аквариум», работа с эскизами, перенос рисунка на плоскость. Основные приемы и способы работа с объёмом. Работа с красками. Поэтапное выполнение лепки различных персонажей по выбору. Лепка животных.
Раздел 5. Декоративно–прикладное творчество
Темы: Теория: Знакомство техникой декупажа в декоративно – прикладном искусстве. От королевской забавы до народного творчества. Особенности материалов для декупажа. Виды и стили декупажа. Декупаж, как совокупность техник и методов. Выставка в центре детского творчества.
Практика: Выполнение работ в технике декупаж.
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
(Календарный учебный график представлен в Приложение 1
Учебный план 2 года обучения. Базовый уровень.
№ | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос. Входная диагностика |
2 | Основы изобразительного искусства | 40 | 10 | 30 | Выставка, анализ выполнения практических работ |
3 | Конструирование и моделирование из бумаги и картона | 40 | 10 | 30 | Промежуточная аттестация, Выставка, анализ выполнения практических работ |
4 | Лепка | 46 | 12 | 34 | Выставка, анализ выполнения практических работ |
5 | Декоративно–прикладное творчество | 16 | 5 | 11 | Выставка, итоговая аттестация. |
6 | Воспитание | 72 | 21 | 51 | Выставка. Игровая программа. |
| Итого: | 216 | 59 | 157 |
|
Содержание 2 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Содержание второго года обучения в объединении «Волшебная мастерская». Повторение правил по ТБ при работе с инструментами и оборудованием, общих правил поведения в ЦДТ, в группе и на занятиях.
Практика. Опрос. Просмотр летних работ учащихся.
Раздел 2. Основы изобразительного искусства
Темы: Теория: Пейзаж (времена года: осень). О рисунке пейзажа и его художественно - выразительных средствах, анализ произведений мастеров - пейзажистов. Натюрморт. Основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Работе с натуры. Сюжетная композиция. Значение творческо-поисковой деятельности. Возникновение, формирование и художественное воплощение творческого замысла. Этапы ведения творческой работы. Воплощение основной цели эскизов и задачи, решаемые в них. О мире животных Дальнего востока. Птицы и звери (домашние). Кошки. Интерьерные картины и панно. Триптих— произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Цветы. Поле. Море.
Практика: Выполнение зарисовок осеннего пейзажа с натуры, по памяти. Мир животных. Выполнение натюрморта «Яблоки, груша и вишня» с натуры. Работа над сюжетной композицией: идея, тема, сюжет, мотив в картине. Наброски и зарисовки птиц и зверей. Выполнение изображения кошки. Выполнение этюда «Кошка с котятами» на основе набросков, фото, зарисовок (гуашь, акварель). Триптих. Цветы. Поле. Море.
Выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».
Раздел 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Темы: Теория: Техника выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела. Конструирование с помощью шаблона. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея. Технологические карты и операции. Сложный шаблон. Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки. Чертеж.
Практика: Изготовление изделий простой конструкции. Соединение деталей и сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д. Самостоятельная сборка и оформление полученных изделий.
Выставка внутри объединения «Волшебная мастерская».
Раздел 4. Лепка
Теория: Сюжетная лепка «Любимый мультипликационный герой». Лепка по представлению «Сказочный герой». Изучение композиции в скульптуре. Композиция в объёме «На лесной поляне». Декоративная лепка «Петушок». Предметная лепка «Ваза с декором». Закрепление знаний и умений в работе с барельефом. Рельефная лепка.
Практика: Создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами. Лепка скульптурных групп из двух - трех фигур, укрепление на общем основании, передача пропорции, движения, характера образа «На лесной поляне». Создание объёмной композиции на плоскости. Декоративная лепка по мотивам народных сюжетов. Украшение, декорирование с помощью узоров и орнаментов растительного и предметного характера. Предметная лепка с натуры вазы. Передача сходства в форме, пропорциях, существенных деталях. Рельефная лепка.
Раздел 5. Декоративно–прикладное творчество
Темы: Теория: Знакомство с техникой коллаж в декоративно – прикладном искусств. Роль композиции при создании коллажа. Концепция. Эскиз. Работа с использованием изображения городского пейзажа, газетных вырезок, фотографий, и т. д. Выставка в центре детского творчества.
Практика: Выполнение композиций в технике коллаж
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
Учебный план 3 года обучения. Базовый уровень.
№ | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос. Входная диагностика |
2 | Основы изобразительного искусства | 46 | 12 | 34 | Выставка, анализ выполнения практических работ |
3 | Конструирование и моделирование из бумаги и картона | 34 | 10 | 24 | Промежуточная аттестация, Выставка, анализ выполнения практических работ |
4 | Лепка | 46 | 10 | 36 | Выставка, анализ выполнения практических работ |
5 | Декоративно–прикладное творчество | 16 | 5 | 11 | Выставка, итоговая аттестация. |
6 | Воспитание | 72 | 21 | 51 | Игра-викторина. |
| Итого: | 216 | 59 | 157 |
|
Содержание 3 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Содержание третьего года обучения в объединении «Волшебная мастерская». Повторение правил по ТБ при работе с инструментами и оборудованием, общих правил поведения в ЦДТ, в группе и на занятиях.
Практика. Опрос. Просмотр летних работ учащихся.
Раздел 2. Основы изобразительного искусства
Теория: Пейзажный жанр в живописи. Этюды пейзажа с домами и улицами. Анализ особенностей пейзажной живописи. О свойствах цвета. Натюрморт из фруктов. Портрет. О портрете головы в разных поворотах. Фигура человека. Человек в движении. Интерьер, детская комната. О дизайне современного интерьера. Интерьерные картины и панно. Объемное рисование. Текстурная живопись. Материалы и техники. Инструменты и приспособления. Горы. Цветок. Рыбки.
Практика: Выполнение этюдов пейзажей в разное время года. Выполнение этюда натюрморта с фруктами. Выполнение этюдов портрета головы в разных ракурсах. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты. Рисование с использованием в работе художественных текстурных паст, которые придают объем работам. (Горы. Цветок. Рыбки.)
Подведение итогов: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская», участие в выставках ЦДТ, города.
Раздел 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Темы: Теория: Повторение и закрепление знаний детей о «чертеже» и его особенностях. Знакомство с приемами творческой деятельности, технология создания эскиза.
Практика: Планирование, разметка, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Обозначение линий сгиба на развертках, контроль деталей с помощью линейки. Самостоятельное создание эскизов, выполнение творческих работ.
Итоговое занятие по разделу: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская», участие в выставках ЦДТ, города.
Раздел 4. Лепка
Теория: Объёмная лепка «Улитка», «Мухомор». Подбор иллюстративного материала, фотографий. Творческая работа из скульптурного пластилина или глины. Поиск образов персонажей композиции. Выполнение композиции – животные: «Медведь», «Жираф», «Заяц» и т.д. Знакомство с каркасом. Знакомство с запекаемой полимерной глиной (основные секреты работы с пластикой). Подбор иллюстративного материала.
Практика: Выполнение пластического решения с учетом кругового объёма. Выполнение эскиза. Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление умений. Технические особенности изготовления объёмной фигуры с каркасом. Поэтапное выполнение лепки различных персонажей к сказке по выбору. Оформление и декорирование кружки любимым персонажем, учащиеся реализуют свои художественные идеи, приобретают навыки работы в лепке из полимерной глины.
Раздел 5. Декоративно–прикладное творчество (14ч.)
Темы: Теория: Знакомство с техникой стилизация в декоративно – прикладном искусстве. Средства и приемы стилизации. Стилизация природных форм. Силуэт. Геометрические фигуры. Линия. Орнаментальные украшения и декор. Выставка.
Практика: Выполнение творческих работ в технике стилизация.
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
Планируемые результаты
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Предметные: | ||
Учащиеся будут знать: -отличительные признаки жанров изобразительного искусства и видов декоративно- прикладного творчества; -особенности работы над пейзажем, натюрмортом, объектами живой природы; -основы цветоведения (теплые и холодные, светлые и темные цвета); - овладеют основными приемами лепки (пластилин, глина); - выполнять простейшие композиции из бумаги и картона | Учащиеся будут -основные виды, - различные -уметь изображать с натуры предметы (объекты) окружающего мира; использовать инструкционные карты, чертежи и схемы, шаблоны для создания моделей. | Учащиеся будут знать: - технологически верно выполнять изделия в изученных техниках;
|
Метапредметные: | ||
- развита мотивации к художественно - эстетической деятельности, потребность в саморазвитии, самостоятельности, активности. | Учащиеся будут | Учащиеся будут -организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; -разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность; |
Формы организации занятий
Преподавание по программе предусматривает использование разнообразных форм проведения занятий: (фронтальные, индивидуальные, групповые), а также активных форм обучения: дискуссий, ролевых игр, исследовательских работ, самонаблюдений, просмотра и обсуждения кино - и мультфильмов, защиты творческих работ. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования.
Программой предусмотрены различные формы организации образовательного процесса: учебное занятие, творческая мастерская, экскурсия, конкурс, викторина, мастер- класс, выставка.
Воспитание
Цель: развитие личности учащихся, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в коллективе и социуме
Задачи:
-воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-формировать устойчивую мотивацию к творческой деятельности и активному отдыху;
-развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
- формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
-воспитывать у учащихся чувство инициативности, ответственности;
-способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни;
-воспитывать уважительное отношение к людям, к традициям социума, к семейным ценностям.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания:
● гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
● патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
● духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
● эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
● физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
● трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
● экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
● ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом и общественных потребностей.
Формы организации воспитания
Праздники, фестивали, акции, игровые программы, конкурсы, квесты, интеллектуальные игры, выставки, экскурсии, викторины, творческие мастерские, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, индивидуальные формы, беседы, консультации, наставничество, развитие рефлексии. Организация совместных досуговых мероприятий - творческие мастерские, мастер-классы, вовлечение родителей и детей в совместную деятельность. Родительское собрание.
Календарный план воспитательной работы в Приложение 2
Планируемые результаты воспитания учащихся:
У учащихся будут:
-развиты коммуникативные качества, уверенность в себе, умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
-сформированы способности к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
-сформированы потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
-произойдёт личностный рост учащихся путём раскрытия творческих и организаторских способностей;
- сформировано уважительное отношение к людям, к традициям социума, к семейным ценностям.
Для мониторинга личностных качеств учащихся, применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой. ( Приложение 3В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы:
Активность, организаторские способности.
Коммуникативные навыки, коллективизм.
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Нравственность, гуманность.
Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Данный мониторинг позволяет выявить детей с низким уровнем развития личностных качеств в целом или по отдельным критериям. Это служит базой постановки новых целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. В качестве метода диагностики личностных изменений детей используется наблюдение.
Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение
Местом проведения занятий является помещение МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго.
Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:
-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, образцов изделий, оформленные стенды,
-аудио и видео аппаратура, компьютер;
Материалы и инструменты (в достаточном количестве на учащихся):
- Цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, клей ПВА, клей – карандаш, клей «Момент», фломастеры, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, акварель, краски гуашевые, пластилин, гелиевые ручки, восковые мелки, пастель, фломастеры, полимерная глина, акриловые краски, кисти, ножницы, канцелярский ножи, салфетки, линейки, угольники, альбомы, рамки, картонные коробки, термопистолет.
Информационное обеспечение:
-специальная и методическая литература (см. список литературы), презентации и мастер-классы, викторины.
– стенды (Правила техники безопасности; демонстрационные работы и образцы; коллекция цветовой гаммы бумаги и др.);
– инструкционные карты и схемы (цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры), чертежи и шаблоны поделок, иллюстрации животных и цветов.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования Касьянова Светлана Львовна.
Курсы повышения квалификации по темам:
-«Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации ФГОС»;
-«Развитие soft skills в системе дополнительного образования детей»;
-«Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации»;
-«Оказание первой помощи в образовательной организации»;
-«Профилактика террористических и экстремистских проявлений в образовательном учреждении, а также проявление их идеологии»;
-«Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей»;
-«Организация досуговой деятельности учащихся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы»;
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС»
«Современные подходы к профессиональной деятельности педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности»
Форма аттестации
Результаты отслеживания осуществляются путем проведения входного, промежуточного и итогового этапов диагностики.
Входная диагностика проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки учащихся к обучения, то есть начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа аттестации – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения учащимися учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням: низкий, средний и высокий,
Основный принцип контроля – сравнение результатов учащегося с его собственными, предыдущими результатами от темы к теме, от года к году.
Формы представления результатов
Формами предоставления результатов усвоения программы являются тесты по разделам программы, конкурсно-развлекательные и творческие мероприятия, наблюдение педагога за работой учащегося, выставки работ по результатам усвоения темы, выставки детского творчества муниципального, регионального и федерального значения.
Оценочные материалы
В процессе обучения у учащихся по данной программе отслеживаются три вида результатов:
-текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
-промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
-итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
-через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
-через отчётные просмотры законченных работ.
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» ( Приложение 4)
Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:
- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети будут знать»;
- владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета.
Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети будут уметь”.
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.
- творческие навыки обучающегося – креативность в выполнении практических заданий
Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. В этой группе представлены:
- учебно-интеллектуальные умения
-учебно-коммуникативные умения
-учебно-организационные умения и навыки
Определяются достижения учащихся при помощи диагностических методик.
Диагностические задания для определения творческих и изобразительных способностей ( Приложение 5):
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П. Торренса).
Методические материалы
Принципы реализации программы
В основе программы «Волшебная мастерская» лежат следующие принципы:
•Развивающего и воспитывающего обучения – достижение цели всестороннего развития личности.
•Доступности – программа «Волшебная мастерская» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала).
•Сотрудничество – объединение целей учащихся и педагога, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь.
•Принцип наглядности данной программы – обучение проводится на конкретных образцах (образцы изделий, практические упражнения, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения).
Интеграция различных видов и форм обучения:
Для успешной реализации данной программы используются разные методы и формы занятий, которые помогают сформировать устойчивый интерес к разным видам деятельности. Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причём большее количество времени занимает практическая часть. Выбор метода или приёма обучения осуществляется в зависимости от содержания занятия.
В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования, творческие мастерские, исследование, беседы, мастер-классы, проекты и другие. Такие занятия способствуют творческому развитию учащихся. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой и т. д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, образцов; наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала.:
-объяснительно-иллюстративный - учащиеся дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный (работа по образцам) - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий) - участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также других материалов для работы) опора на собственный опыт решения творческих задач, создание проблемных ситуаций;
- проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творческой (творческие задания, эскизы, проекты);
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы в группах
-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем обучения в сотрудничестве и другие.
Основным методом проведения занятий по программе является практическая работа по выполнению рисунка, живописи, изделий посредством лепки, декоративно- прикладного творчества и т.д.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
с учащимися: практическое занятие, беседа, инструктаж, демонстрационный показ.
с родителями: программа предусматривает планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьёй каждого учащегося;
объединение усилий для творческого развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, тематические выставки, совместные праздники, анкетирование, книга отзывов, экскурсии.
Таким образом, совместная деятельность педагога и семьи способствует повышению у родителей заинтересованности интересов детей и формированию взаимодействий всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагога.
При работе используются различные педагогические технологии:
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять учащихся по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого учащегося.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в своей работе использую следующие современные образовательные технологии:
Технологии личностно ориентированного обучения направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Технология индивидуализации обучения. Главным достоинством индивидуального обучения считаю то, что оно позволяет мне адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Технология коллективной творческой деятельности - организую выставки, праздничные и игровые мероприятия, акции, турниры-викторины, театрализованные постановки. КТД технологии обладают богатейшими возможностями для развития у учащихся таких качеств личности, как целеустремленность, наблюдательность и любознательность, творческое воображение.
Здоровьесберегающие технологии позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что способствует сокращению числа пропусков занятий по болезни.
Технология проблемного обучения Из безусловных плюсов технологии проблемного обучения – возможность варьировать сложность задания от постановки проблемных вопросов до самостоятельного выявления учащимися проблемы и ее решения. Актуальность использования технологии проблемного обучения состоит в том, что в отличие от традиционного, оно ставит учащихся в активную позицию, доставляет радость самостоятельного поиска и открытия знаний, и обеспечивает развитие их творческой активности.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся на занятиях. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребёнка складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Проектные технологии делают занятие более современным, увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Активное внедрение информационных и коммуникационных технологии в процесс обучения активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.Занятия для учащихся в объединении на базе использования информационных и коммуникационных технологии позволяют достичь более быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет: акцентирования на интересы учащихся; создание мотивационно - проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы; подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий. Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Список литературы
Литература для педагога:
Бондаренко О. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки. Ярославль: Академия развития, 2010
О.Белякова «Подарки своими руками» Москва 2008
Гагарин, Б. Г. «Бумагопластика: учебное пособие» Сп.-б.: Феникс, 2009
Зайцева А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. М.: Эксмо, 2010
Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
Стрелкин В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. М.: Просвещение, 2013.
Программа изобразительного искусства и художественный труд» - Неменский М.Б., М., 1990
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство» - Дрофа. М., 2002
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Питер, 2009. -688с.
Литература для учащихся:
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000
Морган С. «Научитесь лепить подарки», Минск, 2003г.
Румя Вохринцева С. Гжель. Учимся рисовать, 2005
«Основы рисунка» - Н.М. Сокольникова -1996 год
«Основы живописи» - Н.М. Сокольникова -1996 год
«Основы композиции» - Н.М. Сокольникова -1996 год
Вохринцева С.В. Мезенская роспись. Учимся рисовать, 2005
Вохринцева С.В. Полхов-майданская роспись. Учимся рисовать, 2005
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Учебное пособие, 2009
Интернет ресурсы:
«Мультиурок» портал для учителей https://multiurok.ru/ ,
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/user/1090282 ,
Интернет-портал «Внешкольник» http://www.dop-obrazovanie.com/ ,
Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет www.pesdovet.su ,
«Современный учительский портал» https://easyen.ru/ ,
«Алые паруса» проект для одаренных детей https://nsportal.ru/ap ,
Образовательный портал «Инфоурок» https://infourok.ru/
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/ «КУЛЬТУРА.РФ»
https://www.art-spb.ru/article/137 Техники изобразительного искусства
http://stranamasterov.ru/ Страна мастеров
https://www.pinterest.ru/Пинтерест
http://ru-kusudama.livejournal.com/ Кусудамы и многогранники
http://www.origami-club.com/ Оригами клуб
http://kartonkino.ru/Картонкино
https://mychildroom.ru/handmade Творчество с детьми
https://moy-karapuzik.ru/category/69/Мой карапузик
http://semeynaya-kuchka.ru/category/igry-i-podelki/podelki-iz-bumagi/ Семейная кучка
https://www.maam.ru/МААМ.RU
http://sdelaj-sam.co Сделай сам
https://www.detiam.com/Детский сайт Пчелка
https://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka Ярмарка мастеров
Сборник психологических игр и упражнений на самопознание: http://tak-to-ent.net/load/100
Приложение 1
Календарный учебный график
№
| Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | |||
всего | теория | практика | ||||||
| Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
| |||
1 |
| ТБ при работе с инструментами и оборудованием. Знакомство с программой «Волшебная мастерская». Выполнение зарисовок на тему «Ежик в осеннем лесу». | 2 | 1 | 1 | Традиционное | опрос Мониторинг | |
| 2. Основы изобразительного искусства | 40 | 12 | 28 |
| |||
2 |
| 1.Изобразительное искусство. Узнаваемый образ действительности. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | обсуждение | |
3 |
| 2.Объективно существующие качества реального мира: объём, цвет, пространство, материальная форма предметов и световоздушная среда. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | обсуждение | |
4 |
| 3.Знакомство с цветовым кругом, основными и составными цветами | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | обсуждение | |
5 |
| 4.Смешивание красок и получение дополнительных цветов. | 2 |
| 2 | Комбинированное Урок-игра | Анализ работ, обсуждение | |
6 |
| 5.Построение натюрморта. | 2 |
| 2 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
7 |
| 6.Построение натюрморта. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская Урок-игра | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
8 |
| 7.Построение пейзажа. | 2 |
| 2 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
9 |
| 8.Построение пейзажа. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская
| Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
10 |
| 9.Знакомство с основами линейной и воздушной перспективы. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
11 |
| 10.Знакомство с сюжетной композицией | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
12 |
| 11.Сюжетная композиция: идея, тема, сюжет, мотив в картине | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
13 |
| 12.Основные законы композиции (центр, симметрия, асимметрия, первый план, второй план и т.д.). | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
14 |
| 13.Возникновение, формирование и художественное воплощение творческого замысла | 2 |
| 2 | Урок-игра | Анализ работ, обсуждение | |
15 |
| 14.Значение творческо-поисковой деятельности. | 2 | 1 | 1 | Урок-игра | Анализ работ, обсуждение | |
16 |
| 15.Этапы ведения творческой работы. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
17 |
| 16.Воплощение основной цели эскизов и задачи, решаемые в них | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
18 |
| 17.Выполнение зарисовок по замыслу | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
19 |
| 18.Знакомство с нестандартной техникой «Монотипия», способами и последовательностью выполнения работы. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
20 |
| 19.Знакомство с нестандартной техникой «Монотипия», способами и последовательностью выполнения работы. Изготовление подарков на «День Матери». | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
21 |
| 20.Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская» | 2 | 1 | 1 | Выставка
| Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
| 3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона | 40 | 12 | 28 |
| |||
22 |
| 1. Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Изготовление поделки «Черепашка». | 2 | 1 | 1 | Традиционное | Обсуждение анализ работ | |
23 |
| 2. Приемы симметричного вырезания. Изготовление поделки «Золотая рыбка». | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
24 |
| 3 Вырезание геометрических фигур и предметов простой и сложной формы. Подарочная коробочка. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
25 |
| 4. Знакомство с операциями: разметка по линейке, сравнение с образцом. Закладка. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
26 |
| 5. Техника выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (куб, конус) | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
27 |
| 6. Конструирование с помощью шаблона. Открытка «Цветок». | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
28 |
| 7. Конструирование с помощью шаблона. Облако. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
29. |
| 8. Конструирование с помощью шаблона. Знакомство с техникой паперкрафт. Домик | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
30 |
| 9. Конструирование с помощью шаблона. Знакомство с техникой паперкрафт. Карандашница. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
31 |
| 10. Изготовление поделок для новогоднего оформления (снежинки, елочные игрушки, гирлянды...) | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
32 |
| 11. Выполнение подарков к Новому году. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение Мониторинг | |
33 |
| 12. Конструирование с помощью шаблона. Паперкрафт. Животные. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, обсуждение | |
34 |
| 13. Конструирование с помощью шаблона. Паперкрафт. Машины. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
35 |
| 14. Конструирование с помощью шаблона. Паперкрафт. Рыбки. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, обсуждение | |
36 |
| 15. Композиции в бумажной пластике. Аквариум. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
37 |
| 16. Аппликация из гофрокартона «Натюрморт». | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, обсуждение | |
38 |
| 17. Объемная аппликация. Дерево. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
39 |
| 18. Объемная аппликация из надрезанных кружков. Ветка сакуры. Коллективная работа. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
40 |
| 19. Выполнение работ по выбору детей | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
41 |
| 20. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская» | 2 |
| 2 | Выставка
| Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
| 4. Лепка | 46 | 16 | 30 |
| |||
42 |
| 1. Лепка - материалы и техники, инструменты и приспособления. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное
| Обсуждение | |
43 |
| 2. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография». | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
44 |
| 3. Выразительный образ посредством цвета | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
45 |
| 4. Прием «вливание одного цвета в другой. «Аквариум» | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
46 |
| 5. Пластилинография. Пейзаж. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
47 |
| 6. Пластилинография. Натюрморт. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
48 |
| 7. Анималистическая картина - создание выразительного и интересного сюжета в полуобъёме. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, обсуждение | |
49 |
| 8. Изготовление подарков к празднику «8 Марта» | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
50 |
| 9. Выразительность через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
51 |
| 10. Знакомство с запекаемой полимерной глиной (основные секреты работы с пластикой).. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
52 |
| 11.Поэтапное выполнение лепки различных персонажей к сказке по выбору. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
53 |
| 12.Поэтапное выполнение лепки различных персонажей к сказке по выбору. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
54 |
| 13.Оформление и декорирование кружки любимым персонажем
| 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская
| Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
55 |
| 14.Знакомство с новым пластическим материалом– скульптурный пластилин. «Барельеф», работа с эскизами, перенос рисунка на плоскость. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
56 |
| 15.Скульптурный пластилин. Основные приемы и способы работа с объёмом. Лепка животных. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
57 |
| 16.Изучение лепки объемных предметов. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
58 |
| 17.Изучение композиции в скульптуре. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
59 |
| 18.Закрепление знаний и умений в работе с барельефом. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
60 |
| 19.Барельеф, тема по выбору. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
61 |
| 20.Соленое тесто. Рецепты. Приготовление Способы окрашивания. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
62 |
| 21. Соленое тесто. Лепка | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
63 |
| 22. Выполнение работ по выбору детей. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
64 |
| 23.Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Волшебная мастерская» | 2 |
| 2 | Выставка
| Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
|
| 5. Декоративно–прикладное творчество | 14 | 4 | 10 |
|
| |
65 |
| 1.Знакомство с различными видами техник в декоративно – прикладном искусстве: Витраж, Стилизация, Коллаж. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
66 |
| 2. Витраж, работа с эскизами, гуашью. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
67 |
| 3. Витраж, работа с эскизами, гуашью. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
68 |
| 4. Стилизация, работа черной гелиевой ручкой, тушью, цветными карандашами. | 2 | 1 | 1 | Комбинированное | Анализ работ, обсуждение | |
69 |
| 5. Стилизация, работа черной гелиевой ручкой, тушью, цветными карандашами. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
70 |
| 6. Коллаж, работа с использованием изображения городского пейзажа, газетных вырезок, фотографий. | 2 | 1 | 1 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
71 |
| 7.Выполнение работ по выбору детей. | 2 |
| 2 | Творческая мастерская | Анализ работ, самоанализ, обсуждение | |
| 6. Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| |||
72 |
| Выставка в центре детского творчества. | 2 | 1 | 1 | Выставка | Анализ работ, самоанализ, обсуждение, мониторинг | |
| Итого: | 144
| 46 | 98 |
|
Приложение 2
Календарный план воспитательной работы
Срок прове-дения | Направление воспитательной деятельности | Название мероприятия, события | Форма проведения мероприятия, события |
| |
Кол-во часов | |||||
Сентябрь | Гражданское | «Неопознанный предмет» | Игра-тренировка | 1 | |
Эстетическое | «Осень золотая» | Выставка осенних поделок и рисунков | 1 | ||
Физическое | «По тропинке, по дорожке» | Поход в лес | 3 | ||
Экологическое | «Копилка добрых дел» | Озеленение кабинета | 1 | ||
Октябрь | Эстетическое | «Осенний марафон» | Конкурсно-игровая программа | 3 | |
Физическое | «Осень» | Квест | 3 | ||
Экологическое | «Природные фантазии» | ворческая мастерская | 1 | ||
Трудовое | «Профессия педагог» | Информационный час | 1 | ||
Ноябрь | Гражданское
| «Правила поведения при угрозе террористического акта» | Учебная тренировка | 1 | |
Патриотическое | «Когда мы едины!» | викторина | 1 | ||
Духовное и Нравственное | «День матери» | Программа, посвященная Дню матери | 3 | ||
Физическое | «ЗОЖ-знак качества жизни» | обсуждение | 1 | ||
Экологическое | «Птичья столовая» | творческая мастерская по изготовлению кормушек для птиц | 1 | ||
Познавательное | «Знайка-всезнайка» | интеллектуальная игра | 2 | ||
Декабрь | Духовное и Нравственное | «День именинника» | Игровая программа | 3 | |
Эстетическое | «Новый год к нам идет» | Праздничное мероприятие | 3 | ||
Физическое | «Новогодний переполох» | Веселые старты | 3 | ||
Трудовое | «Азбука профессий» | Круглый стол | 1 | ||
Экологическое | «Покормите птиц зимой» | Природоохранительная акция (декабрь-март) | 3 | ||
Познавательное | «Зимние приключения» | познавательная игра | 1 | ||
Январь | Гражданское | «Дети и терроризм» | урок безопасности | 1 | |
Духовное и Нравственное | «Зимние приключения» | игровая программа | 3 | ||
Физическое | «Ступени, ведущие вниз» | Круглый стол | 1 | ||
Февраль | Гражданское | «Спасатели» | Игровая программа | 3 | |
Физическое | «23 февраля» | Спортивно – игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества | 3 | ||
Экологическое | «Эко-кормушки» | Мастерская | 1 | ||
Познавательное | «Интеллектуальный марафон» | интеллектуальная игра | 2 | ||
Март | Гражданское | "Незнакомец. Опасные предложения" | Обсуждение | 1 | |
Эстетическое | «Женский день» | Творческая мастерская | 1 | ||
Духовное и Нравственное | «8 марта» | Конкурсно-игровая программа | 3 | ||
Трудовое | «Семейные династии: любовь к профессии по наследству» | урок - профпросвещение | 1 | ||
Экологическое | «Это земля – твоя и моя» | Турнир знатоков природы | 1 | ||
Апрель | Гражданское | «Безопасная весна» | информационный час | 1 | |
Патриотическое | «Космос» | Конкурс рисунков | 1 | ||
Трудовое | «Все профессии важны» | Обсуждение | 1 | ||
Физическое | «Весенний марафон» | квест | 3 | ||
Познавательное | «Вселенная необыкновенная» | Интеллектуальный марафон | 1 | ||
Май | Гражданское | «Безопасность в сети», «Безопасность на дорогах» | Уроки безопасности, викторина | 2 | |
Патриотическое | «Победный май» | Выставка рисунков | 1 | ||
Эстетическое | «Чему мы научились» | Выставка поделок и рисунков | 1 | ||
Физическое | «Страна игр» | Квест | 3 | ||
Всего | 72 |
Приложение 3
Мониторинг развития качеств личности учащихся
по дополнительной образовательной программе «Волшебная мастерская»
Качества личности | Признаки проявления качеств личности | |||
ярко проявляются 3 балла | проявляются 2 балла | слабо проявляются 1 балл | не проявляются 0 баллов | |
1. Активность, организаторские способности | Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. | Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. | Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. | Пропускает занятия, мешает другим. |
2. Коммуникативные навыки, коллективизм | Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. | Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. | Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. | Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность | Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. | Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. | Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. | Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность | Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, | Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. | Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. | Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности | Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий. | Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
| Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
| В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |
Приложение 4
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе «Волшебная мастерская»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | число баллов | Методы диагностики | |
Теоретическая подготовка | |||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | -практически не усвоил теоретическое содержание программы; -овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; -объем усвоенных знаний составляет более ½; -освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. | |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | -не употребляет специальные термины; -знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; -сочетает специальную терминологию с бытовой; -специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | 0 1 2 3
| Наблюдение, собеседование | |
Практическая подготовка | |||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | -практически не овладел умениями и навыками; -овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; -объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; -овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0 1 2 3
| Наблюдение, контрольное задание | |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | -не пользуется специальными приборами и инструментами; -испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; -работает с оборудованием с помощью педагога; -работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание | |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | -начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; -репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; -творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; -творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 0 1
2
3 | Наблюдение, контрольное задание | |
Основные компетентности | |||||
Учебно-интеллектуальные Подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и работе с литературой | -учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; -испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; -работает с литературой с помощью педагога или родителей; -работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 0 1
2 3 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ | |
Пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше
| | ||
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше | | ||
Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
| Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | -объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; -испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; -слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; -сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. | 0 1 2
3 |
| |
Выступать перед аудиторией
| Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации
| -перед аудиторией не выступает; -испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; -готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; -самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. | 0 1 2 3 | ||
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения | Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств | -участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; -испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; -участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; -самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. | 0 1 2 3 | ||
Организационные Организовывать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой | -рабочее место организовывать не умеет; -испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; -организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; -самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой | 0 1 2 3 | Наблюдение
Наблюдение, собеседование | |
Планировать и организовать работу, распределять учебное время
| Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время | -организовывать работу и распределять время не умеет; -испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; -планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; -самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. | 0 1 2 3 | ||
Аккуратно, ответственно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | -безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; -испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; -работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; -аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. | 0 1 2 3 | ||
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности
| Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | -правила ТБ не запоминает и не выполняет; -овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; -объем усвоенных навыков составляет более ½; -освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. | 0 1 2 3 |
Приложение 5
Диагностические задания для определения творческих и изобразительных способностей.
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.
Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,
придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество задействованных элементов.
Разработанность - количество значимых деталей
Оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям: Оригинальность:
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название:
0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П. Торренса).
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий. Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуйте как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.
Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность - количество деталей.
Название - Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению даны- хороший – сильный, здоровый – легкий, чистый – черный, пустой – чужой, далеко – смелый.
Оригинальность - по 3-бальной системе.
31