СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древняя Индия . Урок в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древняя Индия . Урок в 5 классе.»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ящиковская средняя школа № 15 имени Виктора Котилевского»










Открытый урок

«Древняя Индия»









Подготовила:

учитель истории

Чумак Лариса Ивановна













2021 г.

Тема: Древняя Индия.


Цель урока: Познакомить обучаемых с одной из великих цивилизаций древности-индийской.

Задачи:

Образовательная:

 Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умений у обучаемых работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; развивать навыки анализа, оценки исторических явлений и событий; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания; знать и применять новые исторические понятия и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Метапредметные: способствовать овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний; сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладение приемами систематизации знаний; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Мотивационно-целевой этап


Ребята, многие из вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. (звучит индийская мелодия)

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: Конечно же, это Индия.
Прежде, чем мы начнем знакомство с Индией, давайте вспомним страны, которые мы уже изучили.

3. Актуализация опорных знаний.

- Какую страну древности называли страной двух рек?

- Между какими двумя реками она располагалась?

- Какую страну называли «даром Нила»?

- Какие государства находились на восточном побережье Средиземного моря?

- Царя какой державы называли «царем царей»?

- Где был изобретен первый алфавит?

- Чем он отличался от современного алфавита?

- Как называется и где была создана первая часть Библии?


4. Изучение нового материала

- Предположите, с чего мы начнем знакомство с Индией?

Мы сегодня познакомимся с животным и растительным миром, узнаем, чем занимались жители Древней Индии и во что верили. К тому же нам стоит поучиться у них бережному отношению ко всему живому.

Итак, тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии». (слайд № 1)

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие. Перед тем, как отправиться в путешествие, надо продумать маршрут, все спланировать и ничего не забыть. Откройте тетради (сегодня это ваши дневники путешественников) и запишите тему и план заочной экскурсии (записи в тетрадях).

В ходе экскурсии нам необходимо решить задачу: «Почему древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной?» (слайд № 2)

Чтобы лучше ориентироваться в чужой стране нужно взять карту. (слайд № 3) Проверьте, у всех ли она есть. (Учащиеся открывают учебник на стр. 96).

Самостоятельная работа.

- Прочитайте пункт 1 параграфа 20 «Природа и люди Древней Индии»



Работа в группах.

1 группа подготовит ответы на вопросы: «Где расположена Индия?» и «Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?»

2 группа ответит на вопросы: «Какие горы защищают Индию с севера?» и «Как они влияют на климат Индии?»

3 группа- «Какие крупные реки текут по территории Индии?» и «Где они берут начало и куда впадают?»

4 группа – «Как ведут себя эти реки в июле и августе?» и «В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали такое явление?»

(Ответы учащихся по группам. Работа с картой в учебнике и настенной картой)

Дополнение учителя.

- Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга два месяца подряд льют дожди и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. Как называются эти леса?

(Ответ детей: джунгли.)


-А теперь заполните контурную карту

Джунгли не похожи на наши леса. (слайд № 4) Поднимите руки, кто из вас был в лесу? Чем вы там занимались и что видели? (Собирали грибы, ягоды, видели много деревьев). Скажите, пожалуйста, сквозь кроны деревьев вы видели небо? Солнце туда проникает? (Да, в лесу днем светло).

- Давайте заглянем в джунгли. Откройте учебник на странице 97, Татьяна будет нашим проводником, она поведет нас в джунгли, но для безопасности давайте произнесем заклинание, которое знают все жители джунглей и, следовательно, нас не тронут их обитатели. Во всяком случае, его произносил герой Р. Киплинга из «Книги джунглей» Маугли, когда ему угрожала опасность. Помните?
«Мы с тобой одной крови».

 (Ребята дважды произносят заклинание, ученики читают текст учебника, слушают сообщение ученицы о джунглях).

Путешественник, побывавший здесь до нас, утверждал, что в джунглях человек не умрет от голода. Как вы думаете, он прав? (Да, он прав, в джунглях много бананов, кокосов, плодов манго, сладких корешков).

Чтобы дополнить картину животного мира прочитайте отрывок из древнеиндийской поэмы «Махабхарата» и назовите обитателей джунглей:
«…В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
и светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями, ярко блестя, попугаи».

Пока мы набираемся сил перед новой экскурсией, вы, используя карту и опорные карточки, выполните задание:


Самостоятельная работа.

1. Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Климат полуострова очень _________________и_________________. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –__________________. Там водится множество__________ и__________.  Здесь живут огромные__________, страшные ___________, ловкие _____________, ядовитые___________________.

Слова для справок: влажный, птиц, слоны, змеи, джунглями, жаркий, обезьяны, тигры, зверей.


Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Климат полуострова очень жаркий и влажный.  Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.   Там водится множество зверей и птиц.  Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.  


Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1). Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, закрываем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Шли мы по джунглям и вышли к поселку.

Самое время заглянуть в деревню. Поведет нас туда Настя. (Работа с учебником на стр. 97).
Вопрос: чем занимались жители Древней Индии? (слайд № 5)
(Собирательством, земледелием, скотоводством, охотой, ремеслом, добычей полезных ископаемых, рыболовством). – на доске прикрепляются карточки с названием этих занятий.

Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес и корчевать пни.

- Как вы думаете, из какого материала у них были изготовлены орудия труда? (из железа).

Как и в других странах люди овладели железом за тысячу лет до нашей эры. Определите, какой это был век? (решение задачи).

В III веке до н.э. все индийские племена объединил под своей властью царь Ашока. В наши дни изображения львов на колонне Ашоки стало государственным гербом Индии. (слайд № 6)

Первые города-государства (например, Мохенджо-Даро) возникли в долине реки Инд

Задача:

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану с кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тыс. до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

  • Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, первого путешественника, второго путешественника).


Импровизированная сценка 

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй, меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка. Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажи мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они вываривают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

Клеопатра: - Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

2 путешественник: Помилуй, меня! Это правда!

- Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками

Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивали диковинные культуры.

А еще древние индийцы приручали буйволов и слонов. (слайд № 7). Они были незаменимы в хозяйстве. Обладающих силой и выносливостью буйволов применяли для вспашки топких участков земли, к тому же они ели болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Слоны переносили тяжести и принимали участие в сражениях. Индийцы поклонялись слону как божеству: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. (слайд № 8). Они называли ее кормилицей и матерью. И в наше время в Индии корове разрешено все: бродить по улицам городов, есть фрукты с лотков и прилавков торговцев… Почему? (она дает молоко, из него делают кефир, масло, сметану, творог, а также согласно религии индусов-корова священное животное.).

Индийцы не ели и не едят говядину, а человека, убившего корову, считали страшным преступником.

Индийцы верили, что звери, птицы, насекомые, думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирают, он на самом деле не перестает жить, его душа переселяется в другое существо. Кем человек станет после смерти, зависит от тог, как он жил в этой жизни.
Если человек был пьяницей, то в следующей жизни он родится червяком, вор – крокодилом, обманщик – придорожным камнем.
Вера в переселение душ обязывала индийцев проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь если ты причинишь боль какому-нибудь маленькому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой сестры, ты причинишь ему боль…

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).
Учитель: Из священных книг индийцев видно, что они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия называется индуизм, которая сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.


Самостоятельная работа

На листочках выполнить задание. Впишите недостающие слова.

  1. Индия расположена на юге материка___________________________________

  2. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы_____________

  3. Берега Индии омывает ________________________________________ океан

  4. Самые многоводные реки Индии – это _________________________________

  5. Труднопроходимые леса называются __________________________________

  6. Основное занятие индийцев - _____________________________________

  7. Самое почитаемое животное в Индии __________________________________

Ребята, вас не смутило то, что, когда вы выполняли с\р, звучала музыка о нашей Родине. Чтобы это значило? Значит – нам пора возвращаться домой…

Нам осталось решить нашу основную задачу. Правы были древние греки, когда называли Индию «волшебной, сказочной страной» или нет?

(Да, Индия, действительно, «волшебная, сказочная страна»: в джунглях растут экзотические плоды, круглый год цветут цветы, на юге много драгоценных камней, всегда жарко, там выращивают сахарный тростник и хлопчатник, много необычных зверей и птиц).

5. Рефлексия

- Молодцы, ребята, хорошо поработали на уроке.

Закончите предложения:

  • 1. Сегодня на уроке я узнал(а)…

  • 2. Самым интересным на уроке было…

  • 3. Мне понравилось (не понравилось)…

  • 4. У меня получилось (не получилось)…

  • 5. Меня заинтересовало…

  • 6. Хотелось бы подробнее узнать о…

6. Домашнее задание

1. § 20, ответить на вопросы параграфа (устно)

2. Написать письмо своему другу, поделиться впечатлениями об Индии (по желанию)