СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно – нравственное воспитание школьников средствами искусства

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Просмотр содержимого документа
«Духовно – нравственное воспитание школьников средствами искусства»

Духовно – нравственное воспитание школьников

средствами искусства.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство.

Наиболее гибкими и подвижными дисциплинами в освоении социокультурных компетенций школьника можно считать предметы образовательной области «Искусство»: «Изобразительное искусство», «Музыка», Мировая художественная культура (МХК), литература. Цель преподавания в области «Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры.  

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Изобразительное искусство духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения. Музыкальное искусство – это один из средств, способствующих формированию и развитию духовности, нравственности и гуманности у школьников. Музыка направлена на познание внутреннего мира человека, его жизненных ценностей и ориентиров. Музыка способна отражать мир целостно и привносить в него добро и красоту.

На уроках МХК учащихся знакомятся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у обучающихся сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Мир искусства в перечисленных видах охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно.

Отталкиваясь от главной цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства.  Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Методика предметов по искусству направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:

– расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

– приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.

–ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.

– содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.

– воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.

- развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

- накопление багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.

Духовно-нравственное воспитание школьников происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках обучающиеся приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. На уроках искусства используются следующие методы:

- обращение к опыту учащихся;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- организационно-деятельностные игры (ОДИ);

- проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

- интеграция обучения.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

На уроках МХК используются различные формы и виды деятельности. Например:

-ОДИ (организационно-деятельностные игры), игровые ситуации;

-изобразительная деятельность;

-эмоциональное восприятие;

-коллективные творческие работы;

-инсценирование;

-написание рассказов, стихов, сказок, составление кроссвордов по пройденному материалу;

Большое значение уделяется интеграции содержания художественно-эстетического образования  школьников. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире в целом и мире искусства в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Принципиально значимым на уроках МХК, является способ воздействия на личность ребенка посредством восприятия художественных произведений.

Восприятие - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем. В духовно-нравственном воспитании восприятие является ведущим видом деятельности. Восприятие способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание и видение – требует специального внимания учителя и специальной организации урока. Именно поэтому на уроках МХК широко используются информационно-коммуникативные технологии (презентации с включением изобразительного ряда – репродукции картин, фотографий художников и композиторов, виртуальные экскурсии в музеи и театры мира, просмотр учебных фильмов и фрагментов из балетов, опер…), которые дают возможность создания «правильной»  эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» школьников в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Такие уроки оставляют у школьников ощущение праздника.

Урок - это не единственная форма духовно-нравственного воспитаниия.

Воспитание детей средствами искусства  включает в себя также общешкольные, классные мероприятия, экскурсии, беседы, посещение и участие в выставках, конкурсах, подготовка подарков для ветеранов, благотворительных мероприятиях в большем объеме, чем в школьной программе. Участие учащихся в выставках, конкурсах  тоже имеет воспитательную направленность. Подбирая тематику выставок и конкурсов, которые ориентированы на знакомство школьников с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.

Организация экскурсионной деятельности, посещение выставок помогает способствовать приобщения детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание уделяется национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но и самим побывать на  полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. После проведения экскурсии полезно в изобразительном творчестве предлагается новая тема, чтобы ребенок смог закрепить сформированное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность представить себя участником событий или в роли человека, о котором повествовала экскурсия.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми, запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.

Таким образом, предметная  образовательная область «Искусство» воздействует на внутренний мир учащегося, через раскрытие программного материала,  и прежде всего, способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно ‑ смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

 Темы, посвященные  изучению художественных традиций народов мира, рас­крытию их внутренней сущности и характерных осо­бенностей, предполагают реализацию через урочную и внеурочные виды деятельности (проектная деятельность и театрализованные праздники). Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным  традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.

В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур. На уроках МХК дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной  школе. Уроки в области «Искусство» призвано способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.

 

                                                                        









МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43

имени Г.К. Жукова» города Курска







Выступление на тему:

Духовно – нравственное воспитание школьников средствами искусства.









Учитель Козлова Ирина Александровна





Курск 2016