Эффективные приемы и методы, используемые на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Развитие познавательной активности - одно из важнейших требований современного процесса обучения, это требование жизни. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из самых актуальных проблем методики русского языка. Если ученик научится самостоятельно решать поставленные задачи, анализировать факты, делать сравнения и выводы, тогда можно говорить о сознательном освоении знаний, их прочности.
Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка и литературы в значительной мере определяется интересом и предметом. Интерес, как считают психологи, представляет собой своеобразный сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Психологи и педагоги рассматривают интерес как важнейший мотив учебной деятельности.
Задачей словесников, как и всех учителей, является стремление пробудить в детях жажду знаний, интерес к учебе, сделав ее увлекательной. Вселить в учеников уверенность в преодолении трудностей. Включать каждого из них в активную деятельность, применять эффективные приемы и методы на уроках.
Я «живу» в своей профессии. С годами выработался свой творческий стиль. Я постоянно в поисках новых форм работы. Мне важно, чтобы дети взглянули на себя внимательно, заинтересовались бы поиском своих нераскрытых возможностей. Важно помочь и воодушевить ребенка, создавать ситуации ощущения успеха. Эту цель преследуют такие виды работы :- интервью с самим собой;- конкурс ораторов (рассказ о себе; поздравление самому себе; школа будущего; мои знаменитые однофамильцы и др.) ;- литературные игры (« Ты – маленький принц », «Ты – художник », «Ты – кинорежиссер ») ;- «К барьеру!» - словесная дуэль ;- турнир знатоков литературы;- конкурс юных поэтов школы;- участие в выпуске рукописного журнала «Пегас» (девизы: «Пробуем перо!», «На крыльях Пегаса к вершинам Парнаса!»);
- конкурс сказателей – сказочников ;- «Маска, я вас знаю?!» (монологи героев)- сказка – экспромт(« Муха – Цокотуха », «Бармалей»)
Если у ребенка есть зачатки познавательного интереса, важным моментом является не втиснуть его в формальные рамки, а расширять его, находя новые пути, новые границы познавательных потребностей ученика. Эффективны такие приемы и методы, используемые мной на уроках русского языка и литературы:
- метод «Аквариум» (обсуждение проблем в малых группах);
- метод «Думательные шляпы» (работа в малых и больших группах);
- творческие командировки (работа в парах);
- система работы с притчами В.Сухомлинского;
- ролевые игры (встреча с литературным героем, словесная дуэль между героями и др.);
- практику-соревнование «Учимся говорить»;
- лексические игры («Переводчик», «Корректор», «Эрудит» и др.);
- конкурсы «Оживший вопрос», «Ожившая картина»;
- литературный магазин или бюро находок;
- святочные гадания «Раз в крещенский вечерок…»
- эпистолярный жанр (письмо писателя, литературному герою, жителям города-героя Керчи, Крыма и др.);
- парад грамотеев, литературных героев;
- уроки внеклассного чтения «В гостях у дедушки Крылова», «Здравствуй, сказка!», «Звучи, любимая строка»;
- словарная работа – игра «Молчанка»;
- «Волшебный ларец» (угадай 3 предмета);
- составление сенкана, ОС (опорной схемы);
- защита рисунка, афиши, проекта;
- презентации;
- интерактивные игры «Микрофон», «Снежный ком» и др.
- ассоциативные игры.
Одним из направлений моей работы по предмету является лингвистическое и литературное краеведение. На крыльях фантазии совершаем путешествие в прошлое и в будущее нашего древнего города. Интересно проходят конкурсы экскурсоводов, юных поэтов, защита проектов памятников, поисковая работа (сочинения «Моя родословная», «Ветеран в семье», «Семь чудес Керчи», «Что означает слово Аджимушкай?» и др.)
15 августа проводим с учащимися поэтические чтения у памятника великому русскому поэту А.С.Пушкину. В этот день в 1820 году поэт посетил наш город. Мы, керчане, гордимся этим.
Лингвистическое и литературное краеведение помогает воспитывать любовь и уважение к русскому языку и литературе, любовь к родному краю.
400 лет назад Коменский мудро сказал: «Учитель – мастер, уча всех, учит каждого в отдельности». Выполнению этой задачи подчинена моя работа по предмету.