СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приёмы и формы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы и формы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе»

2


Слайд 1

Разрешите представить свое выступление по теме: «Эффективные приёмы и формы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе »

Слайд 2

Тема актуальна. Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. В начальной школе учащиеся должны получить необходимые естественнонаучные знания, умения, навыки, дающие возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.

Слайд 3

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, любознателен.     

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательных программ.

Слайд 4

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального  общего образования в области  обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: 

   - сформированность уважительного отношения к России, к родному краю, природе нашей страны;

    - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы  и людей, норм  здоровьесберегающего  поведения в природной и социальной среде;

      - освоение доступных способов изучения природы и общества     - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

Слайд 4

В условиях  современной школы необходим межпредметный подход к  данной проблеме. 

 Слайд 5

Каждый учебный предмет вносит свой вклад.  Изучение экологии ведется на уроках « Окружающего  мира». На доступном учащимся уровне  рассматриваются связи между живой и неживой природой, между  природой и человеком. Естественно-научная грамотность выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее – выход за рамки своей родины.

Слайд 6

На уроке математики решаем задачи, природоведческого характера, отравляемся в экологические экспедиции, в которых работают научно-исследовательские группы: сравниваем продолжительность жизни отдельных животных, пород деревьев, их высоту и т. д.

Слайд 7

   В учебнике  русского языка, литературного чтения много текстов, дающих возможность проводить : 

-  этические беседы

-  мини-диспуты («За что я люблю весну (зиму, осень, лето)»

- сочинение по картине, на заданную тему

- работа с пословицами, поговорками,

- анализ   ситуаций, моральных норм  и правил  поведения в природе

- отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов и т. д. 

Слайд 7

Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребенком окружающего мира, природы. Обращение к произведениям поэтов, картинам художников создает эмоциональное настроение, которое способствует воспитанию любви к природе.

Слайд 8

Работа по формированию естественно-научной грамотности у детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях.

 Я выделяю следующие   направления работы:

 - Исследовательское направление - умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения.

- Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, экологические игры, игры- путешествия, праздники  («Золотая осень», «День здоровья» и др.)

- Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы) 

- Практическое направление

Никакая  деятельность в природе невозможна, если у школьников нет навыков ухода за растениями и животными.

Мы наблюдаем  за внешним видом, ростом цветочно – декоративных культур, проводим     

-сбор гербария

-практические работы

-благоустраиваем территорию школы

-изготавливаем кормушки

-наблюдаем  за птицами на кормушке , подкармливаем их

-ухаживаем за комнатными цветами

-сбор макулатуры

Экскурсии – позволяют более детально знакомится с природой родного края, его достопримечательностями, изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга.    

  Слайд 9

Таким образом, успешная реализация возможностей по формированию естественно-научной грамотности у учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеклассная работа, решение задач с соответствующим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя естественно - научные элементы. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, позволяют  формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.

Слайд 10

Спасибо за внимание!