2
Слайд 1
Разрешите представить свое выступление по теме: «Эффективные приёмы и формы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе »
Слайд 2
Тема актуальна. Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. В начальной школе учащиеся должны получить необходимые естественнонаучные знания, умения, навыки, дающие возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.
Слайд 3
Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, любознателен.
Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательных программ.
Слайд 4
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать:
- сформированность уважительного отношения к России, к родному краю, природе нашей страны;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Слайд 4
В условиях современной школы необходим межпредметный подход к данной проблеме.
Слайд 5
Каждый учебный предмет вносит свой вклад. Изучение экологии ведется на уроках « Окружающего мира». На доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Естественно-научная грамотность выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее – выход за рамки своей родины.
Слайд 6
На уроке математики решаем задачи, природоведческого характера, отравляемся в экологические экспедиции, в которых работают научно-исследовательские группы: сравниваем продолжительность жизни отдельных животных, пород деревьев, их высоту и т. д.
Слайд 7
В учебнике русского языка, литературного чтения много текстов, дающих возможность проводить :
- этические беседы
- мини-диспуты («За что я люблю весну (зиму, осень, лето)»
- сочинение по картине, на заданную тему
- работа с пословицами, поговорками,
- анализ ситуаций, моральных норм и правил поведения в природе
- отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов и т. д.
Слайд 7
Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребенком окружающего мира, природы. Обращение к произведениям поэтов, картинам художников создает эмоциональное настроение, которое способствует воспитанию любви к природе.
Слайд 8
Работа по формированию естественно-научной грамотности у детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях.
Я выделяю следующие направления работы:
- Исследовательское направление - умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения.
- Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, экологические игры, игры- путешествия, праздники («Золотая осень», «День здоровья» и др.)
- Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы)
- Практическое направление
Никакая деятельность в природе невозможна, если у школьников нет навыков ухода за растениями и животными.
Мы наблюдаем за внешним видом, ростом цветочно – декоративных культур, проводим
-сбор гербария
-практические работы
-благоустраиваем территорию школы
-изготавливаем кормушки
-наблюдаем за птицами на кормушке , подкармливаем их
-ухаживаем за комнатными цветами
-сбор макулатуры
Экскурсии – позволяют более детально знакомится с природой родного края, его достопримечательностями, изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга.
Слайд 9
Таким образом, успешная реализация возможностей по формированию естественно-научной грамотности у учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеклассная работа, решение задач с соответствующим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя естественно - научные элементы. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, позволяют формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.
Слайд 10
Спасибо за внимание!