СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические сказки, как средство развития творчества детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологические сказки, как средство развития творчества детей.»

Экологические сказки как средство развития творчества детей.


Проблема творчества вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людьми и детьми творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода. Творческие способности считают самой существенной частью интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Всякое творчество основывается на опыте. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключения составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели и «двигатели», и для которых жизнь обозначает единственную возможность – творить, поэтому для развития творческих способностей наиболее благоприятен дошкольный период.

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволяют увидеть связь человека с природой.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

При составлении экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.

Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи.

«Репка» на новый лад.

Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.

Позвал дед бабку.

- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?

- Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!

Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.

- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?

- И я не знаю. Давай спросим у внучки.

Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.

-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?

-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?

- А где вы эту воду набирали?

- Так это…я в нашей реке воду набрал…

- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.

Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!

Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.

Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.

- Что звали меня, хозяева?

- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!

- Так может землю эту порыхлить нужно?

Жучка лапами начала землю рыхлить, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…

- Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!

Прибежали и Кошка, и Мышка.

- Друзья, посмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!

Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Собрали весь мусор!

А внучка нарисовала запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установила их на земле и возле реки.

А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!

Собрали бабка с дедом урожай, сделали салат и угостили всех друзей.


Одуванчик.

Лишь только пригрело солнышко, на лужайке появился желтоголовый одуванчик. Едва он вылез из-под земли, как сразу же с любопытством начал рассматривать все вокруг. Первое, что он увидел, был огромный желтый шар у него над головой. Он решил, что это его мама, потому что шар был такой же желтый, как и он, и от него шло ласковое тепло. Когда одуванчик внимательно огляделся, он заметил, что рядом с ним живут много таких же, как и он, желтоголовых братцев. Он весело покивал им головкой, помахал листочками, и они ему радостно ответили ему тем же. Неожиданно на его голову опустилась огромная полосатая пчела. Она сердито жужжала и копалась хоботком в его лепестках. Одуванчик хотел прогнать ее, но потом побоялся: уж очень она была серьезная. Потом он познакомился с божьей коровкой. Она рассказала ему много интересного об окружающих его предметах. Он узнал, что самые страшные создания – это люди. Они вытаптывают все вокруг, а также отрывают “головы” цветам. А если они приезжают на огромных жуках – машинах, то все вокруг задыхаются от их яда – бензина. Одуванчик с ужасом думал о встрече с людьми.

Однажды на полянку прибежали дети, одуванчик очень испугался. Одна девочка подошла к одуванчику, наклонилась и улыбнулась. Она сказала своим друзьям – «Смотрите, какие красивые одуванчики! Они словно маленькое солнышко на полянке! Только рвать мы их не будем, а когда придем домой, то нарисуем такие же цветочки». Дети полюбовались красивыми одуванчиками и ушли домой. А маленький одуванчик понял, что не все люди плохие, есть и хорошие, которые заботятся о природе.


Мальчик и робот

Мальчик без дела бродил по улицам города, и встретил умного робота, который летал в поисках планеты для сбрасывания мусора.

- Ты кто?

- Я не «ты кто», я робот -разведчик.

- А что ты разведываешь?

- Ищу планеты, на которых можно разместить наш мусор.

- У нас нельзя размещать мусор, мы здесь живем.

- Планета земля заселена людьми, которые все время разбрасывают мусор и загрязняют окружающую природу. Поэтому ваша планета идеально подходит для нашего мусора.

- А как же мы?

- Вы люди живете рядом со свалками и загрязняете все вокруг, для вас тоже найдется место.

- Ну а вода? Разве отходы не попадут в воду?

- Загрязним одну речку, а у вас останется еще одна, так что ничего страшного.

- Что же будет с рыбами?

- То же, что и сейчас, выживут те, кто сумеет приспособиться.

- Я тебя не пущу! Чтобы ты ничего не сообщил о Земле.

- Поздно, сообщение уже отправлено, а я и так скоро сломаюсь.

- Что же делать? Понял, нужно сделать планету чище, ведь мы здесь хозяева и нельзя превращать Землю в помойку! Я позову своих друзей и мы все вместе очистим землю от мусора.


Встреча с инопланетянами.

Жили – были две девочки Аля и Оля. Жили - не тужили, шоколадки любили, в школу ходили, учились, играли, гуляли .

Однажды ярким солнечным днем отправились подружки в магазин за сладостями. Аля съела шоколадку и бросила бумажку на землю. Шли подружки, болтая и не глядя по сторонам. За разговорами не заметили, как съели конфеты, выпили воду, а пакет с бутылкой, чтобы не мешался, бросили подальше в кусты.

И вдруг в одно мгновение потемнело все вокруг. Испугались девочки, подумали, что незаметно подкралась туча и сейчас начнется ураган, да спрятались за дерево. Но перед ними внезапно откуда-то с неба опустился серебристый объект. Оттуда не спеша вышли два необычных существа, которые, оглядываясь вокруг, стали снимать все окружающее прибором, напоминающим фотоаппарат. Затем они, плавно передвигаясь, подняли в воздух некоторые предметы, которые  находились около их корабля, посовещались между собой и повернулись, собираясь уходить.

Девочки захотели подружиться с инопланетянами.

-Подождите, постойте! - закричали они.

Повернулись существа, увидели девочек. Помолчали, и тогда один из них сказал:

-Мы обследовали эту планету и сделали вывод: здесь нет разумных существ.

- Почему это  нет, а мы?

-Существа, которые относятся к планете, дому, в котором они живут, так как это делаете вы - не могут быть разумными. Смотрите сами!

  И пришелец, разведя руки в стороны, показал девочкам экран, на котором замелькали кадры..А на них - бесконечные горы мусора, пластиковых пакетов, бутылок, ненужных вещей, которые выбрасываются людьми. И на последних кадрах – бумажка от конфеты  и бутылка из- под воды, брошенные Алей и Олей.

Покраснели девочки. От стыда провалиться, готовы были. Повернулись, и бегом назад. Подобрали то, что бросили сами, да еще и мусор по дороге прихватили. Сложили все в контейнер и вернулись. Стали просить прощения за свое поведение. Обещали, что и сами больше мусорить не станут, и сделают все, чтоб другие так не делали. Улыбнулись существа, подружились с девочками, оставили им космическое устройство для связи, да несколько полезных идей, как из  ненужного мусора сделать украшения для Планеты Земля.

Улетели пришельцы, обещав вернуться. Девочки  были рады. Они поняли, что  мусор может стать страшным врагом человечества,  если  вовремя его не убирать.  Он может лишить Планету будущего. Ведь  если каждый из нас начнет убирать хотя бы маленький кусочек Планеты, мы сохраним жизнь ей и себе!


Как люди помогли рыбке.

В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая, а волшебная. Хвостик у рыбки переливался синим, красным, желтым цветом. У рыбки было много друзей: улитки, раки, головастики и другие рыбки.

Однажды построили у реки завод. в воду стали сбрасывать отходы, и вода загрязнилась. Все подводные жители думали, как и что делать. Было много вопросов, рыбка сделала предложение, и оно было такое:

– Мы должны уплыть в другое место, чтобы люди поняли, что нельзя загрязнять реки.

Всем это предложение очень понравилось и все согласились. В этот же день все жители реки решили уплыть в другую реку. Все друзья рыбки очень скучали о своем родном доме.

В одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезали, и тогда люди решили очистить воду. Люди поставили на заводах очистные фильтры. Когда рыбка узнала об этом, она с товарищами вернулась в свою родную реку.


Маленькая история ручейка.

Жила- была речка - мама. И родился у нее ручеек, очень шустрый и быстрый. А когда подрос он, пустился в дальний путь, искать огромное море, где жили много таких же ручьев. Протекал ручеек мимо лесов, полей, городов. Очень интересно ему было вокруг. Веселый и очень добрый был ручеек. По пути помогал всем вокруг. Растениям, животным, птицам и людям давал своей воды напиться.

Но вот, однажды, протекая мимо большого города из сточной трубы, вылилось на него черная масляная жижа. Заболел ручеек, сил не было течь дальше. И остался он на том же месте. Как-то пришли мальчишки искупаться, порыбачить, видят, а ручеек сохнет, и рыб в нем не осталось.

Позвали они своих родителей на помощь. Родители добились, чтобы трубу закрыли, а ручеек почистил. Выздоровел ручеек, снова стал веселым и быстрым. И потек он дальше в путь к своему морю.

А ребята все лето бегали к нему, чтобы искупаться и порыбачить.