Тема: Экологические зоны в помещении учреждения дошкольного образования
План:
Значение условий экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Создание условий экологического образования в помещении дошкольного учреждения.
1. Значение условий экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Условия экологического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования – это развивающая предметная среда, способствующая формированию у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об уникальности и самоценности природы.
Созданные условия экологического образования в детском саду должны способствовать:
познавательному развитию ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);
эколого-эстетическому развитию ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира);
оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздух);
формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирования желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитания чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формированию экологически грамотного поведения (развитию навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически правильного поведения в природе и быту);
экологизации различных видов деятельности (создание условий для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Таким образом, создание условий экологического воспитания может способствовать реализации всех его компонентов содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
2. Создание условий экологического образования в помещении дошкольного учреждения.
К условиям экологического воспитания в помещении дошкольного учреждения относятся: экологическая комната, лаборатория, экологический музей, зимний сад.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА
Экологическая комната – это специально выделенное помещение для объектов живой природы и предназначенное для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, труда по уходу за животными, наблюдений и самостоятельных детских игр.
Экологическая комната должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, искусственные цветы. Все внимание находящихся в комнате детей должно быть сосредоточено на объектах природы.
В оптимальном варианте экологическая комната подразделяется на ряд функциональных зон: зона животных, зона растений, зона коллекций, зона обучения, зона библиотеки.
Зона животных
При подборе видового состава обитателей экологической комнаты следует учитывать следующие аспекты:
экологический – представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т.д.;
систематический – представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные, рыбы и т.д.).
Зона растений
Растительный мир экологической комнаты может быть разнообразным и хорошо дополнять уголки природы. Очень часто комнатные растения экологической комнаты предназначены только для наблюдений и выработки навыков ухода. Однако правильный подбор видов растений может значительно расширить их функции.
В экологическую комнату дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. Оснащение комнаты должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего должно быть место для занятий и труда.
Зона обучения
Она должна быть хорошо освещена. В ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
Зона коллекций
Эта зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
Для формирования зоны коллекций следует учитывать следующие моменты:
Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать в первую очередь те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы почв, песка, глины, речные и морские раковины, овощи, фрукты, плоды).
Разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекций были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены, прежде всего, природные объекты той местности, где располагается детский сад.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время отдыха.
Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления.
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка, как с точки зрения различных механических повреждений, так и с точки зрения здоровья.
Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе. Дети могут на время приносить в экологическую комнату собственные коллекции и рассказывать о них другим детям.
Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки могут быть размещены игры и игрушки, используемые на занятиях по экологии.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях - это направление является относительно новым для учреждений дошкольного образования. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве детского сада и семьи.
Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки холлов и групп.
Для учета музейных предметов в музее дошкольного учреждения должна вестись инвентарная книга, в которой фиксируются все экспонаты.
Формы работы в музее
Один из критериев деятельности музеев – это разнообразие форм работы. В музее могут проводится:
занятия,
экскурсии
работа кружков
тематические вечера
выставки
конкурсы
праздники и развлечения, театрализованная деятельность
беседы о нашем крае.
В музее широко можно использовать ТСО (видео, аудио записи, мультимедиа)
Для эффективной работы музея целесообразно разработать «Программу деятельности музея, которая содержит: цели, задачи, направления, формы работы.
ЛАБОРАТОРИЯ
Лаборатория – это новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В лаборатории дети проводят исследования, наблюдения и опыты.
Оснащение лаборатории
В лаборатории хранятся основное оборудование и материалы
1. Приборы-помощники: микроскопы, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 мин), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы: бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, крупный и мелкий песок разного цвета, разная по составу земля, уголь, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья) и др.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролон, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные и пластмассовые, металлические предметы, формочки вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
6. Различные виды бумаги: обычная альбомная, тетрадная, калька, копировальная, наждачная вощеная, картон и др.
7. Красители: пищевые (ягодный сироп) и непищевые (гуашь, акварельные краски)
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные лопатки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоские блюда, стеки, пилки для ногтей, ученические линейки, сито, свечи, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разных размеров, иголки, булавки, соломинки для коктейля и др.
ЗИМНИЙ САД
Зимний сад - это специально подобранное помещение или его кусочек, оформленный растениями, деревьями, кустами и всем тем, что дарит атмосферу природы.