СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для 10-11 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннуй программу можно использовать для углубленного изучения темы программирования в классах различного профиля

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 10-11 классов»

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»


Утверждаю:

директор гимназии


О.И. Макарова

Приказ № ______

от ___________ 2018г.


Согласовано

с педагогическим советом

протокол №1

от __ августа 2018 г.




Рабочая программа элективного курса

«Основы построения и анализа алгоритмов»

( 10 – 11 классы)

69 часов












Составил:

Грачева Т.В.___________

учитель __информатики___

________________________

МБНОУ «Гимназия №17»


Обсуждено

на методическом объединении учителей

естественнонаучного и физико-технического цикла

Протокол №1

от 2_ августа 2018 г.



Согласовано

с экспертно-аналитическим

советом

протокол №1

от __ августа 2018г.











Новокузнецкий городской округ, 2018 год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основе элективного «Основы программирования в средах TurboPascal и Delphi» (102ч) (учитель Грачева Т.В.).

Данная программа составлена на 69 часов в соответствии с учебным планом гимназии, рассчитана на 1 час в неделю в течение 10-11 классов (35ч+34ч) и является программой профильного уровня. Для профильного обучения характерно заинтересованность учащихся в выбранном направлении обучения, как возможности своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Целью данного курса является формирование научного логического мировоззрения. На решение этой цели направлении следующие задачи:

  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся;

  • создание предпосылок для формирования алгоритмического мышления;

  • формирование теоретических знание по основам программирования;

  • пропедевтическая работа по определению профессиональной деятельности.

Курс составлен таким образом, чтобы,

  • заинтересовать учащихся;

  • сформировать теоретические знания по основным понятиям;

  • сформировать практические навык алгоритма решения задач;

  • показать возможность использования языков программирования в различных сферах и предметных областях образования.

Освоение курса предполагает изучение следующих разделов:

  • Основы языка программирования

  • Основные алгоритмические конструкции

  • Массивы

  • Строковые переменные.

  • Файл

  • Практикум по решению задач

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что он ориентирован на учащихся старшего школьного возраста и имеющих по программированию подготовку базового уровня обучения.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данных классов определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности обучающихся. Курс построен на основе обучения на задачах. При обучении программированию необходимо составлять, анализировать, запоминать и записывать алгоритмы решений. Большое количество задач и их реализация в различных среда программирования, стимулирует умственную деятельность учащихся, позволяя, при желании, заниматься самостоятельно или в своем режиме.

Данный курс направлен на то, чтобы отработать практические приемы и выработать навыки. Кроме того, особое внимание обращено на темы, которые часто вызывают затруднения.

С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению программирования, занятия проводятся по лекционно-зачетной системе, что является дополнительной подготовкой для облегчения адаптации дальнейшего обучения в выбранном вузе.

К дидактическому оснащению данной программы относятся таблицы, раздаточный и контрольно-измерительный материал по вышеуказанным разделам, а также учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).

Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе её практической части) по программированию требуются следующее оборудование и технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийное обеспечение, интерактивная доска.

Контроль достижений обучающихся осуществляется путем решения индивидуальных заданий. В качестве итогового контроля проводится Защита индивидуального практикум по решению задач.

Тематический план

тема

Всего часов

Количество часов

Требования к результатам обучения по разделам (что должны знать и уметь обучающиеся)


Форма контроля

теория

прак-тика

Основы языка программирования


2

1

1

Знать:

  • Технологию решения.

Уметь:

  • Проводить отладку программы;

  • Проводить трассировку;


Основные алгоритмические конструкции

5

2

3

Знать:

  • основные правила оформления программ.

  • Команды реализации основных алгоритмических конструкций

Уметь:

  • Реализовать алгоритмические конструкции;

  • Решать задачи на сложные конструкции;

  • Анализировать готовую задачу

  • Использовать готовые алгоритмы для решения задач

Индивидуальные задания

Массивы.


15

2

13

Знать:

  • Определение массива,

  • Виды массивов;

  • имя массива,

  • размерность массива,

  • индекс элемента.

Уметь:

  • Задавать одномерные массивы различными способами;

  • Выводить массивы в строку и столбец

  • Использовать типовые приемы при решении задач;

  • Применять массив для решения практических задач;

Индивидуальные задания

Строковые переменные.

7

1

6

Знать:

  • основные приемы работы со строковой переменной;

  • определение файла;

  • основные команды для обработки файлов разного типа

Уметь:

  • обрабатывать строки;

  • формировать файлы;

  • обрабатывать файлы

Индивидуальные задания

Файл

6

2

4



Подпрограммы

8

1

5

Знать:

  • Определение подпрограммы,

  • Виды подпрограмм;

  • Параметр подпрограммы,

  • Отличие подпрограмм, специфику использования

Уметь:

  • Использовать подпрограмму-функцию;

  • Вводить/выводить массивы с помощью подпрограмм


Индивидуальные задания

Массивы.

14

3

11

Знать:

  • Общее и отличие одномерных и двумерных массивов.

Уметь:

  • Обрабатывать многомерные массивы;

Индивидуальные задания

Практикум по решению задач (10 и 11 класс

6+6

1+1

5+5

Знать:

  • основные приемы создания программ.

Уметь:

  • использовать различные алгоритмические конструкции при решении задач

Индивидуальные задания



69

14

55



Календарный план 10 класс

Дата

тема

Примечания



Основы языка программирования (2ч)



Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера.



Интерфейс среды программирования. Отладка программ




Основные алгоритмические конструкции (5ч)



Работа с экраном. Основные процедуры модуля CRT



Работа с экраном. Основные функции модуля CRT



Линейный алгоритм



Разветвляющийся алгоритм



Циклический алгоритм




Массивы(15ч)



Табличный способ организации.



Описание, ввод/вывод массивов. Одномерные и многомерные массива



Нахождение наибольшего элемента массива.



Нахождение наименьшего элемента массива.



Подсчет элементов, удовлетворяющих заданному условию



Замена элементов, противоречащих заданному условию



Поиск заданного элемента



Удаление элемента по заданному критерию



Включение элемента в заданную позицию.



Слияние нескольких массивов в один массив.



Формирование несколько массивов из заданного



Использование массива для обработки последовательности символов



Формирование массивов по заданным формулам, критериям



Решение задач по теме “Массивы”.



Решение задач по теме “Массивы”.




Строковые переменные(7ч)



Технология обработки строковых переменных.



Строка данных, основные приемы обработки



Функции обработки строк



Нетиповые приемы обработки строки



Процедуры обработки строк



Интересные задачи на обработку строк



Обобщение приемов и методов обработки строк




Практикум по решению задач(8ч).



Решение задач



Решение задач



Решение задач



Решение задач



Решение задач



Защита практикума


Календарный план 11 класс

Дата

Название темы

Примечания



Файлы(6)



Файл как форма хранения данных



Приемы работы с файлами



Текстовые файлы



Процедуры и функции обработки текстовых файлов



Типизированные файлы



Процедуры и функции обработки типизированных файлов




Подпрограммы (8)



Подпрограмма и ее назначение



Подпрограмма функция: использование



Подпрограмма-процедура: классификация, назначение



Процедура с параметром



Процедура без параметра



Процедура с возвращаемым значением



Вложенные процедуры



Процедуры как оптимизация решения.




Массивы(14)



Многомерные массивы: общее и различия.



Основные приемы быстрой обработки многомерных массивов



Задачи на суммирование элементов.



Нахождение экстремальных элементов по заданным критериям



Нахождение экстремальных элементов по заданным критериям



Формирование массивов.



Формирование массивов с использованием подпрограмм



Вывод массивов с использованием подпрограмм



Обработка массивов с использованием подпрограмм



Сортировка массивов.



Сортировка массивов по заданным критериям.



Быстрая сортировка



Сравнение методов сортировка массивов



Обобщение основных методов и приемов работы с массивами




Практикум по решению задач(6ч)



Практикум по решению задач



Практикум по решению задач



Практикум по решению задач



Практикум по решению задач



Практикум по решению задач



Итоговый контроль






Выполнение практической части.

Тема

Количество часов

10 класс

Технология отладки программы

1

Линейный алгоритм

1

Разветвляющийся алгоритм

1

Циклический алгоритм

1

Нахождение наибольшего элемента массива.

1

Нахождение наименьшего элемента массива

1

Подсчет элементов, удовлетворяющих заданному условию

1

Замена элементов, удовлетворяющих заданному условию

1

Поиск заданного элемента

1

Удаление элемента по заданному критерию.

1

Включение элемента в заданную позицию

1

Слияние нескольких массивов в один массив.

1

Формирование нескольких массивов из одного

3

Решение задач по теме «Массивы»

2

Функции обработки строк

2

Процедуры обработки строк

2

Интересные задачи на обработку строк

1

Обобщение приемов и методов обработки строк

1

Практикум по решению задач

5


Итого:

28

Выполнение практической части.

Тема

Количество часов


11 класс


Приемы работы с файлами

1

Обработка текстовых файлов

2

Обработка типизированных файлов

1

Подпрограмма функция: использование

1

Процедура с параметром

1

Процедура без параметра

1

Процедура с возвращаемым значением

1

Вложенные процедуры

1

Задачи на суммирование элементов.

1

Нахождение экстремальных элементов по заданным критериям

2

Формирование массивов.

2

Вывод массивов с использованием подпрограмм

1

Обработка массивов с использованием подпрограмм

2

Сортировка массивов.

3

Практикум по решению задач

5


Итого:

25

литература

для учителя:

  1. А.И.Гусева Учимся информатике: задачи и методы решения – М.: “Диалог-МИФИ”, 2001. – 205 с

  2. В.И.Грызлов, Т.П.Грызлова Турбо Паскаль 7.0 – М: ДМК, 2000. – 198 с

  3. О.П.Зеленяк Практикум программирования на TurboPascal. Задачи, алгоритмы и решения – К: Издательство “ДиаСофт”, 2001. – 212 с

  4. Н.Б.Культин Программирование в TurboPascal 7.0 и Delphi – СПб: БХВ-Петербург, 2001. – 223 с

  5. С.А.Немнюгин TurboPascal: практикум – СПб: Питер, 2001. – 205 с

  6. М.А.Прищепов, В.П.Степанцов, Е.В.Севернева Экзамен по информатике. Основы алгоритмизации и программирования: Справ. Пособие – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 155 с

  7. Л.З.Шауцукова Информатика: Учеб пособие для 10-11 кл общеобразоват учреждений – М.: Просвещение, 2000. – 415 с

  8. Пестриков В.М., Маслобоев А.Н. Turbo Pascal 7.0 Изучаем на примерах. – СПб.: Наука и техника, 2004. – 210 с

  9. Молчанова С.И. Основы программирования. Турбо Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. – М.: «Аквариум»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 186 с

  10. Поддубная Л.М., Шаныгин В.Ф. Мне нравится Паскаль. – М.: Радио и связь, 1992. – 220 с

  11. Программирование на языке Паскаль: задачние/ под ред. Усковой О.Ф. – СПб.: Питер, 2002. – 324 с

  12. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. –228 с


для ученика:

  1. А.И.Гусева Учимся информатике: задачи и методы решения – М.: “Диалог-МИФИ”, 2001. – 205 с

  2. Поддубная Л.М., Шаныгин В.Ф. Мне нравится Паскаль. – М.: Радио и связь, 1992. . – 220 с

  3. Программирование на языке Паскаль: задачние/ под ред. Усковой О.Ф. – СПб.: Питер, 2002. – 324 с

  4. Н.Б.Культин Программирование в TurboPascal 7.0 и Delphi – СПб: БХВ-Петербург, 2001


10