СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Основы правовой грамотности"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Столетия сменяют друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему остаются актуальными. Начало ХХI в ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются: -  практико-ориентированный подход в изложении содержании выстроенных правовых курсов; -  опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни; - формирование активной гражданской позиции личности; - уважение к правам человека и нормам международного права; - обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника; - решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем. .             Жизнь современного общества невозможно представить без права. Если отменить правовые нормы, то каждый из нас будет действовать так, как ему заблагорассудится и жизнь станет подобна хаосу, в который каждый участник поет свою песню. Права человека РФ признаются и гарантируются Конституцией, принятой в 1993 году. Однако, ситуация с соблюдением прав человека и особенно подростков далека от желаемой.  Дети являются самой незащищенной частью общества. Кто только не нарушает права ребенка – чиновник, полицейский, родители, сверстники. К сожалению, многие подростки не знают, как защитить свои права, себя  в различных ситуациях. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого  человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Данный курс полезен с точки зрения практической направленности, так как он поможет подростку не просто усвоить знания, умения и навыки в области прав человека, российского законодательства, основные положения Уголовного, Гражданского, семейного, трудового, конституционного, образовательного права, но научит подростков умело применять полученные знания в повседневной жизни; как правильно вести себя с полицией, в военкомате, при устройстве на работу и т.д. Кроме того, этот курс поможет при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию, а также может оказать влияние на выбор будущей профессии.                                                                                                            

   Программа элективного курса «Правовой практикум» предназначена для изучения 9-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно заложить основы правовой компетенции.                                                  

Данный курс  ориентирован на учащихся 9 класса, рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год, 33 в текущем учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Основы правовой грамотности"»

Класс 9абв

Учитель Макаров Н.А.

Количество часов Всего 33 часа; в неделю 1 час.

Программа и планирование составлены на основании 1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);

2) Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)




Пояснительная записка.

Столетия сменяют друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему остаются актуальными.
Начало ХХI в ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:
- практико-ориентированный подход в изложении содержании выстроенных правовых курсов;
- опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека и нормам международного права;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.
. Жизнь современного общества невозможно представить без права. Если отменить правовые нормы, то каждый из нас будет действовать так, как ему заблагорассудится и жизнь станет подобна хаосу, в который каждый участник поет свою песню. Права человека РФ признаются и гарантируются Конституцией, принятой в 1993 году. Однако, ситуация с соблюдением прав человека и особенно подростков далека от желаемой. Дети являются самой незащищенной частью общества. Кто только не нарушает права ребенка – чиновник, полицейский, родители, сверстники. К сожалению, многие подростки не знают, как защитить свои права, себя в различных ситуациях. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Данный курс полезен с точки зрения практической направленности, так как он поможет подростку не просто усвоить знания, умения и навыки в области прав человека, российского законодательства, основные положения Уголовного, Гражданского, семейного, трудового, конституционного, образовательного права, но научит подростков умело применять полученные знания в повседневной жизни; как правильно вести себя с полицией, в военкомате, при устройстве на работу и т.д. Кроме того, этот курс поможет при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию, а также может оказать влияние на выбор будущей профессии.

Программа элективного курса «Правовой практикум» предназначена для изучения 9-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно заложить основы правовой компетенции.

Данный курс ориентирован на учащихся 9 класса, рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год, 33 в текущем учебном году.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность
- целостность
- объективность
- научность
- доступность для учащихся основной школы.

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами обучения, модульным принципом построения.

Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность(компетентность гражданина Росси)

Системность содержания – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Контролируемость программы – обеспечивается достаточной степенью операциональности и иерархичности знаний разных аспектов современных проблем юриспруденции, которые предполагается сформировать у обучающихся при изучении программы.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 33 часа.

Главной целью курса является:
- формирование правовой компетентности учащихся.

Задачами курса являются:
- познакомить школьников с главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;
- показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных различных проблемных ситуаций;
- рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребенка.

Предполагаемые результаты изучения курса

Учащиеся получат представления:
- о роли права в жизни человека и общества;
- о структуре системы права;
- о Семейном,Трудовом,Гражданском,АдминистративномиУголовном кодексах РФ;
- о возможностях и механизмах защиты прав человека,о системе судопроизводства в РФ;
- о системе мировой защиты прав человека;
- получат представления об основных юридический профессиях.

-об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних

Учащиеся получат опыт:
- самостоятельной работы с юридическими документами;
- поиска информации по заданному юридическому вопросу;
- выделять противоречия, лежащие в юридической области;
- выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы.

Учащиеся научатся:
- объяснять роль права в жизни общества;
- различать правоспособность и дееспособность субъектов права;
- сравнивать преступление и административный проступок;
- характеризовать права человека;
- составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.

-правильно вести себя при задержании полицией.

В области предметной компетенции учащиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но помогает в выборе профессиональной траектории.

В области коммуникативной компетенции учащиеся овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов).

В области социальной компетенции учащиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Методы и приемы преподавания и учения.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

- метод проблемного обучения

- дидактические игры.
- исследовательский метод

- мысленный эксперимент
- метод моделирования.

Формы учебных занятий.

- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая и парная.
Парная и групповая формы деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
- текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач, подбор материалов из СМИ по заданной теме, составление памяток, индивидуальные сообщения)
- итоговый (написание эссе, подготовка проекта – презентации).

- зачёт

Литература.

1.Конституция Российской Федерации

2.Гражданский кодекс Р Ф(ред.14.11.2013)

3.Административный кодекс РФ(ред.01.04.2014.)

4.Семейный кодекс РФ(ред.04.11.2014)

5.Трудовой кодекс РФ(31.12.2014)

6.Уголовный кодекс РФ(15.01.2014)

7.Федеральный закон от 21.12.2012г. «Об образовании в РФ»

8.Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10ДЕКАБРЯ 1948Г.)

9.Конвенция о правах ребенка(20ноября 1986г.)

Основное содержание рабочей программы

Раздел I. Что такое право(3 ч.)

Правовая норма, элементы содержания НПА, Источники права

Раздел II. Правоотношения(5 ч.) Как возникают правовые отношения

Правоспособность, дееспособность, Правонарушения и юридическая ответственность.

Раздел III. Право и человек (4 ч.)

Правовой статус человека и гражданина. Права человека в РФ. .

Раздел IV. Право и государство (7 ч.)

Демократическое правовое государство, как принимаются законы, Конституция РФ. Органы государственной власти, праоохранительные органы.

Раздел V. Человек и государство (8 ч.)

Выборы, Налоги, Воинская обязанностьГражданское общество

Раздел IV. Отрасли права (5 ч.)

Уголовное, гражданское ,административное, семейное, трудовое право. Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры.

Итоговое повторение (1 ч.)



Тематическое планирование на 2020 / 2021 учебный год



Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Раздел I. Что такое право

3

1.

Раздел II Правоотношения

5

2.

Раздел II. Право и человек

4

3.

Раздел IV. Право и государство

7

4.

Раздел V. Человек и государство

8

5

РазделVI.Отрасли права

5

5.

Итоговое повторение

1

Итог: 33 ч.



Календарно-тематическое планирование на 2020– 2021 учебный год



ур.

Тема урока

Дата

План

Факт

Тип

урока

Основные понятия, компетенции

Виды контроля

ДЗ


Раздел I. Что такое право (3 ч.)


1

Что такое право


Комбиниро-ванный урок

Право, социальная норма, НПА

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Решить тест,


2-3

Источник и права. Правовая норма


Комбиниро-ванный урок

Закаон , кодекс, референдум, гипотеза , диспозиция , санкция


Фронтальный опрос, индивидуальные задания,






Работа с Конституцией, УКРФ


Раздел II Правоотношения.


4

Как возникают правоотношения


Комбиниро-ванный урок

Правоотношения , юридический факт, события , действия, юридический состав

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.






Формы и источники права, Элементы правовой нормы


5.

Субъекты права. Правоспособность , дееспособность


Комбиниро-ванный урок

Эмансипация, отрасль права, правоспособность , дееспособность

Фронтальный опрос, индивидуальные задачи, работа с текстом, схемами.






Решение задач


6.

Виды правоотношений




Комбиниро-ванный урок

Административные, гражданские, уголовные правоотношения

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.






Записи в тетр.

Задания ОГЭ


7.

Правонарушения




Комбиниро-ванный урок

Преступления , проступки, деяние , вина.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Тест, задача

Работа с СКРФ


8

Юридическая ответственность


Комбиниро-ванный урок

Презумция невиновности.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


Раздел II. Право и человек


9

Правовой статус человека




Комбиниро-ванный урок

ООН, Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РФ ст. 17

Фронтальный опрос, индивидуальные задания с Конституцией, .

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


10.

Понятие гражданства


Комбиниро-ванный урок

Гражданство, лицо без гражданства, беженец

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа с текстом.

Записи в тетр.

Решение задачи


11

Защита прав человека в условиях войны


Комбиниро-ванный урок

Международное гуманитарное право

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


12

Права несовершеннолетних



Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс.






Раздел IV. Право и государство


13

Международные нормы и принципы в правовой системе


Комбинированный

Совет Европы, Устав, международный договор.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Работа с документами


14

Конституция РФ


Комбинированный

Преамбула, референдум , демократия

Работа с поправаками

Работа ст. 59 КРФ


15.

Как принимают законы




Комбиниро-ванный урок

Право зак. Инициативы, вето,законопроект.ФЗ.

Фронтальный опрос, индивидуалья Работа с Конституцией РФ.

Записи в тетр.

Задания стр. 137



16.

Органы государственной власти


Комбинированный

Гос. аппарат

Работа с Конституцией РФ

Гл.4,5.6.


17

Органы местного самоуправления


Урок практикум

ФЗ «Об бщих принципах организации местного самоуправления»

Работа с ФЗ «Об бщих принципах организации местного самоуправления»

Ст 11 задача


18-19

Правоохранительные органы


Комбиниро-ванный урок

Полиция , адвокатура, прокуратура , суды

Фронтальный опрос, индивидуалья беседа

Тест. Стр 169


Раздел V. Человек и государство


20

Избирательные системы и избирательный процесс




Комбиниро-ванный урок

Пропорциональная система выборов, мажоритарная система выборов

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


21.

Выборы в РФ


Комбиниро-ванный урок

Избирательная комиссия




Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задачи


22

Налоги, права и обязанности налогоплательщиков


Комбинированный урок

Налоговое право, финансовое право

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задачи


23

Воинская обязанность


Комбиниро-ванный урок

Военная служба,Военский учёт, контракт

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Тест.Задачи


24

Административная и дисциплинарная ответственность


практикум

КоАП, ТК РФ

Решение задач

Решение Задачи


25

Уголовная ответственность



Комбиниро-ванный урок

Крайняя необходимость, необходимая оборона, невменяемость, приговор, УКРФ

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Тест,задачи


26-27

Назначение наказания


практикум

Ст. УКРФ. задачи

Работа С УКРФ



РазделVI.Отрасли права


28-

29.

Гражданское право.


Комбиниро-ванный урок

Имущество, субъекты гражданского права, физическое лицо, юридическое лицо

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


30.

Трудовое право.


Комбиниро-ванный урок

Трудовой договор

Учимся заполнять трудовой договор

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


31.

Семейное право.


Комбиниро-ванный урок

Брак, семья

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


32.

Основы судопроизводства.

7.05

Комбиниро-ванный урок

Гражданское судопроизводство, уголовный процесс

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


Раздел IV. Правовая культура (1 ч.)


33.

Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры.


Комбиниро-ванный урок

Правосознание, правовая деятельность. Правовой нигилизм, правовой цинизм, правовая безграмотность

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Записи в тетр.

Задания ОГЭ


Итоговое повторение (1 ч.)


34.

Итоговое повторение.


Урок обобщения и систематизации знаний


Фронтальный опрос, индивидуальные задания, тест, работа с текстом.

Не задано.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!