ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Решение задач по физике» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Основные цели курса:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,
Формирование представлений о методах решения физических задач;
Подготовка учащихся 10 класса к выпускным экзаменам;
Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.
виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- лабораторные работы
-уроки экспериментальных задач и творческого характера
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
- доклады и рефераты.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов в учебном плане МБОУ "Барсовская СОШ №1" в год 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 10-х классов и засчитана на 35 часов (1 час в неделю).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Единицы физических величин в системе СИ и СГС. Размерность физических величин. Абсолютная и относительная погрешность измерения.
Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.
Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.
Решение графических задач по кинематике.
Движение тела по вертикали. Падение тел.
9. Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.
11. Тестирование. Анализ.
12. Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.
13. Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.
15. Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил»
16. Движение по наклонной плоскости.
17.Движение по окружности. Движение связанных тел.
18. Решение задач на законы сохранения.Ек1+Еп1=Ек2+Еп2; m1v1+m2v2=m1v1/+m2v2/
19. Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.
20. Свободные и вынужденные колебания.
21. Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы.
22. Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.
23. Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате. Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела
24. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
25. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов
26. Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.
27. Практические задачи:
- плотность вещества;
- давление;
- механическое движение;
- коэффициент трения.
ЛИТЕРАТУРА
В.А. Касьянов «Физика-10»
В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»
Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г.
Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2004. составитель О.В.Малярова
А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998
«Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе» под ред А.Т.Глазунова – 1985
7. «Физика» №38,46 – 1997г., №3 – 1998г.
Учебно-тематический план предметного курса
№№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Умения и навыки Дом задание. | Дата план факт |
-
| Физические величины. Измерения физических величин. | 1 | Лекция, практическая работа | Уметь перевести в СИ, определять размерность | 7.09 |
-
| Закон движения | 1 | Решение задач | Уметь применять теорию на практике | 14.09 |
-
| Средняя скорость. Относительность движения тела. | 1 | Практикум | Уметь решать задачи | 21.09 |
-
| График равномерного прямолинейного движения | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи | 28.09 |
-
| Закон равноускоренного движения. | 1 | Решение задач | Тесты | 5.10 |
-
| Решение графических задач на свободное падение тел. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи | 12.10 |
-
| Движение тела по окружности. Угловая скорость. | 1 | Лекция, Решение задач | Уметь решать задачи | 19.10 |
-
| Баллистическое движение. | 1 | Лекция, решение задач | Уметь решать задачи | 26.10 |
-
| Л.Р. «Изучение движения» | 1 | Лабораторная работа | Уметь выполнять эксперимент | 9.11 |
-
| Итоговое занятие по теме «Кинематика» | 1 | Самостоят. Деят. | Уметь выполнять эксперимент | 16.11 |
-
| Как выбирать профессию? Физика в профессиях. | 1 | Семинар | Тесты | 23.11 |
-
| Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. | 1 | Решение задач, выступления | знать границы применимости законов Ньютона | 30.11 |
-
| Силы : гравитационная, тяжести, упругости, трения. | 1 | Практикум, творческий эксперимент | Уметь применять теорию на практике | 7.12 |
-
| Движение тел по наклонной плоскости. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи | 14.12 |
-
| Движение связанных тел. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи под действием нескольких сил | 21.12 |
-
| Движение связанных тел. | 1 | Сам. Деят. | Уметь применять законы Ньютона при решении задач | 11.01 |
-
| Закон сохранения импульса. | 1 | Решение задач | Уметь самостоятельно решать задачи | 18.01 |
-
| Работа. Мощность. Закон сохранения механической энергии. | 1 | Решение задач | Тесты | 25.01 |
-
| Самостоятельная работа по теме. Закона сохранения при действии сил. | 1 | Решение задач | Карантин. Уметь самостоятельно решать задачи | 1.02 |
-
| Самостоятельная работа по теме. Колебательное движение | 1 | Лекция, решение задач | Карантин. Уметь самостоятельно решать задачи | 8.02 |
-
| Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М | 1 | Решение задач | Уметь работать со справочниками | 15.02 |
-
| Тестирование. | 1 | Сам. Деят. | Уметь самостоятельно решать задачи | 22.02 |
-
| Газовые законы. | 1 | Уметь решать задачи | Тесты | 29.02 |
-
| Изопроцессы. | 1 | Уметь решать задачи | Уметь решать задачи | 7.03 |
-
| Термодинамика. Внутренняя энергия. | 1 | Решение задач | Уметь работать с информациями | 14.03 |
-
| Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. | 1 | Решение задач | Решение задач | 28.03 |
-
| Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 | Решение задач | Тесты | 4.04 |
-
| Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха.. | 1 | Решение задач | Уметь применять теорию на практике и работать с информацией | 11.04 |
-
| Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. | 1 | Решение задач | Уметь применять теорию на практике и работать с информацией | 18.04 |
-
| Волны. Звук. | 1 | Лекция | Тесты | 25.04 |
-
| Электростатика Поверхностная плотность заряда | 1 | Практикум | Уметь решать задачи Тесты | 2.05 |
-
| Работа. Потенциал. Разность потенциалов. | 1 | Решение задач Практическая работа | Уметь решать задачи и обращаться с приборами | 9.05 |
-
| Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии э/с поля. | 1 | Решение задач Практическая работа | Уметь решать задачи и обращаться с приборами | 16.05 |
-
| Творческие экспериментальные задачи | 1 | Практикум | Умение обращаться с приборами и производить измерения | 23.05 |
-
| Тестирование | 1 | Сам. Деят. | Тесты | 30.05 |
| Итого | 35 | | | |