Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Школа № 12" города Сарова
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла | Заместитель директора | приказом директора |
| | |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
Методы решения физических задач
для 11 класса
г. Саров
2017 г.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 10 -11 классов общеобразовательных учреждений естественно – научного или естественно – математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и основной и средней школе.
Цели и задачи курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Н.И. Зорина.
Элективный курс прежде всего ориентирован на развитие у школьников интереса к знаниям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. В сборнике представлена система задач постепенно возрастающей сложности по механике за курс физики средней школы. Занятия по решению теоретических задач дают возможность обеспечить учащимся материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух – трех ключевых задач на занятии в классе целесообразно дать комплект из 5 – 10 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием школьника, но общее число предлагаемых задач должно быть достаточным для удовлетворения потребностей наиболее способных и настойчивых учащихся.
В конце изучения каждой темы целесообразно проведение занятия в форме тура физической олимпиады. В этом случае все учащиеся получают одинаковые комплекты из трёх заданий. Это задание выполняется за два часа, без какой – либо посторонней помощи и без обсуждения возникших проблем с другими участниками. Итогом работы должен быть письменный отчёт, содержащий полное теоретическое решение. В конце занятия участникам выдаются заранее подготовленные критерии, а также предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведённой самооценки и выставляет окончательную оценку. В том случае, если большинство участников получило очень низкие оценки, выполнение задания целесообразно повторить на следующем занятии.
При проверке выполнения домашнего задания по решению трудных задач полезна методика, используемая при проведении турнира физиков. Одна группа рассказывает решение задач, вторая группа является оппонентом, третья – рецензентом. При объяснении решения другой задачи группы меняются таким образом, чтобы каждая выступила и докладчиком, и оппонентом, и рецензентом. Особенностью этой формы проведения занятий является обоснование решения задачи в устном выступлении. Оценка выставляется с учётом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения ( максимальная оценка – 10 баллов), а также при оппонировании ( 5 баллов) и рецензировании выступлений докладчика и оппонента ( 3 балла).
Итоговые формы проведения занятий – это коллективные соревнования школьников в умении решать задачи. Они являются хорошим дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам
Основы молекулярно – кинетической теории (4 ч)
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.
Основы термодинамики (4 ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.
Свойства паров, жидких и твёрдых тел (4 ч)
Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твёрдых тел.
Электрическое поле (5 ч)
Закон Кулона. Напряжённость поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроёмкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока (5 ч)
Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.
Электрический ток в различных средах (4 ч)
Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.
Электромагнитные явления (4 ч)
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Избранное (4 ч)
Физическая олимпиада.
Календарно – тематическое планирование
11класс.
№ п/п | № в теме | Содержание учебного материала | Дата по плану | Дата по факту |
Основы молекулярно – кинетической теории (4 ч) |
1 | | Количества вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. | | |
2 | | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. | | |
3 | | Уравнение состояния идеального газа. | | |
4 | | Изопроцессы. | | |
Основы термодинамики (4 ч) |
5 | | Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. | | |
6 | | Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. | | |
7 | | Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. | | |
8 | | Тепловые двигатели. | | |
Свойства паров, жидких и твёрдых тел (4 ч) |
9 | | Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел. | | |
10 | | Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел. | | |
11 | | Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел. | | |
12 | | Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел. | | |
Электрическое поле (5 ч) |
13 | | Закон Кулона. | | |
14 | | Закон Кулона. Решение задач. | | |
15 | | Напряжённость поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. | | |
16 | | Эквипотенциальные поверхности. | | |
17 | | Конденсаторы. | | |
Законы постоянного тока (5 ч) |
18 | | Сила тока. Сопротивление. | | |
19 | | Закон Ома для участка цепи. | | |
20 | | Электродвижущая сила. | | |
21 | | Закон Ома для полной цепи. | | |
22 | | Работа и мощность. | | |
Электрический ток в различных средах (4 ч) |
23 | | Электрический ток в металлах. | | |
24 | | Электрический ток в электролитах и газах. | | |
25 | | Электрический ток в вакууме и полупроводниках. | | |
26 | | Защита проектов. | | |
Электромагнитные явления (4 ч) |
27 | | Магнитное поле тока. Магнитная индукция. | | |
28 | | Магнитный поток | | |
29 | | Закон Ампера | | |
30 | | Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. | | |
Избранное (4 ч) |
31 | | Физическая олимпиада. | | |
32 | | Физическая олимпиада. | | |
32 | | Физическая олимпиада. | | |
34 | | Физическая олимпиада. | | |
3. Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки
8