СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса физики в 11 классе "Методы решения физических задач"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач»»




Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» ориентирована на воспитанников 11 взвода и разработана на основе следующих документов:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); 

2.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).  

3. На основе рабочей программы по физике 10 – 11 классы / Под ред. А. В. Шаталиной – Москва, « Просвещение» , 2017: примерной программы «Физика», авторы программы: Ю. И. Дик, В. А. Коровин.

4. На основе авторской программы Г.Я. Мякишева, «Программы элективных курсов. Физика. 10-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин - «Дрофа», 2007 г.

5. Авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.



Учебно-методический комплект :


П

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

11.

Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Физика-11кл (учебник)

2017

Москва, «Просвещение»

22.

А.П. Рымкевич

Сборник задач по физике10-11кл.

2017

Москва, «Просвещение»

43.


В.А. Орлов, Ю.А. Сауров

«Практика решения физических задач. 10-11 классы»

2010

«Вентана-Граф»


44.

Н.И. Зорин

«Элективный курс «Методы решения физических задач»»

2007

Москва.

«Вако»


Планируемые результаты освоения элективного курса «Методы решения физических задач»

Ожидаемыми результатами занятий являются:

- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи

средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим,

графическим, экспериментальным и т.д.;

- владеть методами самоконтроля и самооценки.

Результаты освоения курса :

Личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

- использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

        1. в познавательной сфере:

              • давать определения изученным понятиям;

              • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

              • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

              • классифицировать изученные объекты и явления;

              • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

              • структурировать изученный материал;

              • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

              • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

        2. в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

        3. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

        4. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.



Содержание курса

Данная программа включает следующие темы:

1. Электродинамика. Магнетизм.

2. Геометрическая и волновая оптика. Элементы СТО.

3. Квантовая теория электромагнитного излучения вещества.

4. Повторение. Решение задач по материалам олимпиад.

Основы электродинамики

Законы постоянного электрического тока. Магнетизм

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Электромагнитные колебания и волны

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Геометрическая и волновая оптика. Элементы СТО

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения.

Квантовая теория электромагнитного излучения вещества. Ядерная физика. Фотоэффект. Расчет волны де Бройля. Поглощение и излучение света атомом. Строение атома. Состав атомного ядра. Поглощение и излучение света атомом. Закон радиоактивного распада. Физика атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции.

Ожидаемый результат:

Школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач повышенной сложности:

1. Составлять стратегию по решению задач;

2. классифицировать предложенную задачу;

3. проводить перекодировку условия задачи;

4. определять все типы параметров, входящие в задачу;

5. определять наиболее рациональный метод решения задачи;

6. осознание деятельности по решению задач;

7. решать задачи, используя алгоритмическое предписание;

8. самоконтроль и самоанализ.



Тематическое планирование:

Название темы

Количество часов

Электродинамика

5

Колебания и волны

15

Квантовая физика

7

Повторение. Решение задач по материалам олимпиад и ЕГЭ

7

ИТОГО

34






Календарно-тематическое планирование



урока

Дата


Тема занятия

Что пройдено на уроке


Вид и форма контроля

Основные виды учебной деятельности







план

факт



Электродинамика. Электрическое и магнитные поля - 5 часов


1/1.

03.09


Характеристика решении задач раздела : общее и разное, примеры и приемы решения

Различные стороны работы с задачами. Основные приемы составления задач. Классификация задач.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Решение задач. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.


2/2.

10.09


Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами



Закон Кулона, закон сохранения заряда, напряженность, потенциал, разность потенциалов

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.






Решение задач у доски, самостоятельное решение.


3/3

17.09


Действие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие про-водников с током. Магнитные силы. Магнитное поле.


Основные свойства магнитного поля.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Решение задач . Знать: правило «буравчика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике. Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины.


4/4.





24.09


Действие магнитного поля на движущийся заряд

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Понимать смысл силы Лоренца как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца (линий магнитного поля, направления скорости движущегося электрического заряда). Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Лоренца, скорости движущейся заряженной частицы, линий магнитного поля.




5/5

01.10


Магнитное поле тока.




Магнитное поле.

Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика».


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Решение задач у доски, самостоятельное решение.






Электромагнитные колебания и волны - 15

6/1

08.10.


Электромагнитная индукция.

Электромагнитная индукция. Магнитный поток.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Решение задач у доски, самостоятельное решение задач Объяснять явление электромагнитной индукции. Знать закон. Приводить примеры применения. Понимать смысл явление электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины





7/2

15.10.


Самоиндукция. Индуктивность. Решение задач

Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Решение задач у доски, самостоятельное решение задач Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории . Описывать и объяснять явление самоиндукции.



8/3

22.10.


Энергия магнитного поля.

Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Понимать смысл физических величин «электромагнитное поле», «энергия магнитного поля». Давать определения явлений. Уметь объяснить причины появления электромагнитного поля.

9/4

05.11.


Математический маятник. Решение задач.

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач.





Колебания - 14 часов












10/5

12.11.


Динамика колебательного движения. Решение задач.

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач.


11/6











19.11.


Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Решение задач.






Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний.


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.


Применять формулы при решении задач.



12/7





26.11.


Переменный электрический ток. Решение задач.



.

Переменный ток. По-лучение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач.







13/8

03.12.


Резистор в цепи переменного тока. Решение задач

Резистор в цепи переменного тока. Решение задач.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.


Применять формулы при решении задач.

14/9

10.12.


Конденсатор в цепи переменного тока. Решение задач.


Конденсатор в цепи переменного тока. Решение задач.


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач.

15/10

17.12.


Катушка в цепи переменного тока. Решение задач.

Катушка в цепи переменного тока. Решение задач.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач.


16/11

24.12.


Решение задач по геометрической оптике : зеркала, оптические схемы.


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач

17/12

14.01.


Классификация задач по СТО и примеры их решения


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Применять формулы при решении задач

18/13

21.01.


Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Классификация задач по СТО и примеры их решения


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.


19/14

28.01.


Решение тестовых заданий

по теме: «Электромагнитные колебания и волны»

Индивидуальная работа с тестовыми заданиями

Тестирование



Формулы. Контроль и самоконтроль изученного. Применение полученных знаний при решении задач.

20/15

04.02.


Решение тестовых заданий по теме: «Электромагнитные колебания и волны»

Индивидуальная работа с тестовыми заданиями

Тестирование







Формулы. Контроль и самоконтроль изученного. Применение полученных знаний при решении задач.


Квантовая физика - 7 часов


21/1

11.02.

Фотоэффект. Решение задач.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Формирование способностей к рефлексии коррекционного типа. Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффек-та, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией.



22/2.

18.02.


Фотоэффект. Решение задач.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Формирование способностей к рефлексии коррекционного типа. Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией. Наблюдать фотоэлектрический эффект. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.

23/3

25.02.



Расчет волны де Бройля. Поглощение и излучение света атомом.


Поглощение и излучение света атомом. Решение задач.


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.



Уметь применять полученные знания на практике решения задач

24/4

04.03.


Строение атома. Состав атомного ядра. Поглощение и излучение света атомом.


Строение атома. Состав атомного ядра. Поглощение и излучение света атомом

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Формирование умений построения и реализации новых знаний. Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду.


25/5

11.03.


Закон радиоактивного распада. Физика атомного ядра

Период полураспада. Закон радиоактивного распада.. Решение задач



Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач

26/6

18.03.


Энергия связи.

Решение задач

Энергия связи ядра. Дефект масс. Решение задач

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Понимать смысл физического закона (закон радиоактивного распада).

Формирование умений построения и реализации новых знаний. Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов.

27/7

01.04.


Решение тестовых заданий.

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции. Объяснять деление ядра урана.




Повторение. Решение задач по материалам ЕГЭ - 7 часов


28/1







08.04.


Решение тестовых заданий






Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач





Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.



Уметь применять полученные знания на практике решения задач


Формирование умений построения и реализации новых знаний.


29/2

15.04.


Решение тестовых заданий

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач


Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач




Формирование умений построения и реализации новых знаний. Уметь применять полученные знания на практике решения задач

30/3

22.04.


Решение тестовых заданий

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач



Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач


Уметь применять полученные знания на практике решения задач



31/4

29.04.


Решение тестовых заданий

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач



Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач


Формирование способностей к рефлексии коррекционного типа. Уметь применять полученные знания на практике решения задач

32/5

06.05.


Решение тестовых заданий

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач



Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач


33 /6


13.05.


Итоговое тестирование

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач


34/7

20.05.


Решение тестовых заданий.

Проверить знание и умение использовать формулы в решении задач.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике решения задач




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!