СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональный мир полифонии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональный мир полифонии»

«Эмоциональный мир полифонии»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: комбинированный

Цель урока: формирование представлений об особенностях полифонического изложения музыкального материала.


Задачи урока:

Обучающие: 

1) сформировать представление о полифонии, её проявлениях в музыке;

2) сформировать представление о музыкальном творчестве немецкого композитора И.С. Баха

Развивающие:

1) развивать мыслительные и речевые способности учащихся;

2) развивать музыкальный слух, вокальные способности.

Воспитательные:

1) приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И. С. Баха

2) способствовать развитию эстетических чувств,  любви к музыке.


Методы и приемы:

  словесный,  наглядный,   междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с обучающимися.


Педагогические технологии:

диалоговые;

технология креативного мышления (разгадывание ребусов и кроссворда);

технология формирования абсолютного слуха;

технология коллективной творческой деятельности.


Планируемый результат: научить слушать, анализировать и исполнять музыкальные произведения; прийти к осознанному понятию «полифония»; развивать музыкальный вкус, вокализацию, эстетические чувства человека.



Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Знакомство с темой урока:

(В кабинете проекция звезд, на доске звезды 3 цветов (красные, синие, белые))

На фоне космической музыки «Спэйс» звучит стихотворение.

Учитель:

Я стою на пороге Вселенной.

Вихри космоса веют в лицо.

Всё, что вечно, и всё, что мгновенно

Припорошено звёздной пыльцой.


– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

– Верно, о космосе, космической музыке.

Давайте с вами разделимся на группы. С доски возьмите любую звезду, переверните и посмотрите какого она цвета. Выберите стол с соответствующим цветом вашей звезды и займите своё рабочее место. (выключить звезды)

– Какой праздник наша страна отметит 12 апреля? Верно 60 лет назад человек впервые преодолел притяжение Земли и полетел в космос.

Ребята, а вам нравится смотреть в небо? А представлять, что вы летите высоко-высоко над Землёй?

– Чем привлекал Космос людей? (притягательностью, красотой, таинственностью, загадочностью).

– Звёздное небо – великая книга Природы. Воображение писателей, композиторов, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.

Какая же она музыка космоса, музыка других миров.

– Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в её необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка композиторов, чьи имена вам уже знакомы.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, используйте приготовленные карточки с подсказками и буквы, из которых нужно сложить слова и получить название урока. (работа в группах)

«Эмоциональный мир полифонии»

На доске пишется тема урока

Какое слово вам не понятно?

Полифония. Какие будут цели урока, задачи.

Давайте с вами разберем слово ПОЛИФОНИЯ. Патефон, граммофон, мегафон какой корень повторяется. ФОН – это звук. А ПОЛИ. Поликлиника, поливитамины. В поликлинике сколько врачей, пациентов, кабинетов… А в одной маленькой витаминке сколько микроэлементов…Так как будет переводиться ПОЛИ -много. Молодцы!

Загляните в музыкальный словарик и посмотрите определение полифония.


Создает ли космос звуки? Давайте послушаем.

С чем ассоциируется тема космоса?

Да, тема космоса всегда привлекала не только простых людей, но и великих людей, не стали исключением и композиторы. Я предлагаю вам прослушать следующее произведение. ( «Токката и фуга ре минор»).

- Какие мысли навевает вам эта музыка?

Космос был загадкой, неизведанным миром. Предположите, какой композитор написал это произведение?

Верно Бах И.С.

Бах родился в 1685 году в Эйзенахе в скромной семье городского поколения. В его поколении было 7 музыкантов.

У каждой группы на столах есть статьи о Бахе, найдите информацию и выделите главное.

1. Найдите информацию о биографии композитора

2. Найдите информацию о музыкальном наследии композитора

3. Интересные факты о Бахе.

Бах жил в то время, когда мир был другим. Жизнь была более медленная и неторопливая. - Какой инструмент звучал? (орган) К какой группе инструментов он принадлежит. (К клавишно-духовой).

-А что такое токката и фуга, загляните в музыкальный словарик.

Как вы думаете, такая музыка может звучать в наше время? Посмотрите на экран, подумайте и выберете, к какой телепередаче может быть такая музыкальная заставка? (Человек и закон)

- А человек должен жить по законам?

Верно, мы должны жить по законам, так же и композиторы должны создавать свои произведения соблюдая законы музыки.

Посмотрите на слайд и вспомните средства музыкальной выразительности, которыми должны пользоваться композиторы.

Скажите, если бы Бах жил в наше время, он такую же музыку писал как раньше или другую? А что изменилось?

Мы живем в современном мире, у нас сейчас другой темп жизни, музыкальные технологии другие, объем информации другой.

Больше ли мы узнали о космосе? Во времена Баха для людей космос был загадкой, неопознанным, таинственным. Современный человек покорил просторы космоса, пусть не далекие, но близкие пути.

Современные композиторы часто посвящали свои произведения космосу, звездам. А напомните мне, куда мы сегодня осуществляем путешествие. Прослушайте 1 куплет и подумайте, о каком герое с другой планеты звучит песня?

Посмотрите на слайд и угадайте литературного героя. Верно, это Маленький принц с планеты Астероид Б-61

Скажите, а вам нравится эта песня? Давайте ее выучим, но для начала нужно распеться. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, ладони показали. Носиком все берем хороший вдох, сжимаем кулачки и на «ш» выталкиваем из себя воздух (на «с», «щ»). Обняли себя, сейчас будем брать вдох, но при этом обнимать сильно грудную клетку, чтобы воздух шел не в грудь, а в животик. Ми-я-ми-я-ми.

Разучиваем песню методом «Эхо»

Давайте разделимся на 2 голоса и разучим 2 партии

«Маленький принц» ( сл. Н.Добронравова, муз.М.Таривердиева)

Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому -
Прямо за пристанью бьётся волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.


У нас получилось полифоническое звучание.

Напомните мне, какова была цель нашего урока. Достигли мы этого?

Итогом нашей темы на уроке станет кроссворд. За правильно разгаданный кроссворд вы получите отметку 5. Давайте проверим кроссворд красные звездочки меняются с белыми

синие – с красными

белые с синими

Домашнее задание выучить текст песни наизусть.

Наш урок подходит к концу. Посмотрите, на ваших столах есть звезды. Если вам на уроке было интересно, вы узнали много нового, то возьмите красную звезду. А если что-то не поняли, то синею и прикрепите на наше звездное небо.