Просмотр содержимого документа
«Эпоха Петра Великого»
«Эпоха Петра Великого.»
Слайд – урок
подготовлен
учителем истории
МБОУ СОШ №26
Шульгиной С.В.
«Начало славных дел Петра…» ( А.С. Пушкин )
Цель урока : 1).Познакомить обучающихся с преобразованиями Петра .
2.Показать историческую необходимость реформ, их значение и итоги.
2).Воспитывать чувство гордости за Россию, уважение к простому русскому народу, благодаря которому страна вышла из отсталой в передовую державу Европы.
3).Формировать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.
4).Совершенствовать методику работы с ИКТ
План урока.
- 1. Приход к власти Петра 1.
- 2. Необходимость реформ в России.
- 3. Реформы:
- 1) в области экономики;
- 2) в системе государственного управления;
- 3) в области культуры.
- 4. Внешняя политика Петра 1.
- 5.Итоги Петровских преобразований.
30 мая 1672 года родился Пётр 1.
Рождение Петра.
Петр 1 Парсуна 17 века.
Мятеж стрельцов 1682 года.
Царевна Софья.
«Мы стали гражданами мира, но в некоторых случаях перестали быть гражданами России»
(Н. Карамзин.)
«Реформою своей стяжал он много славы
Ведь он европеизм настолько нам привил,
Что сущий искони сапог наш величавый
Шпицрутеном немецким заменил».
( А.С. Пушкин)
Задача урока: выяснить, создал ли Пётр в результате реформ совершенно новое государство или же его преобразования сохранили старую основу государственности России?
Пётр в 26 лет.
В. Суриков «Утро стрелецкой казни»
Преобразования в экономике .
К началу 18 века
Мануфактуры
К 1726 году
Около 30
Выплавка чугуна(тыс. пудов)
Около 200
150
Торговый оборот(млн. рублей)
800
Ввоз преобладал над вывозом
Ввоз – 2,1
Вывоз – 4,2
Реформа государственного управления.
Аппарат власти в
17 веке.
Аппарат власти в
18 веке.
Царь
Император
Боярская дума
Сенат
Земский собор
-
Приказы
Коллегии
Воеводы
Губернаторы
Культура
- Санкт-Петербург. Кунсткамера. Здание возводилось
- по проекту архитектора Г. Матарнови в 1718-1734 гг.
Ф
Преодолев ветров злодейство
И вьюг крутящуюся мглу,
Над городом Адмиралтейство
Зажгло бессмертную иглу.
В.Рождественский
Стрелка васильевского острова.
Петропавловская крепость.
С 1718 г. в быт русского дворянства, знатных купцов и главных мастеров вошли ассамблеи. Указ об их учреждение гласил: « Ассамблея – слово французское, которым на русском языке общим словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать вольное в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела, ибо тут может, друг друга видать и всякой нужде переговорить». В ассамблеях присутствовали и женщины, все гости были обязаны являться в платье европейского покроя. На ассамблеях исполняли модные в то время танцы: менуэт контрданс. Умение танцевать входило в число обязательных требований, предъявляемых к воспитанию дворянской молодёжи.
Внешняя политика.
Основные направления внешней политики :
2. Южное.
Задачи:
1.Выход к незамерзающим морям.
2. Укрепить безопасность границ государства.
3. Приобрести новые земли.
Основные даты.
- 1700-1721 гг. - Северная война;
- 1700-поражение русских под Нарвой;
- 1701 г. - взятие Нотебурга (Шлиссельбурга);
- 1703 г. -. начало строительства Санкт-Петербурга;
- 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта;
- 1708 г. - битва у деревни Лесной;
- 1709 г. - Полтавское сражение;
- 1711 г. - Прутский поход;
- 27.07.1714 - Гангутское сражение;
- Июнь 1720 г. - сражение у острова Гренгам;
- 1721 г. - Ништадтский мир;
- 1722-1723 гг. - Каспийский поход.
Карл Х//
Итоги Северной войны
- 1. Россия получила выход к морю.
- 2. Укрепился международный авторитет
- России.
- 3. Россия стала империей.
Основные понятия:
- Мануфактура
- Сенат, Синод, Коллегии
- «Табель о рангах»
- Рекрут
Выводы:
- 1. В чём заключалось историческая необходимость реформ?
- 2. Какие преобразования были проведены в области экономики?
- 3. Как менялась структура управления при Петре?
- 4. Каковы были итоги внешней политики России начала 18 века?
- 5. Каков был главный итог развития России при Петре?