Я – учитель
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. де Сент - Экзюпери.
Почему я стала учителем? Чем обусловлен мой выбор?
О трудностях этой профессии, особенно в современных условиях, знаю не понаслышке: я из семьи, в которой много педагогов: бабушка и дедушка, мама, родная тетя и родная сестра. Невысокая заработная плата, большая учебная загруженность, снижение авторитета учителя, сложные взаимоотношения с родителями учеников. И все же…
Все мы привыкли говорить о трудностях, связанных с новым временем, о том, что научно-техническая революция наряду с положительными моментами несёт в себе много негативных явлений: нестабильность жизни, нарушение привычных устоев и нравственных ориентиров. Всё больше и больше молодых соотечественников, отвергая общечеловеческие ценности, потянулись к красивой, сытой жизни. Буквально содрогаешься, когда видишь их циническую насмешку над идеалами разумного, доброго, вечного.
В этот нелегкий для страны момент особенно важна роль учителя. Кому же, как не мне бороться с падением воспитанности и духовности подрастающего поколения?
Придя в школу, окунувшись в педагогический процесс, наблюдая за работой коллег, поняла, что главное для меня в силу объективных и субъективных причин не отдалиться от детей, не превратиться лишь в урокодателя. Ведь каждый педагог должен помнить самую главную заповедь: «Обучая, воспитывай». Обучение – это всего лишь часть воспитания всесторонне развитой, морально устойчивой, адаптированной в современном социуме личности.
Итак, за разделами школьных программ располагается жизнь, и кто-то должен ребенку помочь познать эту жизнь , приобрести жизненно важные умения. Кто же, если не я? В этом вижу для себя первостепенную задачу, ведь подросток, не обученный взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятности, несчастья. Мне это знакомо, я сама недавно была подростком
А кого, собственно говоря, я должна вырастить? Каков государственный заказ на образование и воспитание? В Законе «Об образовании в РФ» (ст.2) читаю: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Мы привыкли ругать современную молодежь. Невольно на ум приходят следующие строки: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают пищу и изводят учителей». А ведь это написал Сократ ещё в 4 – 5 веках до н.э.!!! Значит, не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Дети нашего тысячелетия ничуть не хуже предков. Изменилась форма, а содержание осталось прежнее.
Чтобы вырастить из ребёнка человека, надо начинать этот процесс с самого раннего детства, ведь новорожденный человек – это чистый лист, на котором писать будем мы, взрослые. И то, что мы напишем, что мы заложим в его душу, то и прочтём позднее. И здесь самое главное быть для ребёнка во всём сильным… «Даже в самом малышовом возрасте люди ценят силу: сначала физическую, взрослее – силу ума, таланта, понимания, старея, - силу внимания, добра. Они любят тех, кто весел, они тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надёжнее, интереснее, кто их поймёт», - это цитата из дневниковой записи художницы Л.Киселевой. Эти слова я сделала для себя девизом в своей педагогической работе. Ведь в том и заключается профессионализм, что учитель не только доходчиво и понятно объясняет новый материал, но и своим примером закладывает общечеловеческие качества в души своих подопечных.
Моё твердое убеждение, как педагога, в том, что нельзя нам, взрослым, оставаться равнодушным ни к плохим проявлениям ребёнка, ни к хорошим. Запомнится тот учитель, который со вниманием отнесся к твоим успехам. Замечательные слова Бруно Ясинского тому подтверждение: « Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство». Поэтому стараюсь видеть и развивать в ребёнке самые лучшие качества характера, поощрять добрые и полезные помыслы, замечать то, что хотела бы увидеть в идеале, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили», и если наше разумное, доброе, вечное даст всходы и плоды, то высшей оценкой за наш труд будет являться благодарность воспитанников:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
( А. С. Пушкин )
Я стремлюсь стать учителем-профессионалом. Придя работать в школу, я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Горящие глаза, удивленно-восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд – вот, что волнует меня каждый день. Хочется все это видеть и слышать как можно чаще, поэтому стараешься, ищешь, думаешь и придумываешь. Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?
Благодаря моей любимой профессии у меня насыщенная жизнь. Каждый мой день заполнен разными событиями: встречами, замечаниями, советами, разговорами, смехом, удивлением, дежурством, шумными переменами, совещаниями, собраниями… Мне некогда скучать!