Эссе – «Я –учитель»
Учитель начальных классов МБОУ «Алябьевская СОШ»
Бессонова Ольга Васильевна
Справедливость — это основа доверия
ребенка к учителю. Но нет какой-то
абстрактной справедливости — вне
индивидуальности, вне личных интересов,
страстей и порывов.
В. А. Сухомлинский
Педагог обязан себя так вести, чтобы каждое его действие обучало, он должен понимать чего хочет достичь и чего не желает, иначе он не профессионал.
Макаренко Антон Семенович
"Педагог!" - это скорее мое приобретенное призвание. В детстве я мечтала стать актрисой или артисткой, чтобы мне дарили букеты сирени, это мои любимые цветы. По истечении лет, работая с детьми, я разгадала цепочку своих парадоксов. Подчиняясь своему кредо: «Гореть, а не тлеть», мои мечты сбылись в ином ракурсе. Ежедневно, проводя учебные занятия, я превращаюсь в актрису и свои мечты воплощаю в реальность. А достижения моих обучающихся, гордость за их успехи - это, наверное, и есть те букеты, о которых я мечтала в детстве. Я выросла, живые букеты мне жаль. А букеты из положительных эмоций я получаю каждый день. Но для этого, как и садовнику, мне необходимо трудиться, трудиться, трудиться, чтобы получать свои букеты…
Меня зовут Бессонова Ольга Васильевна. Работаю учителем начальных классов. Идеалом для меня была моя первая учительница – Соболева Мария Александровна, чуткий и добрый человек, умеющий поддержать похвалой и пожурить провинившегося. Наверное, благодаря этому замечательному человеку я поменяла мечту и в 1985 году поступила в Педагогическое училище города Кунгура Пермского края, после окончания которого пошла работать в школу. Вспоминаю, как начиналась моя карьера в роли учителя. Как же я волновалась и ждала Первое сентября. Было очень страшно войти в класс. Первый свой классный час, посвященный Дню знаний, проводила перед пустым классом, проговаривая сценарий. Но стоило только переступить порог класса, увидеть любопытные детские глаза, и волнение исчезло.
Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди. Вот именно так я думала тогда, начиная свою педагогическую карьеру, и думаю сегодня, будучи уже опытным педагогом. Для меня каждый ребёнок – это маленький мир, со своими проблемами, минусами и плюсами, целостность которого я не имею права нарушать. Но я могу помочь ребёнку найти своё место в жизни, быть уверенным в себе, научить любить себя и окружающий мир. Это возможно осуществить через личный контакт, через создание для каждого ребёнка таких ситуаций, когда он чувствует себя успешной личностью.
Жизнь не всегда складывается так, как нам бы этого хотелось. В моей педагогической деятельности был перерыв, много лет работала с детьми-сиротами, но не в школе. Но судьбе было угодно, чтобы я вновь переступила порог школы, только уже далеко от своей малой родины.
В 2014 году приехала жить и работать в поселок Малиновский. И вот я вновь стою у доски, смотрю в любопытные глазёнки детей и понимаю, что другой профессии мне вовсе и не надо. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Видеть, как мои воспитанники становятся старше и умнее с каждым годом.
Работа с маленькими детьми приносит мне заряд энергии, дети не дают скучать, делясь своими маленькими радостями и горестями. Не смотря на занятость, обязательно нахожу время внимательно выслушать каждого ребенка. Я считаю, что успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя наладить правильные доверительные отношения с детьми.
Считаю, что доброжелательные отношения между ребёнком и учителем помогают детям раскрыть свои способности, ребята не боятся ошибиться, высказывая свои мысли и суждения на уроках. Невозможно научиться чему-либо не ошибаясь. В словаре С.И. Ожегова: «Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.» Существует суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они утрачивают всякую сдержанность, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний, а излишняя строгость заставляет детей бояться учителя. Считаю, что в учителе должны сочетаться оба этих качества, которые можно объединить в одно понятие - справедливость. Учитель должен быть справедливым ко всем детям в классном коллективе. Я стараюсь придерживаться этого правила.
Исследования показывают, что в детском возрасте школьники больше всего ценят в учителях тактичность, понимание детских проблем, доброту, справедливость, общительность, доброжелательность и требовательность. Но главное, чем дорожит ученик, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. И именно в начальной школе закладывается основа доброжелательных отношений между педагогом и ребёнком.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков обучающихся, их отношения к учёбе.
Чтобы заинтересовать современных детей, научить их учиться, раскрыть их неповторимо-индивидуальные таланты, недостаточно иметь доброжелательные отношения с детьми или только знать свои предметы и методику их преподавания. Современные дети живут в современном информационном мире, поэтому учителю необходимо владеть инновационными технологиями, эффективно использовать цифровые и электронные ресурсы в образовательном процессе. Я стараюсь идти в ногу со временем. Использую на уроках современные педагогические технологии. Собираясь на урок, я стараюсь подготовить материал так, чтобы было понятно, познавательно, доступно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».
Успехи детей делают нас, учителей, счастливыми. В моём, профессиональном опыте, бывали различные ситуации, испытывала разные эмоции, чувства: и радость, чувство гордости за достижения моих подопечных, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. На мой взгляд, все дети любознательны, только им надо помочь найти свою нишу. Задача учителя заинтересовать всех детей, найти к ним ниточку, раскрыть их способности, содействовать развитию познавательных интересов, создавать условия для развития познавательной активности и способностей детей. Поэтому на учебных занятиях, во внеурочной деятельности я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы обучающихся. Моё педагогическое кредо: «Помогать ученикам становиться успешнее, то есть помогать детям проявлять свои лучшие качества.» Только самосовершенствование педагога, изменение стиля работы с детьми, ведет к повышению детской самостоятельности, активности, любознательности, развитию творческого мышления, формирует умение находить выход из трудной ситуации.
Мне часто задают вопрос: «Почему я вернулась в школу?» И я всегда отвечаю: «Мне интересно работать с детьми, наблюдать как они взрослеют. В первый класс приходят несмышленые малыши. Подрастая, они становятся рассудительными, самостоятельными, ответственными, проявляют инициативу, раскрывают свои способности и таланты, приобретая свой малый жизненный опыт. Меня это очень радует. Вот они – мои любимые букеты.»