Эссе «Я - учитель»
Хабибуллина Нурия Талховна
учитель физики МОБУ СОШ села Рощинский.
Вместо предисловия.
На одной из встреч с психологом учителям нашей школы предложили выполнить небольшой тест – продолжить предложения, начинающиеся с «Я». Больше половины коллектива написали: «Я - учитель». Психолог был в недоумении. « Я - женщина, я – мать, я - жена» отметили немногие. Мне тогда подумалось, что в этом есть глубокий смысл.
Кто – то сказал, что учитель – это даже не профессия, это образ жизни. А жизнь нельзя прожить наполовину. И я не представляю свою жизнь без этой профессии.
Глава 1.
А с чего все начиналось? Конечно же, с рождения. В нашей семье история моего рождения – предмет разговоров и шуток.
22 декабря 1967 года. За окном бушует метель, воет ветер. В доме моего отца, бывшего учителя, в моем родном селе собрались мои двоюродные братья и сестры с разных деревень. Они иногда квартировали у нас, потому, что в их селе не было школы. В тот день из-за непогоды они не смогли уехать домой.
Рано утром отец разбудил их радостной вестью о моем появлении на свет.
По воле судьбы, все участники этой истории стали учителями. А в то морозное, декабрьское утро состоялся наш первый педсовет. Так мы шутим, собравшись вместе, обсуждая общие радости и проблемы.
Глава 2.
Пролетело беззаботное детство. Яркое воспоминание той поры – веселые самодеятельные концерты, участниками которых были мы – дети одной улицы. Всероссийский лагерь «Орленок», где я определилась окончательно в выборе профессии. Буду работать с детьми!
А потом был институт, стройотряд, яркие впечатления, друзья навек!
Работать учителем я начала по распределению в одной из школ родного района. Красивое село, уютная школа, добрые и отзывчивые сельчане. И конечно, первые ученики. Вместе, с ними училась и я сама. Были трудности, но больше запомнились радостные моменты. Мне нравилось работать, как комсомольскому лидеру, с молодежью села. Проводить для детей мероприятия, будучи завучем-организатором. Я – счастливый человек, потому что рядом со мной всегда были и есть творческие люди, с которыми хочется работать с энтузиазмом. Одним из них стал мой избранник. Благодаря ему я оказалась в Рощинской школе.
Эта школа стала для меня вторым домом. Здесь я обрела творческую семью, друзей-единомышленников. Это учителя-экспериментаторы, открытые всему новому, мастера своего дела, вместе с которыми я работаю уже более двадцати лет. И все наши помыслы о детях.
Глава 3.
Говорят, что на свете нет двух, абсолютно похожих друг на друга людей. И в этом мы, учителя, убеждаемся ежедневно. Каждый ученик индивидуален, уникален и к каждому нужен особый подход. Как говорил Александр Сергеевич Пушкин, одним знания даются упорными, многочасовыми занятиями, другие посредством практики доходят до основ теории, а третьих – гениев, вообще единицы.
Я знаю, что творчество, способность творить, делают человека счастливым. И еще я уверена в том, что без творческого мышления невозможно познать науку физика. Цель своей педагогической деятельности я вижу в раскрытии индивидуальности ребенка через создание специальным образом организованной творческой среды . Для этого была организована работа кружкового объединения «Юный физик».
На открытия (решение задачи, проект ) и удачу ребенка нужно правильно настроить. Очень может быть, что с первого раза это и не удастся. Значит, меняем формулировку темы, ставим проблему. Но если и это не поможет, тогда меняем тип проблемы. Пусть будет личной ( сконструировать братишке машинку), или общественной, более масштабной.
Неординарному, одаренному ребенку обязательно надо помочь проявить себя и поверить в свои возможности. Ведь зачастую он даже не «хорошист» в учебе, но такие идеи высказывает временами! Значит, есть в нем то, что нужно развить, чтобы эта личность нашла себя в жизни. В практике моей работы есть ученики, которые через успехи в работе кружка сумели и в учебе подтянуться и завоевать признание среди сверстников. В этом им помог разработанный мною элективный курс «Физика в твоей будущей профессии». И на уроках они прослеживают роль физики в профессиях шофера, повара, художника, архитектора и т. д.
Сформированность универсальных учебных действий ученика мы видим, когда он не согласен, спорит, выдвигает свои нестандартные задачи и решения.
Именно ученики подводят учителя к диффенцированному обучению. На практических занятиях «физик» обращается к учителю только за очередной задачей, а остальные делятся на учителей и учеников. И, конечно же, это все учитель должен заранее предугадать и просчитать. Уже на уроке объяснения новой темы, мы должны замечать, как реагирует тот или иной ученик на эту тему. И для дальнейшего развития и поддержания интереса нужно подготовить проект, эксперимент, нестандартную задачу. Вот так учащиеся общеобразовательных и профильных групп постепенно готовятся к конкурсам и конференциям.
А гуманитарии с интересом выявляют интеграцию предметов физика, астрономия и литература. В своих исследованиях учащиеся ищут «физику» в бессмертных произведениях великих поэтов и писателей. И приходят к выводу, что не зря нас называют «физики-лирики».
И так каждый день. Каждый учитель говорит, что его предмет жизненно необходим. Также и я учу детей видеть физику во всем, везде. Жить по ее законам.
А всем учителям я бы сказала. Те знания, которые вы сегодня дали, помноженные на ваше творчество и упорство, не пропадут. Не верите? Повторите закон сохранения энергии …