Педсовет «Этика в профессиональной культуре педагога»
«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».
О.С. Газман
Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей.
Задачи:
1. Выявить представления учителей о профессиональной культуре учителя.
2. На основе выявленных представлений составить этический кодекс современного учителя.
Вспоминая свои школьные годы, мы можем сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем.
Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально – этической культуры.
Проблема этичного поведения учителя сегодня особенно актуальна.
Поэтому сегодняшняя наша встреча посвящена профессиональной культуре педагога.
Если мы рассмотрим понятие профессиональной культуры, оно выступает как - характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.
- А вот что является основными компонентами педагогической культуры?
Это:
1. Профессиональная квалификация
2. Нравственная культура.
3. Педагогическая этика.
4. Коммуникативная культура.
5. Информационно-технологическая культура.
На одной из составляющих профессиональной культуры учителя мы остановимся более подробно, а именно на педагогической этике.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде:
правила общения,
манеры поведения,
костюм людей, профессионально занимающихся обучением, развитием и воспитанием подрастающего поколения.
Общение.
- Наша с вами деятельность напрямую связна с общением: это общение с коллегами, с детьми, с родителями, с администрацией.
Предоставляю слово педагогу-психологу Сергеенко Елене Юрьевне, доклад на тему: «Коммуникативная культура педагога»
- Так что же такое Этика?
В толковании словаря русского языка Ожегова С.И. “Этика - это философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”.
Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Таким образом, этика изучает не только нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, но и рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Как же возникла и откуда пошло понятие педагогическая этика?
- Слово предоставляется учителю истории, Демидовой Елене Геннадьевне
«Истоки педагогической этики»
- Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвало к жизни систему школьного образования и породило особый вид общественно необходимой деятельности- профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. О структуре педагогической этики на расскажет учитель русского языка и литературы: Букарева Елена Юрьевна.
Доклад на тему: «Профессиональная педагогическая этика современного учителя»
- Теперь мы имеем преставления об педагогической этике, педагогическом такте, знаем структуру, а как же выглядит культура общения педагога на уроках? Об этом нам расскажет учитель английского языка: Денисова Екатерина Игоревна «Культура речи педагога на уроках английского языка»
- В нашей школе обучаются необычные дети. У них также проходят уроки и с ними тоже нужно общаться, показывая свое профессиональное мастерство. Слово предоставляется классному руководителю 9 класса обучающихся с ТМНР: Бирюковой Виктории Александровне. Доклад на тему: «Педагогический такт на уроке с обучающимися ТМНР»
Заключение.
Аспекты культуры поведения:
Существует несколько общих правил делового этикета педагога:
1.Пунктуальность
2. Собранность и аккуратность
3.Грамотная речь
4.Умение общаться
5. Внешний вид учителя
6.Авторитет
Предлагаем вам памятку «Этический кодекс педагога»
Решение педагогического совета
Рекомендовать к утверждению Положение о кодексе профессиональной этики педагогических работников.
Руководителям МО рассмотреть на заседании МО вопрос о соблюдении кодекса профессиональной этики педагогических работников и принятия его за основу деятельности педагогов.
Педагогу – психологу Сергиенко Е.Ю. провести психологический тренинг с педагогическими работниками «Успешный учитель»
Этический кодекс современного педагога.
Педагог - родитель:
• Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;
• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;
• В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.
Педагог - ученик:
• Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
• Учитель должен адекватно оценивать деятельность и поведение учеников.
Педагог - педагог:
• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;
• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег;
• Школа – не место для сплетен;
• Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;
• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.
Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.