СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. Тютчев. Единство мира и философия природы в творчестве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по творчеству Ф. Тютчева на тему "Единство мира и философия природы в лирике поэта". Включает биографию поэта и данные для конспектирования, анализ стихотворений "Не то, что мните вы, природа...", «Silentium!», "Тени сизые смесились".

Просмотр содержимого документа
«Ф. Тютчев. Единство мира и философия природы в творчестве»

Ф. И. Тютчев. Единство мира и философия природы в лирике поэта.


Цели урока:

Образовательная: Знать о романти­ческой литературе второй половины XIX в., ее представителях, об эстети­ческой концепции поэтов «чистого искусства», об изо­бразительно-вырази­тельных средствах их произведений; о философском ха­рактере лирики Тютчева.

Развивающая: развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного; умение строить суждение на конкретном материале; навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением.

Воспитательная: воспитывать чувство слова и культуру чувств; продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.


Ход урока.


… Неужели ты чувствуешь теплое, живое

дыхание природы,

и неужели это дыхание матери

не согревает тебя!

О, космос! Мое сочувствие к тебе велико,

Я поклоняюсь тебе…


А.И. Герцен


1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.

Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

В ходе лекции составление краткого конспекта в тетради.

Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.

1803-1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича (домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству). С 12 лет Тютчев проявил интерес к латинской литературе, занимался переводами Горация.

С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.

С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.

За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.

1822-1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.
Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».

1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

 1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.
 1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.

1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

1850-1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858-1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 г. — смерть Тютчева.



Запись в тетрадь.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

1. Поэт и поэзия.

2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества.

3. Природа.

4. Любовь.

5. Россия.

6. Христианские мотивы.

Комментарий учителя: Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние души, а ее«биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого«дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется«звук цвета» и«цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно«румяным громким восклицаньем», и т. п.).

3. Чтение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…».

1. К кому обращены первые строки стихотворения?( гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком».)
2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
3. В чем родство природы и человека?
4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

7. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?

4. Чтение и анализ стихотворения «Silentium!».

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)

2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?(Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово«молчи»?

4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к«дневным лучам»?


5. чтение и анализ стихотворения «Тени сизые смесились…».

1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?

2. Почему вечерний час для него— «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?

3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?

5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях«в час заката» должны находиться человек и внешний мир?

6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?


6. Самостоятельный анализ стихотворения «Как хорошо ты,

о море ночное…», в котором необходимо выяснить, что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души.


7. Итог урока.

Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. Именно в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек может понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.
      По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира.

8. Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!