СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фаянсовый завод

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фаянсовый завод»

Уроки 10–11. Фаянсовый завод

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работающих на отдельных этапах производства изделий из фаянса, с содержанием понятий: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор; учить различать производителя изделия по эмблеме завода, объяснять новые понятия, используя текст учебника, анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий, выполнять эскиз декора вазы и изготовлять вазу; развивать самостоятельность, внимание; воспитывать интерес к предмету, эстетический вкус


Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор; скульптор, художник

Образовательные
ресурсы

 Фаянс. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/142508/%D0%A4%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81

Наглядно-демонстрационный
материал

 мультимедийная презентация по теме, образец готового изделия, образцы фаянсовой посуды

Оборудование

учебник, рабочая тетрадь; пластилин, салфетка, пластмассовая бутылочка, подкладная доска, гуашь, кисть; немного муки или крахмала


Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работающих на отдельных этапах производства изделий из фаянса; научатся различать производителя изделия по эмблеме завода, объяснять новые понятия, используя текст учебника, выполнять эскиз декора вазы, изготовлять вазу.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о производстве фаянсовых изделий; регулятивные – научатся ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимать участие в работах парами, проявлять инициативу в коллективных творческих работах.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению материала. Сообще-

ние темы

урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Чтобы узнать тему нашего нового проекта, нужно выполнить задание Ани (учебник, с. 40).

Если учащиеся не могут ответить, предлагает прочитать ответ Вани.

– На предстоящих двух уроках вам необходимо будет выполнить проект «Ваза». С чего начинается работа над проектом?

Слушают
учителя,
выполняют задание

Фронтальная


Личностные: сориентированы на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

II. Изучение

нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ
с эле-

ментами

беседы «Фаянс и изделия из него».

Просмотр мультимедийной презентации или изделий

из фаянса

– Что такое фаянс? Какой материал он вам напоминает?

Под названием «фаянс» в керамике принято обозначать изделия из белой глины с пористым черепком, который в изломе представляет шероховатый вид и покрыт всегда глазурью. Слово «фаянс» происходит, как считают, от названия города Фаэнцы в Италии (Faenza), славившегося производством названных изделий (1487), но и во Франции (в провинции Provence) есть также старинный город Fayence, и там с тех же времен делали этого рода посуду. Как бы то ни было, впоследствии это название «фаянс» распространилось на обозначение вообще всяких итальянских изделий этого вида (XV и XVI вв.), а затем получило более обширное значение. Фаянсовые изделия окружают нас повсюду: дома, на улице, на производстве.

Показывает слайды

Смотрят

презентацию,

слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету.

Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – умеют осуществлять поиск необходимой информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления
о производстве фаянсовых изделий.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Работа
с учебником
(с. 41–

42): технологический процесс

производства фаянса

– прочитайте в учебнике (с. 41–42) информацию о технологическом процессе производства фаянса и фаянсовых изделий.
ответьте на вопросы:

– Из каких ингредиентов делают фаянс?

– Каким способом получают изделия из приготовленной массы?

– Что делают с полученными заготовками?

– Что означает термин «глазурь»?

– Какой вид имеет изделие после обжига?

– Что означает термин «декор»?

– Кто придумывает форму и декор будущего изделия?

– Какая операция является в технологическом процессе последней?

– В нашей стране есть немало заводов, изготавливающих изделия из фаянса. Как узнать, где была сделана та или иная вещь? Каждый завод ставит на изделии эмблему своего завода. Рассмотрите в учебнике (с. 41) некоторые из них.

Затем просит показать эмблемы, зарисованные дома. Помогает учащимся определить города, где расположены фаянсовые заводы, и отметить их на карте России

(рабочая тетрадь, с. 4–5)

Слушают
учителя;
работают
с учебником,

анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

III. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверка организации рабочего места

Организуют свое рабочее место

Индивидуаль-

ная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы


Беседа «Что мы будем делать?».

Работа
с учебником
(с. 43–

45) и рабочей тетрадью
(с. 28–

29)

– Можем ли мы повторить технологический процесс изготовления фаянсового изделия в классе? Каким материалом мы можем заменить смесь для производства фаянса? Прочитайте в учебнике (с. 42), какой пластилин предлагает использовать Аня и почему. Расскажите о правилах работы с пластилином. А теперь рассмотрим готовое изделие.

помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ лепки, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 43–45), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 28–29)

Анализируют готовое изделие, ин-

формацию; слушают учителя; работают с учебником; заполняют технологическую карту, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

Фронтальная









Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия

Устные ответы


Практическая работа: эскиз
вазы

(урок 10),

декорирование

(урок 11)

– придумайте эскиз вазы (в рабочей тетради, с. 29) и сделайте основу для вазы. декорируйте изделие в соответствии с выбранным вариантом.

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради (с. 28) – определить стоимость изделия, подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения
в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение задания

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ учащихся

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность

и т. д.

Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали при работе над проектом?

– Все ли вам удалось в этом проекте?

– Что не удалось? Почему?

Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание.

– выполните задание в рабочей тетради (с. 26–27; к уроку 11). Принесите: кусочки ткани, иглу, ножницы, нитки, циркуль, линейку, ленточку, бумагу для выкройки (к уроку 12)

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение




2