План-конспект
урока по теме
«Факторы среды и их влияние на биоценозы»,
Составлен
учителем биологии
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина» города Набережные Челны
Сальниковой Гульзерой Рустамовной
г. Набережные Челны
2016
Название УМК: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М., Дрофа, 2012.
Предмет: Биология
Класс: 7
Тема урока: Факторы среды и их влияние на биоценозы
Место и роль урока в изучаемой теме: Второй урок в теме «Биоценозы»
Тип урока: Изучение нового материала с использованием мультимедийной технологии
Цель урока: сформировать знания учащихся о среде обитания, факторах среды обитания, их взаимодействии и влиянии на биоценозы; о роли антропогенного фактора и его воздействии на среду обитания животных и их жизнь. Сформировать умение характеризовать влияние факторов среды на процессы жизнедеятельности организмов, приводить примеры. Воспитание биологического мышления, бережного отношения к природе.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть понятие среда обитания организмов, сформировать представления об экологических факторах (биотические, абиотические, антропогенные), рассмотреть влияние антропогенных факторов на биоценозы; формировать умения структурировать излагаемый материал, составлять схемы (формировать метапредметные универсальные учебные действия); выяснить в ходе совместной деятельности с учащимися, какие экологические факторы и как влияют на животный мир.
Развивающие: развивать познавательные универсальные учебные действия: анализ, синтез, умение сравнивать, выделять главное; продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей учащихся: внимание, память, речь, мышление.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; продолжить работу по развитию навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнивать, обобщать; творчески мыслить.
Предметные УУД: определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды»
Познавательные УУД: характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.
Регулятивные УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
Коммуникативные УУД: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
Личностные УУД: Формирование основ экологической культуры.
Методы, приемы работы: информационный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, контроля и самоконтроля, рефлексия по окончанию урока.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер (Microsoft Office 2007), медиапроектор, экран.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Использованная литература:
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012 г.
Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. – М. Экзамен, 2006.
План урока.
№ п/п | Этапы урока | Время |
-
| Организационный момент. | 1 мин. |
-
| Постановка целей урока и актуализация знаний. | 3 мин. |
-
| Изучение нового материала а) изучение понятия «среда обитания» б) изучение понятий «экологический фактор», виды экологических факторов | 26 мин. 5 мин. 21 мин. |
-
| Закрепление | 8 мин. |
-
| Итог урока | 2 мин. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Приветствие, настрой на плодотворную работу во время урока | Приветствуют учителя. |
2. Постановка целей урока и актуализация знаний. | Тема нашего урока «Факторы среды и их влияние на биоценозы». Что мы должны вспомнить? Дайте определение понятию «биоценоз». Итак, что же мы должны узнать на этом уроке? | Что такое биоценозы? Биоценоз – это совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих конкретный участков суши или водоема, характеризующийся определенными взаимоотношениями между собой и приспособленность к условиям среды обитания. Что такое среда, какие существуют факторы среды и как они влияют на биоценозы. |
3. Домашнее задание | С каким параграфом мы будем работать на уроке? §54, закончить работу в рабочей тетради по §54 | С параграфом 54. Записывают домашнее задание |
4. Изучение нового материала а) изучение понятия «среда обитания» | Обратите внимание на слайд. Что объединяет этих животных? Что же такое среда обитания? Найдите ответ на стр. 273. Вновь обратим внимание на слайд. Какие среды обитания данных животных представлены? А какую среду обитания занимают глисты, вши, блохи? Верно, отразим это в виде схемы. Как вы думаете отличаются ли эти среды обитания по специфике условий? Какая среда обитания была заселена живыми организмами первой? Почему? В какой среде обитания больше всего кислорода? Меньше? В какой среде обитания больше всего воды? Меньше? Какая среда имеет минимальную плотность? Максимальную? Какая из сред максимально освещена? Минимально? Какая среда характеризуется минимальными перепадами температуры? | Они обитают в одной среде обитания. Работа с текстом учебника. Среда обитания – это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы. Записывают определение в тетради. Водная, наземно-воздушная, почвенная. Организменную. Записывают схему Конечно. Водная, так как жизнь зародилась в воде. Наземно-воздушная. Организменная. Водная. Наземно-воздушная. Наземно-воздушная. Почвенная. Наземно-воздушная. Почвенная. Наземно-воздушная. Организменная. Организменная. |
б) изучение понятий «экологический фактор», виды экологических факторов | Как вы думаете, влияет ли среда обитания на организмы? А как она влияет? Найдите, пожалуйста, на стр. 273 первый абзац, как называются условия среды влияющие на организмы. [Учебная ситуация] Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть влияние среды на конкретный организм. Пусть это будем мышка. В ходе беседы указываются факторы, влияющие на жизнь организма (например: количество корма, хищники, паразиты, яды и пр.). Параллельно идет работа на экране компьютера и в тетради учащихся. А сколько выделяют факторов среды? Перечислите их, пожалуйста. Запишем это в виде схемы. Давайте выделим эти факторы на нашем примере с мышкой, для этого каждый экологический фактор будем обозначать определенной фигурой. Например, абиотические – овал, биотические – прямоугольник, антропогенные – треугольник. Учитель совместно с учениками работает со слайдом 7, происходит само- и взаимопроверка понимания учащимися учебного материала. Теперь нам необходимо составить характеристику экологических факторов. Делимся по рядам. 1 ряд – абиотические факторы 2 ряд – биотические факторы 3 ряд – антропогенные факторы | Да. Организмы вынуждены приспосабливаться к среде обитания. Работа с текстом учебника. Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов называются экологическими факторами или факторами среды. Записывают определение в тетради. Рисуют в тетради посередине листа мышку и стрелками показывают факторы, влияющие на нее. Три. Абиотические, биотические и антропогенные. Записывают схему в тетради. Работа с текстом учебника и тетрадью. После окончания работы учащиеся дополняют друг друга и дописывают схему. |
5. Закрепление | Определить среду обитания животного. Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные. Поедание малины медведем. Холодная зима. Выбросы вредных веществ в атмосферу. Опыление растений насекомыми. Минеральный состав и содержание гумуса в почве Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами Ультрафиолетовое излучение Рельеф местности Лесной пожар, возникший из-за окурка. | |
6. Итог урока | Рефлексия. Итак, что же мы сегодня изучали? Как мы это изучали? Что нового узнали? Все ли из запланированного мы изучили? Что понравилось? Что не понравилось? Выставление оценок. Спасибо за урок. | |