Финансовая грамотность как метапредметный результат.
«Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайшие тираны. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…» Ирвинг Фишер (американский экономист)
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку молодежи к взрослой жизни.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»
Целью данной работы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с активными приемами, средствами и формами обучения финансовой грамотности.
2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.
3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.
Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Необходимость основ финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.
Проблема: Бытует мнение: чтобы разбираться в сфере финансов, нужно много считать — а значит, преподавать финансовую грамотность имеет смысл на уроках математики, информатики, физики. А предметы гуманитарного и ественнонаучного цикла подходят для этого ?
Да, ничуть не хуже: тема денег «звучит» в истории, в обществознании, в литературе, географии и биологии. А почему сложилась такая ситуация?
К сожалению, на сегодняшний день не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. В своей работе хотелось бы обратиться к литературе, географии, информатике и химии, так, как ведение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» . (В.А. Болотов, В.В. Сериков).
Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
1.Использовать различные приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
Связь с жизнью
Чтение бизнес – новостей
Пословицы и полезные высказывания о деньгах
Решение финансовых задач
2. Различные способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Следует отметить, что редко на своих уроках учитель какой-либо один метод использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения .
3. Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.
4. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас.
Как же мы можем применять данные приемы и различные способы организации учебно-воспитательного процесса? Посмотрим на примере наших рабочих групп
Языковеды:
Именно литература помогает людям ответить на многие жизненно важные вопросы. Литературные произведения обладают важным воспитательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев. Во время чтения мы живём бедами и радостями, заботами и удачами героев, вместе с ними делаем важные жизненные открытия и выводы из них. После прочтения книги жизненный опыт героев остается внутри нас. Он помогает нам в реальной жизни.
Таким образом, ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок поможет вынести уроки по финансовой грамотности школьников.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом художественного произведения по формированию финансовой грамотности .Эти произведения хорошо вам известны. Итак, к делу.
Задание для участников мастер-класса. Попробуйте привести примеры из других произведений, герои которых оказываются в такой же ситуации.(заполнение таблицы из приложения) «Уроки финансовой грамотности от литературных героев»
Герой произведения | «Уроки» | Приемы | В каких произведениях есть похожая ситуация? |
Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин | Урок первый: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону | Инсценирование. | |
Владимир Дубровский из романа «Дубровский» А.С.Пушкина | Урок второй: Бережно относитесь к финансовым документам | Проблемный вопрос Сравнительная таблица Словарь финансовых терминов | |
Чичиков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Уроки пятый и шестой В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года. Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги. | Решение финансовой задачи | |
География
В содержании школьного предмета «География» содержится большое количество важных вопросов науки и практического характера. Как можно внедрять в школьную практику обучения географии развитие процесса образования молодежи в области финансовой грамотности?
Вам предстоит побывать в роли начинающего предпринимателя, который принял непростое решение – создать собственное дело.
Задание
Выбрать страну, определить её уровень экономического развития
Придумать наименование своей коммерческой организации
Открыть свое предприятие, чтобы оно было востребованным и прибыльным на основе факторов размещения производства
Создать рекламу производимой продукции
Выбрать рынок сбыта товара
Либо другое задание:
В 7 классе физическая география материков и океанов. При изучении любого материка можно применить практические задачи по финансовой грамотности. Например, при изучении Южной Африки можно ребятам предложить воображаемое путешествие в ЮАР, где должны подготовится к поездке. Расширить и углубить знания учащихся об особенностях природы Южной Африки, населении и хозяйственной деятельности; дать представление о современной политической карте региона; составить краткую страноведческую характеристику ЮАР; знать основные этапы подготовки к поездке в зарубежную страну.
Информатика:
Современный американский экономист П. Друкер писал: «То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное…..Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность – вот что имеет решающее значение, определяет её ценность – вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех».
Задачи по теме «Информация и информационные процессы» 1. Выбор модели компьютера Николай планирует купить ноутбук для работы, затратив при этом не более 85 000 руб. без учета стоимости доставки. Так как Николай в основном планирует заниматься компьютерной графикой и моделированием движения объектов, для него важны следующие технические параметры компьютера: мощная видеокарта с поддержкой технологии CUDA, процессор не ниже четырехъядерного Core i7 и не менее 16 ГБ оперативной памяти.
Задание 1. Зайдите на сайты нескольких магазинов, продающих ноутбуки. Или можете воспользоваться любым сервисом-агрегатором. 2. Воспользуйтесь фильтрами и выберите параметры в соответствии с требованиями Николая. 3. Составьте и заполните таблицу с вариантами покупки (не менее 5 вариантов) следующего вида: 4. На основании полученных данных выберите наилучшее предложение. Обоснуйте выбор. 2. Стоимость Биг-Мака в разных странах Как ответить на вопрос «Где выгоднее всего жить?».
Либо другое задание:
Одним из способов ответа является расчет так называемого индекса (стоимости) Биг-Мака — гамбургера, выпускаемого американской сетью ресторанов Макдональдс, представленной во многих странах мира. Рестораны Макдональдс используют одинаковый набор продуктов и единую рецептуру приготовления гамбургера. Но в разных городах мира различный уровень цен на ингредиенты, электричество, различные заработные платы, налоги и т.д., поэтому гамбургер в разных городах мира будет иметь разную стоимость в пересчете в одной валюте, например, долларах США. То есть, чем дороже гамбургер, тем дороже жизнь в этом регионе. В прилагаемой таблице посмотрите данные о стоимости Биг-Мака в разных странах мира в местной валюте (она два раза в год собирается и публикуется на сайте журнала «Economist» http://www.economist.com/content/big-mac-index) Задание Распределите страны по убыванию стоимости Биг-Мака в долларах.
В современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, современная школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, т.е. современные школьники должны владеть финансовой грамотностью.
Школы обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний:
- доступность аудитории,
- мотивированность к обучению,
- регулярность занятий,
- имеющийся педагогический потенциал,
- развитые образовательные технологии,
- сформированная образовательная среда.
Именно школа охватывает все 100% населения.
Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников.
Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять личными (семейными) финансами.