СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность как метапредметный результат.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка как материал, для повышения профессиональной компетентности в области обучения школьников финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность как метапредметный результат.»

Финансовая грамотность как метапредметный результат.


«Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайшие тираны. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»  Ирвинг Фишер (американский экономист)


Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку молодежи к взрослой жизни.


Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»

 

Целью данной работы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с активными приемами, средствами и формами обучения финансовой грамотности.

2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.

3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.


Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Необходимость основ финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.


Проблема: Бытует мнение: чтобы разбираться в сфере финансов, нужно много считать — а значит, преподавать финансовую грамотность имеет смысл на уроках математики, информатики, физики. А предметы гуманитарного и ественнонаучного цикла подходят для этого ?

Да, ничуть не хуже: тема денег «звучит» в истории, в обществознании, в литературе, географии и биологии. А почему сложилась такая ситуация?


К сожалению, на сегодняшний день не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. В своей работе хотелось бы обратиться к литературе, географии, информатике и химии, так, как ведение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» . (В.А. Болотов, В.В. Сериков). 


Как именно необходимо организовать учебную деятельность?


1.Использовать различные приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

Связь с жизнью

Чтение бизнес – новостей

Пословицы и полезные высказывания о деньгах

Решение финансовых задач


2. Различные способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Следует отметить, что редко на своих уроках учитель какой-либо один метод использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения .


3. Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.


4. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас.



Как же мы можем применять данные приемы и различные способы организации учебно-воспитательного процесса? Посмотрим на примере наших рабочих групп


Языковеды:

Именно литература помогает людям ответить на многие жизненно важные вопросы. Литературные произведения обладают важным воспитательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев. Во время чтения мы живём бедами и радостями, заботами и удачами героев, вместе с ними делаем важные жизненные открытия и выводы из них. После прочтения книги жизненный опыт героев остается внутри нас. Он помогает нам в реальной жизни.

Таким образом, ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок поможет вынести уроки по финансовой грамотности школьников.


Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом художественного произведения по формированию финансовой грамотности .Эти произведения хорошо вам известны. Итак, к делу.


Задание для участников мастер-класса. Попробуйте привести примеры из других произведений, герои которых оказываются в такой же ситуации.(заполнение таблицы из приложения) «Уроки финансовой грамотности от литературных героев»

Герой произведения

«Уроки»

Приемы

В каких произведениях есть похожая ситуация?

Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин

Урок первый: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону

Инсценирование.


Владимир Дубровский из романа «Дубровский» А.С.Пушкина

Урок второй: Бережно относитесь к финансовым документам

Проблемный вопрос

Сравнительная таблица

Словарь финансовых терминов


Чичиков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Уроки пятый и шестой В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года. Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги.


Решение финансовой задачи





География

В содержании школьного предмета «География» содержится большое количество важных вопросов науки и практического характера. Как можно внедрять в школьную практику обучения географии развитие процесса образования молодежи в области финансовой грамотности?


Вам предстоит побывать в роли начинающего предпринимателя, который принял непростое решение – создать собственное дело.

Задание

  1. Выбрать страну, определить её уровень экономического развития

  2. Придумать наименование своей коммерческой организации

  3. Открыть свое предприятие, чтобы оно было востребованным и прибыльным на основе факторов размещения производства

  4. Создать рекламу производимой продукции

  5. Выбрать рынок сбыта товара


Либо другое задание:


В 7 классе физическая география материков и океанов. При изучении любого материка можно применить практические задачи по финансовой грамотности. Например, при изучении Южной Африки можно ребятам предложить воображаемое путешествие в ЮАР, где должны подготовится к поездке. Расширить и углубить знания учащихся об особенностях природы Южной Африки, населении и хозяйственной деятельности; дать представление о современной политической карте региона; составить краткую страноведческую характеристику ЮАР; знать основные этапы подготовки к поездке в зарубежную страну.


Информатика:

Современный американский экономист П. Друкер писал: «То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное…..Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность – вот что имеет решающее значение, определяет её ценность – вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех». 

Задачи по теме «Информация и информационные процессы» 1. Выбор модели компьютера Николай планирует купить ноутбук для работы, затратив при этом не более 85 000 руб. без учета стоимости доставки. Так как Николай в основном планирует заниматься компьютерной графикой и моделированием движения объектов, для него важны следующие технические параметры компьютера: мощная видеокарта с поддержкой технологии CUDA, процессор не ниже четырехъядерного Core i7 и не менее 16 ГБ оперативной памяти.


Задание 1. Зайдите на сайты нескольких магазинов, продающих ноутбуки. Или можете воспользоваться любым сервисом-агрегатором. 2. Воспользуйтесь фильтрами и выберите параметры в соответствии с требованиями Николая. 3. Составьте и заполните таблицу с вариантами покупки (не менее 5 вариантов) следующего вида: 4. На основании полученных данных выберите наилучшее предложение. Обоснуйте выбор. 2. Стоимость Биг-Мака в разных странах Как ответить на вопрос «Где выгоднее всего жить?».


Либо другое задание:

Одним из способов ответа является расчет так называемого индекса (стоимости) Биг-Мака — гамбургера, выпускаемого американской сетью ресторанов Макдональдс, представленной во многих странах мира. Рестораны Макдональдс используют одинаковый набор продуктов и единую рецептуру приготовления гамбургера. Но в разных городах мира различный уровень цен на ингредиенты, электричество, различные заработные платы, налоги и т.д., поэтому гамбургер в разных городах мира будет иметь разную стоимость в пересчете в одной валюте, например, долларах США. То есть, чем дороже гамбургер, тем дороже жизнь в этом регионе. В прилагаемой таблице посмотрите данные о стоимости Биг-Мака в разных странах мира в местной валюте (она два раза в год собирается и публикуется на сайте журнала «Economist» http://www.economist.com/content/big-mac-index) Задание Распределите страны по убыванию стоимости Биг-Мака в долларах.


В современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, современная школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, т.е. современные школьники должны владеть финансовой грамотностью.

Школы обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний:

- доступность аудитории,

- мотивированность к обучению,

- регулярность занятий,

- имеющийся педагогический потенциал,

- развитые образовательные технологии,

- сформированная образовательная среда.

Именно школа охватывает все 100% населения.


Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников.


Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять личными (семейными) финансами.