СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Отечественная литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд оценочных средств по дисциплине для СПО

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Отечественная литература»



Министерство культуры по делам национальностей

и архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

«Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»









ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине


Отечественная литература





специальность 51.02.01. «Народное художественное творчество»

по видам: «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество»

углубленная подготовка











Чебоксары

2018

Организация – разработчик:

БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)» Минкультуры Чувашии



Составители:


Васильева В. Н., преподаватель русского языка и литературы БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»









С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Паспорт фонда оценочных средств 4 стр.


  1. Приложение 1. Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Наименование дисциплины» для текущей аттестации стр. 11


  1. Приложение 2. Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Наименование дисциплины» для промежуточной аттестации стр. 31










ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

«Отечественная литература»


специальность 51.02.01. «Народное художественное творчество»

по видам: «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество» (углубленная подготовка)


  1. Результаты освоения учебной дисциплины.


В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:


Результаты обучения: умения, знания, компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания


Уметь:

У 1. Анализировать творчество писателя и содержание отдельного литературного произведения

Анализирует творчество писателя и соотносит его к литературному направлению эпохи; анализирует содержание произведения, выявляет своё отношение к происходящим событиям (развивает умение анализировать произведение, расширяет свой кругозор;


У 2. Использовать литературные произведения в профессиональной деятельности

Применяет знание литературных произведений в профессиональной деятельности


Знать:

З 1. Устное народное творчество

Вспоминает и перечисляет название основных памятников устного народного творчества


З 2. Литературные памятники древней Руси

Знает жанры Древней Руси, её самобытный характер(Знает тематику и содержание литературных памятников Древней Руси (делает выводы о связи истории и литературного произведения

вспоминает даты исторического события и соотносит произведение с исторической ситуацией)


З 3. Творчество выдающихся писателей и шедевры отечественной литературы

Знает основные сведения о жизни и творчестве выдающихся писателей...(Передаёт основные аспекты творчества выдающихся писателей, перечисляет темы, содержание шедевров отечественной литературы


З 4. Понятия содержания, формы, жанра, творческого метода

Отслеживает основные сведения из теории литературы, использует их при анализе литературного произведения (Имеет представление о многообразии жанров и литературных напрвлений)


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Объясняет сущность деятельности своей будущей профессии;

приводит примеры, подтверждающие значимость будущей профессии;

воспроизводит оценки социальной значимости своей будущей профессии и объясняет основания этих оценок.


ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Самостоятельно планирует и реализовывает собственную образовательную деятельность; может аргументировать собственный выбор методов и способов деятельности, оценивает качество и эффективность выполненной работы


ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Предлагает источник информации для получения недостающих знаний и обосновывает своё предложение извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Анализирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, ценности) для решения профессиональных задач


ОК 11

Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Применяет приобретённые умения и знания профильных

дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности


ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки

Демонстрирует умение разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы; грамотное составление художественных программ и постановок


ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников

Умеет выбирать лучшие образцы народного художественного творчества; демонстрирует способности накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.


ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности

Умеет применять знания психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности






  1. Тематический план и содержание фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Литература»


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

ПК, ОК

Наименование темы

Уровень освоения темы

Наименование

контрольно – оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Древнерусская литература.


ОК1

ОК2

ПК1.3

ПК1.5

Тема 1.1. Основы древнерусской мифологии.


Контрольная работа работа № 1 – n, по теме, разделу

Контрольная работа по учебной дисциплине

Раздел 2. Русская классическая литература.


ОК1

ОК4

ОК8

ПК1.3

ПК1.5

Тема 2.1. Русская литература 18 века.


Вопросы для устного (письменного) опроса по теме, разделу

Вопросы для устного (письменного) зачета


ОК1

ОК4

ОК8

ПК1.3

ПК1.5

Тема 2.2. Литература на рубеже 19-20 веков.


Тест по теме, разделу

Тест по учебной дисциплине

Раздел 3. Литературные процессы в 20 веке.


ОК1

ОК4

ОК8

ПК1.3

ПК1.5

Тема 3.1. Литература 20-х годов XX века.


Реферат, доклад, сообщение, эссе

Экзаменационные билеты для устного (письменного) экзамена


ОК1

ОК4

ОК8

ОК11

Тема 3.2. Сатира 20-30 годов.


Индивидуальный (групповой) проект, в т.ч. курсовой проект (работа)



ОК1

ОК4

ОК8

ОК11

Тема 3.3. Фантастическое и романтическое в произведениях 30-х годов.


Лабораторная работа


Раздел 4. Литература 40-80 годов.


ОК1

ОК2

ОК4

ОК8

ОК11

Тема 4.1. Великая Отечественная война в литературе.


Опрос



ОК1

ОК2

ОК4

ОК8

ОК11

Тема 4.2. Литература 50-х годов.


Практическое занятие – решение ситуационных задач



ОК1

ОК2

ОК4

ОК8

ОК11

Тема 4.3. Литература 60-80 годов.


Практическое занятие – семинар, круглый стол


Раздел 5. Драматургия.


ОК1

ОК2

ОК4

ОК8

ОК11

Тема 5.1. Драматургия 70-х годов.


Практическое занятие – расчетно графическая работа


Раздел 6. Городская проза.


ОК1

ОК2

ОК4

ОК8

ОК11

ПК1.3

ПК1.5

Тема 6.1. Городская проза.


Рабочая тетрадь


Раздел 7. Деревенская проза.


ОК1

ОК2

ОК4

ОК8

ОК11

ПК1.3

ПК1.5

Тема 7.1. Деревенская проза.




Приложение 1


Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Отечественная литература» для текущего контроля знаний, умений обучающихся


Тема 1.1. Основы древнерусской мифологии.

Тест «Древнерусская литература»

1. Летописание на Руси началось:

а) в 10 веке;

б) в 11 веке;

в) в 12 веке.

2. Первым летописцем был монах:

а) Никон;

б) Нестор;

в) Сильвестр.

3. Летопись – это:

а) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий;

б) исторический документ;

в) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях.

4. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

а) анонимность;

б) глубокий психологизм;

в) нет занимательного сюжета;

г) юмористическое содержание;

д) многожанровость;

е) не допускается вымысел.

5. Укажите предполагаемых авторов «Повести временных лет»:

а) протопоп Аввакум;

б) монах Нестор;

в) митрополит Илларион;

г) монах Сильвестр;

д) Боян.

6. Что входит в «Повесть временных лет»?

а) трагедии;

б) библейские сказания;

в) договоры;

г) предания;

д) сказки;

е) краткие погодные записи.

7. Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

а) гуманистическая;

б) патриотическая;

в) идея любви и дружбы.

8. В каких фрагментах «Повести…» проводится мысль о силе и мудрости русских князей?

а) Изобретение славянской грамоты;

б) Взятие Олегом Царьграда;

в) Смерть Олега от своего коня;

г) Строительная деятельность Ярослава.

9. Что в 10 веке явилось определяющим фактором при формировании русского национального характера и самосознания?

а) языческие традиции Руси;

б) географическое положение Руси;

в) православное христианство, привнесённое на Русь.

10. Почему Александр Невский принял решение отказаться от покровительства Ливонского ордена в борьбе с монголо-татарами?

а) рыцари Ливонского ордена просили за свою помощь слишком много денег;

б) князь хотел сохранить православную веру на Руси;

в) князь надеялся сам разгромить монголо-татар и получить всю славу и богатства;

г) хан Золотой Орды пообещал Александру Невскому земли и богатства.

11. Древнерусская литература относится к периоду:

а) 9 - 13 век;

б) 11 – 18 век;

в) 11 – 17 век.

12. Основными жанрами древнерусской литературы были:

а) роман;

б) жития;

в) повести;

г) летописи;

д) стихотворения.

13. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен

а) князем Владимиром;

б) Нестором;

в) Александром Невским.



Тема 2.1. Русская литература 18 века.

Тест «Литературные направления 18 века»

1. В каком варианте ответа хронологически верно расположены литературные направления? 

1) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм;

2) классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм;

3) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;

4) сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм.

2. Укажите неверное утверждение. 

1) Термин «классицизм» переводится как «образцовый»;

2) Термин «сентиментализм» произошел от французского слова sentiment – чувство. 

3) Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XX века. 
4) Термин «реализм» получил свое название от латинского realis - вещественный, действительный. 

3. Для литературного направления классицизм характерно:

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы;

2) воспевание «естественного человека», введение пейзажа в повествование;

3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах;

4) теория «трёх штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом.

4. В традициях русского классицизма работали:

1) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский;

2) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин;

3) М. Горький, В.А. Жуковский, В.К. Тредиаковский;

4) А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, Н.В.Гоголь.

5. Кто является автором «теории трёх штилей»?

1) Д.И. Фонвизин;

2) В.К. Тредиаковский;

3) А.П. Сумароков;

4) М.В. Ломоносов.

6. Для литературного направления сентиментализм характерно:

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы;

2) теория «трёх штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом;

3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах;

4) доминантой «человеческой природы» является чувство, а не разум.

7. К писателям-сентименталистам относится:

1) Н.М. Карамзин;

2) Д.И. Фонвизин;

3) Г.Р. Державин;

4) М.Ю. Лермонтов.

8. Укажите произведение, написанное в стиле сентиментализма. 

1) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;

2) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;

3) «Ода на день восшествия Елисаветы на престол» М.В. Ломоносова;

4) «Фелица» Г.Р. Державина.

9. Для литературного направления романтизм характерно: 

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы;

2) воспевание «естественного человека», введение пейзажа в повествование;

3) теория «трёх штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом;

4) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах.

10. К поэтам-романтикам относятся: 

1) В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин;

2) В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев;

3) Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь;

4) А.П. Сумароков, И. Бунин, А. Блок.

11. Укажите произведение, написанное в стиле романтизма. 

1) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова;

2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;

3) «Мёртвые души» Н.В. Гоголя;

4) «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

12. Укажите причину, по которой данный отрывок из произведения В.А. Жуковского относится к романтизму. 

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

Ужель иссякнули всех радостей струи?

О вы, погибши наслажденья!

(В.А. Жуковский «Вечер»)

1) главный герой – известная историческая личность, жанр ода;

2) разговорная лексика, воспевание радости жизни, жанр стихотворение;

3) одиночество лирического героя, размышления о быстротечности жизни, жанр элегия;

4) лирический герой типичная личность, характерная для описываемого времени, жанр поэма.

13. Для литературного направления реализм характерны: 

1) высокая тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах;

2) искания идеального образа жизни вне цивилизованного общества, стремление к естественности в поведении человека;

3) особый интерес к окружающей действительности, противопоставление реального мира идеальному;

4) изображение пороков и недостатков российского общества.

14. К писателям-реалистам относятся:

1) М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.К. Тредиаковский;

2) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь;

3) Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев;

4) В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, М. Горький.

15. Укажите произведение, написанное в стиле реализма.

1) «Властителям и судиям» Г.Р. Державина;

2) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;

3) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;

4) «Светлана» В.А. Жуковского.


Тема 2.2. Литература на рубеже 19-20 веков.

Тест по поэзии начала 20 века.

I вариант.

1.Авангардистское течение, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее:

1) символизм 2) акмеизм 3) футуризм

2. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый?

1) символизм 2) акмеизм 3) футуризм

3. Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом» является произведением:

1) на историческую тему

2) о современности

3) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

4. Под каким псевдонимом писал стихи Борис Николаевич Бугаев?

1) Мандельштам 2) Белый 3) Бальмонт

5. Кому принадлежат сборники стихов «Жемчуга», «Чужое небо», «Романтические цветы», «Колчан»?

1) Цветаева 2) Гумилев 3) Брюсов

6. Кто из поэтов после Октября оказался в эмиграции?

1) Северянин 2) Гумилев 3) Мандельштам

7..Назовите годы жизни А.А.Блока.
8.Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?
9.Блок разделил свою лирику на три книги, которые представляли собой «тезис», «антитезис» и «синтез» ( «трилогия вочеловечения»).К какой книге относится цикл «Страшный мир»?
10.Укажите, как назывался первый сборник стихов Есенина, вышедший в 1919 г.?
11.Кто из современников Есенина дал следующий отзыв на его стихи:
«Стихи свежие, чистые, голосистые. Многословный язык»?



12. Какой литературный прием использовал Есенин при написании следующих строк?

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду…

А) гипербола Б) сравнение В)олицетворение Г)метафора



13.Какая из приведенных строк – не из стихов Есенина?


Ты жива еще моя старушка…




Подруга дней моих суровых…




Отговорила роща золотая…

14.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок

15.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

А)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев

16.Чей это портрет и какое это произведение, автор:

В зубах- цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

17. Определите стихотворный размер отрывка стихотворения Бальмонта:

Серп луны молодой

Вместе с пышной звездой

В голубой вышине

Ярко видится мне.

1) Дактиль 2) Амфибрахий 3) Анапест

Тест по поэзии начала 20 века.

II вариант.



1. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм. Основными принципами эстетики является «искусство для искусства», недосказанность, замена образа:

1) символизм 2) акмеизм 3) футуризм

2. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Ахматова, Гумилев, Городецкий, Мандельштам?

1) символизм 2) акмеизм 3) футуризм

3. Закончив какое произведение Блок написал в дневнике: « Сегодня я –гений»?

1) «На поле Куликовом» 2) «Соловьиный сад»3) «Двенадцать»

4. Кто из поэтов после Октября оказался в эмиграции?

1) Блок 2) Бальмонт 3) Мандельштам

5. Кому принадлежат сборники стихов «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Версты»?

1) Цветаева 2) Гумилев 3) Брюсов

6. Под каким псевдонимом писал стихи Борис Николаевич Бугаев?

1) Северянин 2) Белый 3) Бальмонт

7.В каком столетии родился Сергей Есенин?

1.

В XVIII 2. В XIX 3. В XX

8..Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина?
9.Откуда родом Есенин?

1. Из Санкт-Петербурга 2. Из Московской области 3. Из Рязанской области

10.Какое стихотворение Есенина не относится к философской лирике.
-«Русь уходящая»
-«Не жалею, не зову…»
-«Хороша была Танюша»
-«По-осеннему кычет сова…»

11.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет

12.Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?

а ) В.Маяковский б )А.Крученых в )В.Хлебников г )Н.Гумилев

13.С каким городом связана судьба А.Блока?
14.
Когда произошло знакомство Блока с творчеством Есенина?


1.Есенин сам принес Блоку свои стихи




2.Блок прочитал стихи Есенина, опубликованные в газете




3.Блок был поэтическим наставником Есенина

15. Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку?

а ) «Вхожу я в темные храмы» б ) «Незнакомка» в ) «Несказанное, синее, нежное..»

16 Чей это портрет, какое это произведение, автор:

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ.

17. Какой литературный прием использовал В.Маяковский при написании следующих строк?

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разрыдалась так по-детски…

а ) гротеск б ) гипербола в ) олицетворение г ) сравнение

Темы докладов:

1. Творчество В. Брюсова;

2. Творчество Д. Мережковского;

3. Судьба и творчество Марины Цветаевой;

4. Творческий путь Бориса Пастернака;

5. Судьба и творчество Николая Гумилёва;

6. Анна Ахматова;

7. Творчество футуристов и Владимира Маяковского.


Тема 3.1. Литература 20-х годов 20 века.

Вопросы и задания по повести А. Платонова «Котлован»

1. Выделите основных героев повести и охарактеризуйте их.

2. Анализ символов произведения.

3. Выпишите из текста примеры языка несообразностей. Чем вы их можете объяснить?

4. Проанализируйте «планы жизни» Вощева, его выводы о строительстве котлована.

5. Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»?

6. Докажите, что сцены, когда герои остаются наедине с собой, играют большую роль в композиции произведения.

7. Почему столь дорогой для землекопов стала найденная ими девочка Настя? Докажите, что образ девочки занимает особое место в повести.

8. Почему она умирает? Как рисует Платонов смерть ребенка?

9. Почему «котлован» рыли для счастья, а получилась могила для ребенка?

10. В начале повести говориться о строительстве близ города, а потом о событиях в деревне. Не нарушает ли это цельности произведения? Подтвердите свою точку зрения.

11. Какой смысл содержит название повести Платонова?
12. Напишите рецензию на повесть А. Платонова «Котлован».

Тема 3.2. Сатира 20-30 годов.

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Назовите имя и отчество Булгакова.

а) Михаил Андреевич

б) Михаил Александрович

в) Михаил Афанасьевич

г) Михаил Анатольевич

2. В каком городе родился М. А. Булгаков?

а) в Москве б) в Петербурге в) в Киеве г) в Рязани

3. В каком учебном заведении и на каком факультете учился М. А. Булгаков?

а) в Московском университете па медицинском факультете

б) в Петербургском университете на факультете словесности

в) в Киевском университете на медицинском факультете

г) в Казанском университете на юридическом факультете

4. Укажите профессию М. А. Булгакова.

а) учитель б) священник в) врач г) ученый

5. Какой год стал переломным в судьбе М. А. Булгакова, после чего он окончательно принял решение заняться писательским трудом?

а) 1917 г. б) 1918г. в) 1920г. г) 1925г.

6. Чью сторону принял М. А. Булгаков после революции?

а) встал в ряды Красной армии

б) поддерживал Белую армию

в) сочувствовал Петлюре

г) не поддерживал ни одну из сторон

7. Укажите, сколько сюжетных линий можно выделить в романе «Мастер и Маргарита»?

а) одну б) две в) три г) пять

8. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат б) Воланд в) Левий Матвей г) Мастер

9. Укажите, какая сцена является кульминацией романа «Мастер и Маргарита»?

а) Вальпургиева ночь б) бал Сатаны

в) представление в Варьете г) сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву

10. Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?

а) Варенуха б) Гелла в) кот Бегемот

11. В романе «Мастер и Маргарита« Воланд выполняет функции:

а) возмездия за грехи б) творца зла ради зла

в) искусителя г) справедливости

12. Иешуа в романе Мастера выступает как:

а) сумасшедший б) богочеловек

в) странствующий проповедник г) преступник

13. Образ Маргариты — центр романа. Она является символом:

а) христианского смирения б) мести и возмездия

в) любви, милосердия и вечной жертвенности г) зависти и подлости

14. Почему Мастер лишен «света», а заслужил только «покой»?

а) потому что прибегнул к помощи Сатаны

б) потому что он сломался и сжег свой роман

в) потому что добровольно ушел из жизни

г) потому что он хочет жить и творить в стране, где это невозможно







15. Какое объединение писателей высмеивает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита« под вымышленным названием МАССОЛИТ?

а) РАПП б) Союз советских писателей

в) ЛЕФ г) «Серапионовьи братья»



16. Укажите, какой проблемы нет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

а) проблема выбора и личной ответственности

б) проблема отцов и детей

в) проблема творчества

г) проблема положительного героя

17. Какое здание в Москве названо Воландом самым красивым и величественным?

а) здание Московского университета на Моховой

6) дом на Садовой

в) дом тетки А. С. Грибоедова

г) дом Пашкова (Румянцевская библиотека, ныне библиотека им. В. И. Ленина)

18. Какая сюжетная линия романа »Мастер и Маргарита» является сатирическим изображением Москвы и быта москвичей конца 20-х годов?

а) роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри

б) сюжетная линия, повествующая о любви Мастера и Маргариты

в) похождения Воланда и его свиты





19. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

...с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели,., человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью...

а) Понтий Пилат

б) Марк Крысобой

в) Левий Матвей

г) Иешуа Га-Ноцри

20. На традиции какого русского писателя опирается М. А. Булгаков в сатирическом изображении быта и нравов Москвы конца 20-х годов?

а) Д. И. Фонвизина

б) М. Е. Салтыкова-Щедрина

в) Н. В. Гоголя

г) А. С. Грибоедова

21. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

...ни на какую ногу описываемый не хромал, и роту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.., Рот какой- то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.

а) Алоизий Магарыч

6) Коровьев

в) Мастер

г) Воланд

22. Какое произведение сам автор называл «закатным романом»?

а) «Театральный роман» б) «Бег»

в) «Жизнь господина де Мольера» г) «Мастер и Маргарита»


Тема 3.3. Фантастическое и романтическое в произведениях 30-х годов.

Беседа по роману «Человек-амфибия»

1) О чём мечтал доктор Сальватор?

2) Возможно ли, на ваш взгляд, создание земноводного человека?

3) Со времен Беляева расширился и значительно усложнился круг самих научных проблем, стоящих перед человеком. Можете ли вы их назвать?

4) Как вы понимаете выражение «моральная ответственность ученого за своё открытие»?

5) Докажите, что «Человек-амфибия» А. Беляева действительно является романом.

6) Почему мы относим это произведение к жанру научной фантастики? Фантастика в «Человеке-амфибии» является темой или приёмом?

7)Чем отличается популярный сейчас жанр фэнтези от научно-популярной фантастики?

Темы докладов:

1. Фантастическое и реальное в произведениях М. Булгакова.

2. Творчество Александра Беляева.

3. История создания романа «Человек-амфибия».

4. Творчество В. Каверина.


Тема 4.1. Великая Отечественная война в литературе.

Вопросы и задания по теме:

Тема 4.2. Литература 50-х годов.

Вопросы и задания по теме:

Тема 4.3. Литература 60-80 годов.

Викторина по рассказу «Чудик» В. Шукшина

1 . Куда решил съездить Чудик в отпуске?

2. Что купил Чудик племяшам в подарок?

3. Сколько денег получил Чудик в сберкассе первый раз?

4. Где приземлился самолёт ,на котором летел Чудик?

5. Как он подписал телеграмму?

6. Как вы понимаете слово чудик? Какие ассоциации возникают у вас?

7. Какое первое впечатление производит чудик?

8. Почему о чудике мало сведений? Что для Шукшина важно?

9. Каким характером наделил автор своего героя ? Называйте качество и подтверждаете текстом.

10. Где находил писатель своих героев?

11. Что интересовало его больше всего в человеке?


Вариант задания для анализа рассказа «Срезал»

1. В чем своеобразие Глеба Капустина в ряду шукшинских чудиков?

2. Как вы понимаете основной конфликт рассказа?

3. Как вы объясните поведение Глеба Капустина, его желание «срезать» прибывающих на побывку бывших односельчан?

4. Проследите за ходом диалога-дискуссии. Каковы логические связи между высказываниями Капустина и Журавлева? Что позволяет Глебу одержать верх в разговоре с ученым? Или это – лишь кажущаяся победа?

5. Какие человеческие типы противопоставлены в рассказе?

6. На чьей стороне симпатии автора, какова авторская позиция в рассказе?


Вариант задания для анализа рассказа «Миль пардон, мадам!»


1. Как в этом суждении о рассказе Шукшина объясняется созданный писателем характер?

2. Чем обусловлено желание главного персонажа рассказать заведомо нелепую историю? Какова ваша оценка его поведения?

3. Чем объясняется реакция самого Броньки на собственный рассказ о неудавшемся «покушении»?


Написание реферата по теме: «Многообразие народных характеров в творчестве В. Шукшина».



Темы докладов:

  1. Творчество Василия Шукшина.

  2. В. Шукшин в кино.

  3. Поэзия Беллы Ахмадулиной.

  4. Творчество А. Вознесенского.

  5. Песенное творчество В. Высоцкого.

  6. Булат Окуджава.

  7. Афганская литература.


Тема 5.1. Драматургия 70-х годов.

Вопросы и задания для анализа пьесы А. Вампилова «Старший сын».

1. Вспомните, какое стечение обстоятельств  привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?

2. Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? 

3. Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? 

4. Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? 

5. Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? 

6. Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых  родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

7. Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? 


Тема 6.1. Городская проза.

Вопросы и задания по теме:

Устный опрос:

1. Биография В. Астафьева.

2. В.П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Какой смысл заключен в эпиграфе к рассказу?

3. Как раскрывается проблема экологии? Дать описание парка.

4. Нравственный облик современной молодежи. (Артемка-мыло, Стрекач и его банда, развлечения современной молодежи).

5. Как автор раскрывает проблему вымирания русских деревень и результаты сталинских репрессий?

6. В каких эпизодах Астафьев критикует застойный период жизни?

Письменный опрос:

1 вариант

1. Детство Людочки, ее родители.

2. Изнасилование Людочки.

3. Как отчим отомстил за смерть Людочки?


2 вариант

1. Жизнь Людочки в городе, знакомство с молодежью.

2. Почему Людочка покончила жизнь самоубийством?

3. Каков был отчет о состоянии морали в городе?

3 вариант

Написание мини-сочинения на тему: «Кто виноват в гибели Людочки?»


Тема 7.1. Деревенская проза

Вопросы и задания по теме:

1. Назовите произведения, которые написал Валентин Распутин.

2. Какие важные проблемы на ваш взгляд поднимает писатель в своих произведениях?

3. О чём идёт речь в повести «Прощание с Матёрой»?

4. Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?

5. Как писатель выявляет, кто есть кто?

6. Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?

7. Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

8. Кто противопоставлен Воронцову, Жуку?

9. Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

10. Как показана нравственная красота Дарьи?

11. Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?

12. В чём смысл конфликта повести?

13. Какие проблемы ставит Распутин в повести?

14. Как воспринимает молодое поколение трагедию Матёры?

15. Что символизирует прощание с Матёрой для жителей острова?

16. Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную в "Прощании с Матерой"?


  1. Формы контроля (выбираются разработчиком самостоятельно, учитывая специфику своей учебной дисциплины):


Устный опрос, собеседование, доклад, сообщение, коллоквиум, тестирование, контрольная работа, расчетно – графическая работа, эссе, реферат, творческие работы/задания/проекты, академический концерт, диктант, спортивные программы, деловая и ролевая игра, кейс – задачи, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, рабочая тетрадь, типовые задания для практических занятий и лабораторных работ и др.


  1. Критерии оценивания устного ответа


Критерии оценивания составляются разработчиком, учитывая специфику учебной дисциплины:

Приложение 2


Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Отечественная литература» для промежуточной аттестации обучающихся


БОУ СПО «Чувашское республиканское

училище культуры» (техникум)

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Зам. директора

______________В.В. Алексеева

«___»_____________2014 г.



Билеты по дисциплине «Отечественная литература»

1.Устное народное творчество. Особенности русского фольклора. Периодизация

2.Творчество Д.Мережковского. Основные мотивы лирики.



1.Устное народное творчество. Система жанров древнерусского фольклора.

2.Основные мотивы лирики М.Цветаевой.



1.Славянская мифология. Особенности мышления человека.

2.Основные мотивы лирики Н.Гумилева.



1.Древнерусская литература. Её особенности. Периодизация.

2.Деревенская проза. Творчество В.Распутина.



1.Система жанров древнерусской литературы. Основные темы.

2.Основные мотивы лирики А.Ахматовой.



1.Переводная и оригинальная литература Древней Руси. Основные памятники.

2.Основные мотивы лирики И. Северянина.



1.Памятники древнерусской литературы: «Повесть временных лет». Жанр летописи.

2.Творчество В. Шукшина.



1.Идейно-художественное своеобразие «Слово о полку Игореве».

2.Деревенская проза. Творчество Распутина «Прошание с Матерой»



1.Общая характеристика литературных направлений 18 века: классицизма, сентиментализма, просветительского реализма.

2.Военная проза. Творчество Б.Васильева.



1.Литературная деятельность В.М.Ломоносова.

2.Современная драматургия. Особенности драматургии А.Вампилова.



1.Общая характеристика литературы 18 века.

2.Военная проза. Творчество Ю. Бондарева.



1.Особенности русского романтизма. Поэзия В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.

Революционный романтизм поэтов-декабристов.

2.Сатира и юмор в русской литературе 20-х годов: И.Петрова,Н.Теффи, М.Зощенко.



1.Русский реализм. Жанровое богатство.

2. «Городская проза». Творчество Ю. Трифонова «Дом на набережной»



1.Реализм «маленьких трагедий» А.С.Пушкина. Проблема нравственности, талантливости и гениальности, философская глубина творчества.

2.Основные мотивы лирики А.Твардовского.



1.Философская проблематика «стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.

2.Основные направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм,. футуризм.



1.Значение творчества А.П.Чехова как драматурга в мировой литературе. Особенности «новой драмы»

2.Литература периода Великой Отечественной войны.



1.Творчество А.Розова. Театр «Современник».

2.Авторская песня в развитии литературного процесса музыкальной культуры народов



1.Мой любимый поэт серебряного века.

2.Мой любимый писатель 19 века.



1.Современная поэзия.

2.Творчество А.И.Солженицына. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Один день Ивана Денисовича».



1. Современная поэзия.

2. «Афганская литература». С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики»(по выбору студента)