Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции»
«Формирование речевых (коммуникативных) и читательских компетенций у обучающихся»
- Читательская компетенция включает в себя интерпретацию. Интерпретация текста - это высказывание учащимися своих толкований, формирование понимания того, что стоит за языковыми средствами
- Коммуникативная компетенция – способность осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности .
Актуальность проблемы
1. Бедный кругозор и речевое развитие
2.Непонимание устной речи
3.Неспособность учиться «добывать» знания
4. Непонимание устного вопроса
5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой.
6.Незнание типов чтения.
7. Отсутствие умения сопоставлять
8. Слабое умение анализировать
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды .
Работа с текстом формирует
- - способы концентрации внимания при чтении;
- - интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста;
- - приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы);
- - понимание текста (выделение его уровней).
Примерный план анализа текста любого типа речи:
- 1.Выразительное чтение текста.
- 2.Словарная работа.
- 3.Тема текста.
- 4.Идея текста.
- 5.Тип текста.
- 6.Стиль текста.
- 7.Выразительные средства речи и их роль.
Выразительное чтение: на основе обучения правильному интонированию
- умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы) умение выделять главную и второстепенную информацию текста .
- умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы)
- умение выделять главную и второстепенную информацию текста .
Словарная работа обеспечивает…
- осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры.
- осмысленность процесса понимания текста;
- расширение словарного запаса ученика,
- рост его культуры.
Дидактический материал
- В 5-6 кл. это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера.
- В 7-9 кл. это оценочно-информационные тексты публицистического характера.
- В 10-11 кл. текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.
Формы и методы организации работы с текстом
- комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»;
- сочинение-рассуждение;
- редактирование текста;
- изложения разных видов;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.
Дидактические игры
1 .«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3.«Переводчик». Замените иноязычное слово русским.
В сочинении ученика много дефектов.
Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
Дается первое и последнее предложения, которые тематически могут быть не связаны. Прошу составить и озаглавить текст.
Например:
первое предложение – « Прилетит вдруг волшебник »,
последнее – « Город был взят ».
Речевая, коммуникативная и читательская компетенции формируются на основе системной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Спасибо
за внимание