СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к актуальной теме выступления на МО "Формирование читательской компетенции (грамотности)"

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции»

  «Формирование речевых (коммуникативных) и читательских компетенций у обучающихся»

«Формирование речевых (коммуникативных) и читательских компетенций у обучающихся»

Читательская компетенция включает в себя интерпретацию. Интерпретация текста - это высказывание учащимися своих толкований, формирование понимания того, что стоит за языковыми средствами  Коммуникативная компетенция – способность осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности .
  • Читательская компетенция включает в себя интерпретацию. Интерпретация текста - это высказывание учащимися своих толкований, формирование понимания того, что стоит за языковыми средствами
  • Коммуникативная компетенция – способность осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности .
Актуальность проблемы 1. Бедный кругозор и речевое развитие 2.Непонимание устной речи 3.Неспособность учиться «добывать» знания 4. Непонимание устного вопроса 5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой. 6.Незнание типов чтения. 7. Отсутствие умения сопоставлять 8. Слабое умение анализировать

Актуальность проблемы

1. Бедный кругозор и речевое развитие

2.Непонимание устной речи

3.Неспособность учиться «добывать» знания

4. Непонимание устного вопроса

5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой.

6.Незнание типов чтения.

7. Отсутствие умения сопоставлять

8. Слабое умение анализировать

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды .  Работа с текстом формирует - способы концентрации внимания при чтении; - интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста; - приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы); - понимание текста (выделение его уровней).

Текст это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды .

Работа с текстом формирует

  • - способы концентрации внимания при чтении;
  • - интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста;
  • - приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы);
  • - понимание текста (выделение его уровней).
Примерный план анализа текста любого типа речи: 1.Выразительное чтение текста. 2.Словарная работа. 3.Тема текста. 4.Идея текста. 5.Тип текста. 6.Стиль текста. 7.Выразительные средства речи и их роль.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

  • 1.Выразительное чтение текста.
  • 2.Словарная работа.
  • 3.Тема текста.
  • 4.Идея текста.
  • 5.Тип текста.
  • 6.Стиль текста.
  • 7.Выразительные средства речи и их роль.
Выразительное чтение: на основе обучения правильному интонированию умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы) умение выделять главную и второстепенную информацию текста . умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы) умение выделять главную и второстепенную информацию текста .

Выразительное чтение: на основе обучения правильному интонированию

  • умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы) умение выделять главную и второстепенную информацию текста .
  • умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы)
  • умение выделять главную и второстепенную информацию текста .
Словарная работа обеспечивает…   осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры. осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры.

Словарная работа обеспечивает…

  • осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры.
  • осмысленность процесса понимания текста;
  • расширение словарного запаса ученика,
  • рост его культуры.
Дидактический материал В 5-6 кл. это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера. В 7-9 кл. это оценочно-информационные тексты публицистического характера. В 10-11 кл. текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.

Дидактический материал

  • В 5-6 кл. это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера.
  • В 7-9 кл. это оценочно-информационные тексты публицистического характера.
  • В 10-11 кл. текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.
Формы и методы организации работы с текстом комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»;  сочинение-рассуждение; редактирование текста;  изложения разных видов; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами;  составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.

Формы и методы организации работы с текстом

  • комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»;
  • сочинение-рассуждение;
  • редактирование текста;
  • изложения разных видов;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • работа с текстами-миниатюрами;
  • составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.
Дидактические игры 1 .«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.  2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3.«Переводчик». Замените иноязычное слово русским.  В сочинении ученика много дефектов.  Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

Дидактические игры

1 .«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3.«Переводчик». Замените иноязычное слово русским.

В сочинении ученика много дефектов.

Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

 Дается первое и последнее предложения, которые тематически могут быть не связаны. Прошу составить и озаглавить текст. Например: первое предложение – « Прилетит вдруг волшебник », последнее – « Город был взят ».

Дается первое и последнее предложения, которые тематически могут быть не связаны. Прошу составить и озаглавить текст.

Например:

первое предложение – « Прилетит вдруг волшебник »,

последнее – « Город был взят ».

Речевая, коммуникативная и читательская компетенции формируются на основе системной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Речевая, коммуникативная и читательская компетенции формируются на основе системной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание