СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование чувства патриотизма у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование интереса к традициям и культуре Коми республики у детей дошкольного возраста. Повышение педагогической компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания

Просмотр содержимого документа
«"Формирование чувства патриотизма у дошкольников"»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино















«Формирование чувства патриотизма у дошкольников»

Семинар-практикум



Разработала: Музыкальный руководитель

Жукова Галина Владимировна















Цель: Формировать интерес к традициям и культуре Коми республики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.

2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Предварительная работа: Изучение материала по данной теме, составление иллюстративной презентации, подбор музыкального репертуара, изготовление Коми орнамента для украшения кокошников.

Задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

  2. Воспитание положительного отношения к духовно – нравственным и нравственно патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

  3. Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

  4. Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть вежливыми, послушными)



Одной из задач системы образования в условиях реализации ФГОС ДО, является воспитание личности, готовой к жизни в изменяющемся мире. От педагогов зависит, смогут ли дети – будущие жители своего региона радостно, содержательно провести период своего детства и самореализоваться в дальнейшем.

Детство – Это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.



- Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. /В. Степанов

Детство также – это ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине… пусть ребенок восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина (В. Сухомлинский).

Приобщение детей к истокам культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя и других педагогов, а также родителей.

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному селу и улице, формировать чувство гордости за достижения родной страны.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, республику, свое село, нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его презрением, ненавистью, отчаянием может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой народ.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности, в повседневной жизни и на занятиях. Педагог должен постараться сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих их людей и помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Необходимо донести до сознания детей, своих воспитанников, что они являются носителями своей родной культуры.

Вводная часть:

Уважаемые коллеги, прежде, чем приступить к следующей части нашего семинара, скажите, пожалуйста, определение - что такое патриотическое воспитание; (воспитатели дают определение )

- назовите этапы патриотического воспитания дошкольников:

Предварительный - базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и общения с другими людьми, развитие нравственных чувств)

Художественно - ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством)

Когнитивно - эмоциональный (воспитание любви к своей стране, родному краю)

Эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания:

-окружающая среда; художественная литература и искусство; фольклор; практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания:

Повышение познавательной активности; эмоциональное восприятие дошкольников.

Формы патриотического воспитания: - образовательная деятельность, беседы, игры.

Как уже выше было сказано, тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ, а также родителей является основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников. Единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребенку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Для того, чтобы между сотрудниками детского сада и родителями взаимодействие было более продуктивным, необходимо, чтобы между ними был налажен хороший личностный контакт и правильное построение эффективного общения. Психологи предлагают определенные приемы установления хорошего контакта между собеседниками. Предлагаю вам, уважаемые коллеги , перечислить эти приемы. (Материал заранее распечатывается и раздается педагогам):

Приемы установления хорошего контакта между собеседниками:

- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует сверлить собеседника взглядом.

- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личностного пространства собеседника!

- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

-Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же, самое!» Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить: «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» (Из советов психологов)



Игра с педагогами:

Уважаемые коллеги, предлагаю вам провести ролевую игру – «Положительное взаимоотношение сотрудников и родителей в процессе подготовки к Коми празднику».

Для этого нужно распределить роли: «родители», «дети», «воспитатель, «музыкальный руководитель» и действовать по схеме;

Музыкальный руководитель – воспитатель – родитель – дети

Воспитатели обыгрывают различные ситуации, в которых происходит взаимодействие педагогов и родителей .

Затем педагоги разбиваются на подгруппы и выполняют различные функции:

1я подгруппа: Родители и педагоги изготавливают Коми кокошники для подгруппы «детей»;

2я подгруппа: «дети», совместно с «музыкальным руководителем» готовят Коми танец с помощью схем.

Представление номера:

Исполнение танца «Марья Моль» танцевальной группой «детей» (в Коми кокошниках, изготовленных «родителями») с использованием схем по построению танца.

Вывод: Тесное сотрудничество педагогов и других сотрудников, а также родителей дает положительные результаты в воспитании духовно-развитой личности.

Уважаемые коллеги, все мы живем на гостеприимной, доброжелательной Коми Земле. Так давайте любить и уважать ее, пусть наш любимый Коми край процветает и радует нас своей красотой.

А в заключение нашего мероприятия, предлагаю вам спеть под гитару песню про Коми край, на мотив песни «Что такое осень? Это небо…