СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений "Собираем грибы и ягоды" младшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений "Собираем грибы и ягоды" младшая группа»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Черных Натальи Олеговны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 18.01.2022

Группа: младшая группа (3-4 лет)

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «5»

Тема: "Собираем грибы и ягоды"

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

-Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

-Дети проявляют наглядно-действенное мышление;

-Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”

-Дети проявляют дружеские взаимоотношения.

-Дети знакомы с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;

-Дети понимают вопрос «Сколько?»

-Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

-Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)

-Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.


Цель: Формирование у детей представлений о множествах, умения сравнивать два равных и неравных по количеству элементов множества, а также умения уравнивать их двумя способами в процессе совместной образовательной деятельности.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

-Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

-Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей.

Развивающие:

-Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”;

-Развивать наглядно-действенное мышление;

Обучающие:

-Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»;

-Познакомить с приемами последовательного приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»;

-Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);

-Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Катя– продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.


Список использованной литературы:

  1. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Оборудование:  игрушка Лисы, набор одинаковых игрушек (грибы и ягоды) по 4 штук каждого, корзинка.






Предварительная работа

«Один – много»

Задачи: Развитие у детей умения раскладывать множество на элементы и составлять из элементов множество. Учить видеть много предметов, один и ни одного, определять данное количество соответствующими словами.

Ход: Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр. На ковре рассыпаны карандаши.

-Ребята, представляете, зайчик бежал и все уронил. Ребята, а что зайчик уронил?  

-Ребята, поможем Зайчику все карандаши собрать?

-Саша, сколько карандашей? (Много)

-Саша, возьми карандаш. Сколько у тебя карандашей? (Один)

-Катя, возьми карандаш. Сколько у тебя карандашей? (Один)

Воспитатель предлагает Диме и Оле взять один карандаш. Затем спрашивает у каждого ребенка, сколько у него карандашей. Каждый ребенок должен ответить: «Один».

-Ребята, посмотрите, сколько осталось карандашей на полу? (Ни одного)

- Ребята, а что надо сделать, чтоб карандашей в коробочке, стало «много»? (Положить в коробочку)

 Дети положили в коробочку карандаши. 

-Ребята, посмотрите, сколько у вас на руках карандашей? (Ни одного)

-Ребята, посмотрите, а теперь сколько карандашей в коробке? (много)


Индивидуальная работа:

«Помочь кубикам найти свой домик»

Задача: Развивать умение группировать предметы по цвету.

Ход:- Саша, смотри, кубики заблудились и не знают, как вернуться домой в коробку. Саша хочешь помочь кубикам вернуться домой в коробку?

-Саша, а какого цвета кубики?

- Саша, а какого цвета коробки, которые лежат на столе?

- У красных кубиков, домик кого цвета тогда?

- У синих кубиков, домик кого цвета тогда?

Саша, бери аккуратно красный кубик, и клади все красные кубики в красную коробку.

Саша кладёт все красные кубики в красную коробку.

Саша, а какие кубики нам осталось положить теперь?

Саша кладёт все синие кубики в синюю коробку.

-Саша, молодец, что помог кубикам найти свой домик!

Ход деятельности

Этапы деятельности

Методы

обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача:

- смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Эмоциональное стимулирование,

Беседа,

Демонстрация

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. Дети подходят к воспитателю с Лисичкой

- Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Кто это?

- Все верно, это Лисичка. Давайте поздороваемся с ней. Здравствуй, Лисичка!

Здравствуйте, ребята.

- Лисичка, а почему ты такая грустная?

Меня Ёжик попросил сходить в лес и собрать грибы и ягоды. Но надо их собрать поровну. Я собрала и совсем не знаю поровну их или нет. Ребята, вы мне сможете помочь узнать это?

- Ребята, поможем Лисичке?

Ответы детей

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание,
слушают воспитателя, вступают в диалог.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

2.Основной

2.1 Сравнение равных по количеству элементов множеств

Задачи:

Познакомить с приемами последовательного приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Учить сравнивать две равные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов

Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; Развивать наглядно-действенное мышление;

Формировать умение понимать вопрос «Сколько?”

Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей.

Объяснение, беседа, демонстрация, поощрение, игра

Воспитатель с помощью игрушки выкладывает на стол грибы и ягоды. Дети стоят у стола

-Ребята, как вы думаете, чего больше грибов или ягод?

Ответы детей.

-А как мы можем проверить это?

Ответы детей.

- Ребята, я вам предлагаю положить грибы и ягоды парами. Сначала в один ряд положить грибы, а потом около каждого гриба положить ягоды, а Лисичка будет внимательно следить за вами и запоминать. Катя, попробуй.

Воспитатель проговаривает вместе с ребенком.

- Один гриб – одна ягода,(3 раза)

Молодец, Машенька!

- Ребята, у нас есть лишние грибы? А есть лишние ягоды?

Ответы детей (нет).

- Так чего же больше, грибов или ягод?

Ответы детей (поровну).

Воспитатель обобщает, проводит рукой слева направо.

- Ребята, грибов столько же, сколько и ягод, а ягод столько же, сколько и грибов.

- Ребята, а сколько грибы?

Ответы детей (много).

- Верно. А сколько ягод?

Ответы детей (много).

- Верно. Грибов и ягод поровну - по много.

- Значит, Лисичка правильно все собрала в лесу?

Ответы детей (да).

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”

Дети проявляют наглядно-действенное мышление;

Дети понимают вопрос «Сколько?»

Дети знакомы с приемами последовательного приложения предметов одной группы к предметам другой;

Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)


2.2 Сравнение неравных по количеству элементов множеств и первый способ уравнивания

Задачи:

Развивать наглядно-действенное мышление;

Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем

убавления одного предмета из большей группы.

Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”;

учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей.

Беседа, объяснение, демонстрация.

-Видишь, Лисичка, ты все правильно собрала.

Ребята, я тут на дне корзинки нашла еще один гриб.

- Ребята, что нам делать?

Ответы детей.

- Да, давайте сравним заново.

Воспитатель добавил гриб в ряд.

- Ребята, у нас сейчас есть лишние ягоды?

Ответы детей (нет).

- А есть ли лишние грибы?

Ответы детей (да).

- Ребята, так чего больше, грибов или ягод?

Ответы детей (грибов).

- Верно, грибов больше, чем ягод, а ягод меньше, чем грибов. А как так получилось, что грибов стало больше?

Ответы детей (Лисичка нашла еще один гриб на дне корзины).

- Ребята, а как сделать так, чтобы грибов и ягод стало поровну?

Ответы детей (убрать один гриб).

- Ребята, а сейчас чего больше грибов или ягод?

Ответы детей (поровну).

- Верно, грибов столько же, сколько и ягод, а ягод столько же, сколько и грибов.

- Ребята, а сколько грибов?

Ответы детей (много).

- Верно. А сколько ягод?

Ответы детей (много).

- Верно. Грибов и ягод поровну - по много.

- Ребята, а что мы сделали, чтобы грибов и ягод стало поровну?

Ответы детей (убрали лишний гриб).

Ребята, но грибов я не могу никуда убрать, потому, что ему станет скучно одному. Что же нам теперь делать, как нам быть?

- Ребята, давайте сначала отдохнем, а потом придумаем, что нам делать!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сравнивают грибы и ягоды.

Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем убавления одного предмета из большей группы.

Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”

Дети проявляют наглядно-действенное мышление;

Дети понимают вопрос «Сколько?»

Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)


2.3 Физминутка

«Лиса»

Задачи:

способствовать снятию напряжения у детей, переключению их внимания

Показ, чтение художественного слова, поощрение

- Ребята, давайте встанем так, чтобы никому не мешать и представим, что мы стали белочками.

Лисонька по лесу шла (ходьба на месте),
Хвостиком снежок мела (подражание помахиванию хвостом),
А когда проголодалась (поглаживание живота),
За добычею помчалась (бег на месте).

Дети выполняют движения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности.

2.4. Второй способ уравнивания и сравнение равных по количеству элементов множеств

Задачи:

Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей;

Развивать наглядно-действенное мышление;

Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе

Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”;

учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение, поощрение

Дети стоят у стола

- Ребята, ну что же нам делать? Гриб убирать нельзя.

Ответы детей (найти еще одну ягоду).

- Ребята, а где мы сможем найти ягоду?

Ответы детей (в лесу).

- Все верно, давайте сходим в лес и найдем там еще одну ягоду.

Воспитатель, вместе с детьми идут в уголок “Природы” и ищут еще одну ягоду. После этого встают обратно на места.

- Теперь у нас есть еще одна ягода для Лисички. Давайте поставим рядом с грибом.

- Ребята, у нас есть лишние грибы? А есть лишние ягоды?

Ответы детей (нет).

- Так чего же больше, грибов или ягод?

Ответы детей (поровну).

Воспитатель обобщает, проводит рукой слева направо.

- Ребята, грибов столько же, сколько и ягод, а ягод столько же, сколько и грибов.

- Юля, а сколько грибов?

(много).

- Верно. А сколько ягод?

(много).

- Верно. Грибов и ягод поровну - по много.

- Ребята, а что мы сделали, чтобы грибов и ягод стало поровну?

Ответы детей (нашли одну ягоду в лесу и добавили её к остальным ягодам).

- Правильно! Молодцы, ребята!


Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сравнивают грибы и ягоды.

Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.

Дети проявляют наглядно-действенное мышление;

Дети понимают вопрос «Сколько?»

Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе

Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»

Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”


3.Подведение итогов ОД

Задача:

Продолжать формировать умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа, поощрение

Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем

-Лисичка, теперь у тебя грибов и ягод поровну. Можешь сложить их в корзинку.

Спасибо, ребята! Теперь и я научилась сравнивать грибы и ягоды. И теперь буду знать, что значит “поровну”. Но мне уже пора идти. До свидания, ребята!

- Ребята, давайте попрощаемся с Лисички. До свидания, Лисички!

С какими трудностями мы столкнулись? 

Ответы детей

- Ребята, а как мы их преодолели?

Ответы детей

- Замечательно! 

Дети отвечают на вопросы, слушают друг друга, выражают собственные чувства и мысли.

Дети анализируют процесс и результат образовательной деятельности, формулируют вывод.

4.Открытость

Задача:

Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа

Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность в режимных моментах.

- Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Сейчас, мы будем собственными руками делать грибочки из пластилина и устроим в группе выставку.

- Вы согласны?

Ответы детей

- Замечательно!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.