Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Черных Натальи Олеговны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
Дата: 18.01.2022
Группа: младшая группа (3-4 лет)
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Методист: Коковина Оксана Васильевна Оценка за конструкт – «5»
Тема: "Собираем грибы и ягоды"
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
-Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь.
-Дети проявляют наглядно-действенное мышление;
-Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну”
-Дети проявляют дружеские взаимоотношения.
-Дети знакомы с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
-Дети понимают вопрос «Сколько?»
-Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
-Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов)
-Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Цель: Формирование у детей представлений о множествах, умения сравнивать два равных и неравных по количеству элементов множества, а также умения уравнивать их двумя способами в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: -Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. -Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей. Развивающие: -Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; -Развивать наглядно-действенное мышление; Обучающие: -Формировать умение понимать вопрос «Сколько?»; -Познакомить с приемами последовательного приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; -Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов); -Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. | Катя– продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением. |
Список использованной литературы:
Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности
Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.
Оборудование: игрушка Лисы, набор одинаковых игрушек (грибы и ягоды) по 4 штук каждого, корзинка.
Предварительная работа
«Один – много»
Задачи: Развитие у детей умения раскладывать множество на элементы и составлять из элементов множество. Учить видеть много предметов, один и ни одного, определять данное количество соответствующими словами.
Ход: Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр. На ковре рассыпаны карандаши.
-Ребята, представляете, зайчик бежал и все уронил. Ребята, а что зайчик уронил?
-Ребята, поможем Зайчику все карандаши собрать?
-Саша, сколько карандашей? (Много)
-Саша, возьми карандаш. Сколько у тебя карандашей? (Один)
-Катя, возьми карандаш. Сколько у тебя карандашей? (Один)
Воспитатель предлагает Диме и Оле взять один карандаш. Затем спрашивает у каждого ребенка, сколько у него карандашей. Каждый ребенок должен ответить: «Один».
-Ребята, посмотрите, сколько осталось карандашей на полу? (Ни одного)
- Ребята, а что надо сделать, чтоб карандашей в коробочке, стало «много»? (Положить в коробочку)
Дети положили в коробочку карандаши.
-Ребята, посмотрите, сколько у вас на руках карандашей? (Ни одного)
-Ребята, посмотрите, а теперь сколько карандашей в коробке? (много)
Индивидуальная работа:
«Помочь кубикам найти свой домик»
Задача: Развивать умение группировать предметы по цвету.
Ход:- Саша, смотри, кубики заблудились и не знают, как вернуться домой в коробку. Саша хочешь помочь кубикам вернуться домой в коробку?
-Саша, а какого цвета кубики?
- Саша, а какого цвета коробки, которые лежат на столе?
- У красных кубиков, домик кого цвета тогда?
- У синих кубиков, домик кого цвета тогда?
Саша, бери аккуратно красный кубик, и клади все красные кубики в красную коробку.
Саша кладёт все красные кубики в красную коробку.
Саша, а какие кубики нам осталось положить теперь?
Саша кладёт все синие кубики в синюю коробку.
-Саша, молодец, что помог кубикам найти свой домик!
Ход деятельности
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: - смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Эмоциональное стимулирование, Беседа, Демонстрация | Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. Дети подходят к воспитателю с Лисичкой - Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Кто это? - Все верно, это Лисичка. Давайте поздороваемся с ней. Здравствуй, Лисичка! Здравствуйте, ребята. - Лисичка, а почему ты такая грустная? Меня Ёжик попросил сходить в лес и собрать грибы и ягоды. Но надо их собрать поровну. Я собрала и совсем не знаю поровну их или нет. Ребята, вы мне сможете помочь узнать это? - Ребята, поможем Лисичке? Ответы детей | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание, слушают воспитателя, вступают в диалог. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
2.Основной 2.1 Сравнение равных по количеству элементов множеств Задачи: Познакомить с приемами последовательного приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Учить сравнивать две равные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; Развивать наглядно-действенное мышление; Формировать умение понимать вопрос «Сколько?” Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей. | Объяснение, беседа, демонстрация, поощрение, игра | Воспитатель с помощью игрушки выкладывает на стол грибы и ягоды. Дети стоят у стола -Ребята, как вы думаете, чего больше грибов или ягод? Ответы детей. -А как мы можем проверить это? Ответы детей. - Ребята, я вам предлагаю положить грибы и ягоды парами. Сначала в один ряд положить грибы, а потом около каждого гриба положить ягоды, а Лисичка будет внимательно следить за вами и запоминать. Катя, попробуй. Воспитатель проговаривает вместе с ребенком. - Один гриб – одна ягода,(3 раза) Молодец, Машенька! - Ребята, у нас есть лишние грибы? А есть лишние ягоды? Ответы детей (нет). - Так чего же больше, грибов или ягод? Ответы детей (поровну). Воспитатель обобщает, проводит рукой слева направо. - Ребята, грибов столько же, сколько и ягод, а ягод столько же, сколько и грибов. - Ребята, а сколько грибы? Ответы детей (много). - Верно. А сколько ягод? Ответы детей (много). - Верно. Грибов и ягод поровну - по много. - Значит, Лисичка правильно все собрала в лесу? Ответы детей (да). | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь. Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” Дети проявляют наглядно-действенное мышление; Дети понимают вопрос «Сколько?» Дети знакомы с приемами последовательного приложения предметов одной группы к предметам другой; Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов) |
2.2 Сравнение неравных по количеству элементов множеств и первый способ уравнивания Задачи: Развивать наглядно-действенное мышление; Формировать умение понимать вопрос «Сколько?» Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем убавления одного предмета из большей группы. Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей. | Беседа, объяснение, демонстрация. | -Видишь, Лисичка, ты все правильно собрала. Ребята, я тут на дне корзинки нашла еще один гриб. - Ребята, что нам делать? Ответы детей. - Да, давайте сравним заново. Воспитатель добавил гриб в ряд. - Ребята, у нас сейчас есть лишние ягоды? Ответы детей (нет). - А есть ли лишние грибы? Ответы детей (да). - Ребята, так чего больше, грибов или ягод? Ответы детей (грибов). - Верно, грибов больше, чем ягод, а ягод меньше, чем грибов. А как так получилось, что грибов стало больше? Ответы детей (Лисичка нашла еще один гриб на дне корзины). - Ребята, а как сделать так, чтобы грибов и ягод стало поровну? Ответы детей (убрать один гриб). - Ребята, а сейчас чего больше грибов или ягод? Ответы детей (поровну). - Верно, грибов столько же, сколько и ягод, а ягод столько же, сколько и грибов. - Ребята, а сколько грибов? Ответы детей (много). - Верно. А сколько ягод? Ответы детей (много). - Верно. Грибов и ягод поровну - по много. - Ребята, а что мы сделали, чтобы грибов и ягод стало поровну? Ответы детей (убрали лишний гриб). Ребята, но грибов я не могу никуда убрать, потому, что ему станет скучно одному. Что же нам теперь делать, как нам быть? - Ребята, давайте сначала отдохнем, а потом придумаем, что нам делать! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети сравнивают грибы и ягоды. | Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем убавления одного предмета из большей группы. Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь. Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” Дети проявляют наглядно-действенное мышление; Дети понимают вопрос «Сколько?» Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Дети сравнивают две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов) |
2.3 Физминутка «Лиса» Задачи: способствовать снятию напряжения у детей, переключению их внимания | Показ, чтение художественного слова, поощрение | - Ребята, давайте встанем так, чтобы никому не мешать и представим, что мы стали белочками. Лисонька по лесу шла (ходьба на месте), Хвостиком снежок мела (подражание помахиванию хвостом), А когда проголодалась (поглаживание живота), За добычею помчалась (бег на месте). | Дети выполняют движения по образцу. Дети проявляют физическую активность. | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности. |
2.4. Второй способ уравнивания и сравнение равных по количеству элементов множеств Задачи: Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; Развивать наглядно-действенное мышление; Формировать умение понимать вопрос «Сколько?» Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе Развивать умение при ответе пользоваться словами «много», “поровну”; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» | Беседа, демонстрация, показ образца действий, объяснение, поощрение | Дети стоят у стола - Ребята, ну что же нам делать? Гриб убирать нельзя. Ответы детей (найти еще одну ягоду). - Ребята, а где мы сможем найти ягоду? Ответы детей (в лесу). - Все верно, давайте сходим в лес и найдем там еще одну ягоду. Воспитатель, вместе с детьми идут в уголок “Природы” и ищут еще одну ягоду. После этого встают обратно на места. - Теперь у нас есть еще одна ягода для Лисички. Давайте поставим рядом с грибом. - Ребята, у нас есть лишние грибы? А есть лишние ягоды? Ответы детей (нет). - Так чего же больше, грибов или ягод? Ответы детей (поровну). Воспитатель обобщает, проводит рукой слева направо. - Ребята, грибов столько же, сколько и ягод, а ягод столько же, сколько и грибов. - Юля, а сколько грибов? (много). - Верно. А сколько ягод? (много). - Верно. Грибов и ягод поровну - по много. - Ребята, а что мы сделали, чтобы грибов и ягод стало поровну? Ответы детей (нашли одну ягоду в лесу и добавили её к остальным ягодам). - Правильно! Молодцы, ребята! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети сравнивают грибы и ягоды. | Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, активизируется речь. Дети проявляют наглядно-действенное мышление; Дети понимают вопрос «Сколько?» Дети устанавливают равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей по количеству группе Дети понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» Дети при ответе пользуются словами «много», “поровну” |
3.Подведение итогов ОД Задача: Продолжать формировать умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа, поощрение | Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем -Лисичка, теперь у тебя грибов и ягод поровну. Можешь сложить их в корзинку. Спасибо, ребята! Теперь и я научилась сравнивать грибы и ягоды. И теперь буду знать, что значит “поровну”. Но мне уже пора идти. До свидания, ребята! - Ребята, давайте попрощаемся с Лисички. До свидания, Лисички! С какими трудностями мы столкнулись? Ответы детей - Ребята, а как мы их преодолели? Ответы детей - Замечательно! | Дети отвечают на вопросы, слушают друг друга, выражают собственные чувства и мысли. | Дети анализируют процесс и результат образовательной деятельности, формулируют вывод. |
4.Открытость Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа | Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность в режимных моментах. - Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Сейчас, мы будем собственными руками делать грибочки из пластилина и устроим в группе выставку. - Вы согласны? Ответы детей - Замечательно! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |