СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной сферы:

Шаги

У ведущего мяч. Дети выстраиваются в одну ровную линию на определенном расстоянии от взрослого, и каждый задумывает слово по заданной теме, допустим дерево. Ведущий бросает мяч одному из игроков, игрок ловит его и выговаривает по слогам свое слово, делая на каждом слоге один шаг. Задача игрока – быстрее добраться до ведущего, а значит, придумать наиболее длинные слова. Тема игры может быть любой.

 

Дотронься до…

Ребенку предлагается как можно быстрее найти и дотронуться до всех синих (высоких, гладких…) предметов.

 

Что  нас отличает

Инструкция: Пусть один из вас побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то признаку. Ведущий должен угадать, что нас отличает.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование и развитие воображения

у детей с ограниченными возможностями здоровья


Одной из задач умственного воспитания детей в СК(О)У является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте.       Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос о судьбе одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.

Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

Воображение – это психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств.

В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

  • Первая из них состоит в том, чтобы, представлять несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Художник, задумывая картину и воплощая её в своём рисунке или на полотне, также дополняет представление людей о мире том, что придумано им и изображено на картине. То же самое делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия существования людей совершенно был создан новый мир – мир человеческой материальной и духовной культуры.

  • Вторая функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов.

  • Третья функция воображения – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.

  • Четвёртая функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии.

Виды воображения

Рассмотрим виды воображения. У человека различают следующие основные виды воображения:

Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле.

Пассивное – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве. Нельзя, правда, сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения вообще ничего нового нет. При желании его всегда можно отыскать, разложив продукт воображения на знакомые элементы, но к ним сущность воображения и его продукта нив коем случае не сводится.

Репродуктивное – это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же напоминают нечто, кем – либо уже сделанное (сотворённое).


Развитие воображения

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Задания на развитие воображения у детей с ОВЗ Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. В задачи таких заданий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями — для развития собственно воображения. Задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Задание 1. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Задание 2. Узнай предметы и нарисуй их

Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5—6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.



Задание 3. Кто больше придумает и нарисует

Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

Задание 4.  Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)

Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).

Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

Задание 5. Небывальщина

Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

Задание 6. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить (см. вкладки в № 43—44 за 2000 год и вкладку этого номера).

Задание 7. Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)

Необходимы 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ.
На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.

В нашем примере на рис. 1 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера, около домика — собака со щенятами, озеро покрыто снегом;

на рис. 2 — начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенятами забралась на крышу домика и лает, прося о помощи. Следующей, третьей, картинки нет. Ребенку предлагают придумать конец рассказа, напоминая в качестве помощи его название («Спасение собак»), а затем нарисовать картинку, например, такую, как на рис. 3.

Задание 8. Геометрические фигуры в предметах

Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 9. Волшебные картинки

Ребенку предлагаются картинка с изображением абстрактных фигур, а затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.



Задание 10. Опорные слова

На основе 3—4-х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.

Задание 11. История о ...

Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй.

Задание 12.Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.
Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Задание 13. Рисуем вместе

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.). Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

   Творчество заложено в детях природой. Они любят сочинят придумывать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество увядает, если к нему не проявляется интереса со сторон окружающих. А то как она будет развиваться завит от взрослого.



Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.

Дидро Д.


 Литературные источники:

  1. Боровик О. В.Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

  2. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

  3. Дьяченко О. М. б основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

  4. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51

  5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

  6. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.




ТЕСТ "ЕСТЬ ЛИ У ВАС ФАНТАЗИЯ".

Вам необходимо ответить на следующие вопросы. Рядом с вопросами находятся варианты ответов и баллы. Вам надо подсчитать количество баллов, набранных за ответы на вопросы.

 

ДА

НЕТ

1. Занимаетесь ли вы рисованием?

1

2

2. Часто ли грустите?

1

2

3. Когда рассказываете какой-нибудь подлинный случай, прибегаете ли к вымышленным подробностям для украшения?

1

0

4. Проявляете ли вы инициативу в работе?

2

I

5. Размашистый ли у вас почерк?

1

0

6. Руководствуетесь ли вы в одежде собственным вкусом больше чем модой?

2

1

7. Когда скучаете, рисуете ли вы фигурки?

0

1

8 .Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией?

1

0

9. Любите ли писать длинные письма?

2

1

10. Снятся ли вам необыкновенные сны?

1

0

11. Представляете ли себе место, в которое стремитесь попасть но знаете его только по рассказам знакомых?

1

0

12. Часто ли плачете в кино?

1

0


Результаты: 
14-16 баллов: у вас буйная фантазия. Если сумеете ей воспользоваться, жизнь может стать гораздо богаче и принести много радости окружающим людям. 
9-12 баллов: ваша фантазия - не из самых слабых, и только от вас зависит, сумеете ли вы её развить.

5-8 баллов: вы - реалист, не витаете в облаках. Но фантазия ещё никому не повредила 


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.  Быстро назовите дни недели в обратном порядке.

2.  Быстро дотроньтесь до 10 предметов рукой (ногой, головой, коленом, мизинцем)

3.  Возьмите ручку и напишите свои имя и фамилию в обратном порядке, имена и отчества своих близких и знакомых.

4.  Включите музыку. Пусть потанцуют ваши глаза, нос, губы, язык челюсть

5.  Метод Леонардо да Винчи. В одной руке - один карандаш, в другой руке другой карандаш. Нарисуйте картинку одновременно двумя руками.

6.  Придумайте рифмы к словам:

День -...          Друг- ...         Книжка- ... Хлопушка-...         Грести- … Ночь - ...

7.  Произнесите стихотворение:          Однажды в студёную зимнюю пору 
         Я из лесу вышел, был сильный мороз

Шёпотом

С максимальной громкостью

С пулемётной скоростью

Со скоростью улитки

Как будто вы страшно замёрзли и т.д.

8. Психическая вибрация. Чтение текста с различным выражением лица (веселым, хмурым, сердитым, отсутствующим, грустным, счастливым, хитрым )

         Жил на свете старичок 
         Маленького роста 
         И смеялся старичок 
         Чрезвычайно просто: 
         Ха-ха-ха да хе-хе-хе 
         Хи - хи хи да бух - бух! 
         Бу-бу-бу да бе-бе-бе 
         Динь-динь-динь -да- трюх-трюх-трюх? 
         Раз увидя паука. 
         Страшно испугался, 
         Но схватившись за бока. 
         Громко рассмеялся: 
         Хи-хи-хи да ха-ха-ха 
         Хо-хо-хо да гуль-гуль! 
         Ги-ги-ги да га-га-га! 
         Го-го-го да будь-будь!

9. Круги. Каждому участнику вручается листок, и он должен нарисовать как можно больше предметов, элементом которых является круг. НАПРИМЕР, солнышко, цветок, яблоко, часы, пуговица, розетка, монетка и т.д.

Виды воображения у детей и взрослых

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Пятый способ акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

воображения. 
2. Особенности творческого мышления и воображения детей отклонениями в развитии. 
3. Тестирование учащихся класса. Результаты. 
4. Развитие творческого мышления и воображения учащихся школы.

         Творческое мышление и воображение составляют основ творческой деятельности человека. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность, которая создаёт нечто новое и необычное, интересное. 
         Творческая личность должна обладать способностями и знаниями, умениями, иметь определённые мотивы, благодаря которым создаётся что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение интуиция, компоненты умственной активности. 
         Не все, конечно, люди могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу, значит выполнять его качественно на более высоком уровне. И даже если мы выполняем повседневную работу - мастерим что-то, выращиваем растения, пишем письма, рисуем, играем - можем внести в работу что-то новое, неповторимое. Если у нас получается, мы испытываем радость. Творческий человек всегда чем-то увлечён. С творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

         В поведении человека можно различить 2 основных вида поступков. Один вид можно назвать воспроизводящим или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с памятью. Его сущность заключается в том, что человек воспроизводит и повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приём поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Когда наши дети рисуют дом, они вспоминают дом, в котором живут и который они видели на картинках. В этом случае общим является то, что деятельность не создаёт ничего нового, а воспроизводит то, что было. Такое сохранение прошлого опыта играет большую роз в приспособлении к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условия. Этот вид деятельности наиболее развит у наших детей. Они рисуют картины на основании прошлого опыта, говорят слова, услышанные ранее. Их словарный запас крайне ограничен. 
         Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой вид - комбинирующий или творческий. Результатом этого вида является не воспроизведение бывших в опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий.          Если бы деятельность человека ограничивалась одни воспроизведением старого, то человек был бы существо? обращенным только к прошлому. Именно творчески деятельность человека делает его существом, обращенным будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. 
         Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией. 
Проведём небольшой тест на исследование уровня воображения и творческого мышление учащихся.

ПРОВОДИТСЯ ТЕСТ    "Дорисуй фигурку"

         Ребятам необходимо дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получились законченные сюжетные картинки. На наглядном примере родители видят, как дети создают рисунки, предложенных фигурок. Подводятся результаты обследования.

         Из 9 человек, нарисовавших картинки: 1 учащийся нарисовал сюжетную картинку; 1 человек не смог дорисовать ничего; 7 человек дорисовали изображённые фигурки до геометрических, имеющих простую форму (овал, круг, треугольник, прямоугольник) 
         Подводятся итоги. Чтение книг, обсуждение содержания прочитанного, совместные творческие игры родителей и ваши детей сближают всех, помогают детям развивать воображение мышление, познать опыт, имеющийся у вас. 

ТЕСТ "ТАЛАНТЛИВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК?"

1. Умел ли ваш ребёнок читать в дошкольном возрасте: 
а) самостоятельно - 7 очков 
б) с помощью взрослого

2. Много читает, притом быстро: - 2 очка

3. Проявляет большой интерес к словарям, энциклопедиям, справочникам - 2 очка

4. Быстро научился читать, но есть проблемы с письмом (вопрос для мальчиков) - 1 очко

5. Больше всего ребёнку нравится контактировать с детьми более старшего возраста ему одинаково интересно расспрашивать их и играть с ними - 2 очка

6. С большим интересом общается со взрослыми - 2 очка

7. Задает много различных и неожиданных вопросов - 2 очка

8. Всегда ли старается выяснить причину каждого явления - 1 очко.

9. Ему бывает время от времени скучно, но если он попадает в ситуацию, которая его занимает, ребёнок проявляет необычайный интерес - 2 очка.

10. Совершенно чётко выражает своё отношение к другим - 1 очко.

11. Ребёнка раздражают однообразные обязанности, например, умывание, одевание - 1 очко.

12. Очень чувствителен к несправедливости, даже если она касается не его - 2 очка.

13. Проявляет большое чувство юмора - 2 очка.

14. У него богатый словарный запас, но ещё больше он поражает вас своими рассуждениями - 2 очка.

15. Ему нравятся сложные игры " шахматы, компьютерные игры, интеллектуальные - 2 очка.

16.Если учится в средней школе, что он стал менее любимым сверстниками, чем в начальных классах - 1 очко.

17. Наиболее охотно занимается и работает самостоятельно - 2 очка.

18. Его интересуют смысл жизни, происхождение человека, исторические события - 2 очка.

19. Он один из лучших в классе, хотя не прилагает к этому почти никаких усилий - 2 очка.

Подсчитайте полученные результаты:

Если баллов больше 10 - ваш ребёнок проявляет особые способности. Чем больше окажется итог, тем талантливее ребёнок.

Если число очков превышает 14, то для дальнейшего развития способностей вы должны обратиться за помощью к специалистам.