Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО»
Автор: Чен Марианна Вениаминовна
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Понятие развития навыков самостоятельной работы
Условия для развития навыков самостоятельной работы
Изучение инструктивной литературы для приобщения учащихся к самостоятельной работе
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Развитие у учеников навыков самостоятельной работы над произведениями является актуальной темой в становлении исполнителя-пианиста. Это важнейшая часть преподавательской работы. Без данных навыков обучение игре на фортепиано становится невозможным. Этим вопросом занимались наши современники и музыканты прошлого, такие как Г.Г. Нейгауз, И. Гофман, А.Б. Гольденвейзер, и другие.
Цель:
Изучение особенностей и методики развития навыков самостоятельной работы ученика пианиста.
Задачи:
1) Определить понятие самостоятельной работы
2) Описать условия внедрения методов для развития навыков самостоятельной работы учащихся
Понятие развития навыков самостоятельной работы
Основа успеха и результативности обучения в классе фортепиано – это развитие самостоятельности ученика в процессе его музыкального образования.
Педагогу необходимо развивать в учащихся следующие навыки самостоятельной работы: умение думать, умение слушать, умение понимать, умение видеть нотный текст. Развитие самостоятельной работы учащегося состоит из двух этапов. Первый происходит на самом уроке. Когда преподаватель находится рядом и контролирует своего ученика, исправляет ошибки. Это нужно для того, чтобы ученик понимал процесс работы и мог самостоятельно дома воспроизвести те же принципы при домашнем музицировании. Второй этап – это домашняя работа. Выполнение задач, данных на уроке. Оба этих раздела имеют тесную связь между собой. Чем интенсивней самостоятельная работа ученика на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и, соответственно, наоборот. Очень важным и решающим условием продуктивной и результативной самостоятельной работы начинающего пианиста является ясная постановка задач от преподавателя, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует цели, определяет последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.
Условия для развития навыков самостоятельной работы.
Педагог обязательно должен объяснить учащемуся как важны самостоятельные домашние задания. Они должны быть осмысленными, с четкими задачами и целями. Проведение долгого времени за инструментом может повлечь за собой механические действия без осмысленного процесса, что является не всегда полезным, исключение, когда играются произведения без художественного образа, в основном упражнения, или отрабатываются технически сложные места. Поэтому, важно регламентировать домашние занятия, составить режим, регулярные занятия должны войти в ежедневное расписание ученика. Педагог должен научить распределять рабочее время правильно. Для того, чтобы повысить эффективность развития самостоятельных навыков ученика, необходимо проговаривать на уроке, как распределить время, которое учащийся должен затратить на каждый вид домашнего задания. Гаммы играются 20-30 минут, этюды 30-50 мин, художественные произведения не менее одного часа. Конечно, данное распределение времени условно и определяется учебным материалом, трудностью и тем, как ученик с ним справляется. Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами. Также существует такое понятие, как обучающая пауза. Ученик может пропустить домашнее занятие перед уроком и не отработать материал дома, но, благодаря нашему мозгу, на уроке все пройдет успешно. Этим способом не стоит часто пренебрегать. Можно использовать его перед экзаменами, чтобы у учащегося не было «переигранности» произведения.
На ряду с работой с учениками необходимо общаться и с их родителями. Разъяснить, что их участие в развитии навыков самостоятельности имеет огромное значение. Это делается для того, чтобы они могли контролировать и мотивировать ученика на домашние занятия.
В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н. Римский-Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда».
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи. Для того, чтобы ученик осознал, по какой причине исполнение того или иного места в произведении не получается, педагог должен прибегнуть к наглядному методу сравнения.
Изучение инструктивной литературы для приобщения учащихся к самостоятельной работе
Работе над технической оснащённостью учащихся в классе фортепиано должно быть уделено серьёзное внимание. В процессе обучения может возникнуть необходимость сосредоточиться на определённом типе фактуры или пианистическом приёме. Поэтому в программы музыкальных школ включено изучение инструктивных этюдов. Инструктивный этюд – в отличие от художественной пьесы – позволяет учащемуся заострить внимание на качественном решении определённой пианистической задачи, нацелить его на сознательное восприятие и преодоление фактурных сложностей на основе их самостоятельного анализа. Для этого применяются такие методы, как: свободное падение руки учащегося на клавиатуру, на один из пальцев, извлечение звука штрихом нон-легато, постепенное объединение нескольких звуков с использованием объединяющего движения руки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильная и систематическая работа над развитием навыков самостоятельной работы способствует качественным занятиям дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, можно безусловно достигнуть положительных результатов.
В конечном итоге, когда ребёнок освоит эти навыки, они будут помогать ему при подготовке к экзамену, в котором нужно показывать самостоятельно выученное произведение, где помощь учителя исключена. Помощь преподавателя недолжна превращаться в наставничество, в таком случае ученик будет знать, что от него не требуют самостоятельного выполнения задач и усвоения материала, он всегда будет надеяться на педагога и полагаться только на урок. На том, кто исполняет произведение лежит ответственность перед автором и слушателями, так как именно исполнитель дает жизнь произведению. Для максимально близкой передачи замысла произведения ученику необходимо уметь выразить значимость вложенных в то или иное произведение идей. В воспитании понимания высокого значения искусства и самостоятельности музыканта исполнителя роль педагога имеет огромное значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.Б. Барсукова. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]: (Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/ С.Б.Барсукова. – Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.
2. Г. Коган. Работа пианиста. [Текст]/ Г. Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979.
3. Н.К. Метнер. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/ Н.К. Метнер. – Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.
4. В.А. Натансон. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.А. Натансон, Л.В. Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984.
5. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Г. Нейгауз. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988.
6. Е.М. Тимакин. Воспитание пианиста. [Текст]/ Е.М. Тимакин. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.
7. П.В. Халабузарь. Методика музыкального воспитания. [Текст]/ Е.М. Халабузарь, В.С. Попов, Н.Н. Добровольская. – Учебное пособие. – М.: Музыка. 1990.
8. А.П. Щапов. Фортепианная педагогика. [Текст]/ А.П. Щапов. – Методическое пособие. – М.: Советская Россия, 1960. – 169с.